Презентация, доклад глаз как оптическая система. Презентация - глаз как оптическая система Глаз как оптическая система презентация по физике


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Строение глаза Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино. Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Основные функции глаза: оптическая система, проецирующая изображение; система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга; "обслуживающая" система жизнеобеспечения.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок. Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок. Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза. Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Эпителиальный слой - поверхностный защитный слой, при повреждении восстанавливается. Так как роговица - бессосудистый слой, то за "доставку кислорода" отвечает именно эпителий, забирающий его из слезной пленки, которая покрывает поверхность глаза. Эпителий также регулирует поступление жидкости внутрь глаза. Эпителиальный слой - поверхностный защитный слой, при повреждении восстанавливается. Так как роговица - бессосудистый слой, то за "доставку кислорода" отвечает именно эпителий, забирающий его из слезной пленки, которая покрывает поверхность глаза. Эпителий также регулирует поступление жидкости внутрь глаза. Боуменова мембрана - расположена сразу под эпителием, отвечает за защиту и участвует в питании роговицы. При повреждении не восстанавливается. Строма - наиболее объемная часть роговицы. Основная ее часть - коллагеновые волокна, расположенные горизонтальными слоями. Также содержит клетки, отвечающие за восстановление.

Слайд 15

Описание слайда:

Десцеметова мембрана - отделяет строму от эндотелия. Обладает высокой Десцеметова мембрана - отделяет строму от эндотелия. Обладает высокой Эндотелий - отвечает за прозрачность роговицы и участвует в ее питании. Очень плохо восстанавливается. Выполняет очень важную функцию "активного насоса", отвечающего за то, чтобы лишняя жидкость не скапливалась в роговице (иначе произойдет ее отек). Таким образом эндотелий поддерживает прозрачность роговицы.

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

1 слайд

МОУ «Гимназия №2» Интегрированный урок физики и биологии «Глаз и его оптическая система.» Автор: Афанасьева З.Р учитель биологии, высшей категории, Оборудование: мобильный класс, Технология: ИКТ. 2007год

2 слайд

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении глаза с анатомо-физиологической точки зрения и как оптического прибора; закрепить умение рассчитывать оптическую силу линзы; развивать межпредметные связи и связь с жизнью; убедиться в необходимости соблюдения гигиены зрения; поддерживать интерес к физике.

3 слайд

План урока. Мотивация урока. Актуализация знаний. Строение глаза с анатомо-физиологической точки зрения (учитель биологии). Глаз как оптическая система. Ход световых лучей в глазе. Демонстрационные опыты (учитель физики). Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельный эксперимент учащихся: 1) сборка модели нормального глаза, получение на экране-«сетчатке» одновременно действительных перевернутых изображений близкого и далекого предметов (окна и оправы линзы); 2) сборка моделей близорукого и дальнозоркого глаза. Причины близорукости и дальнозоркости (учитель биологии). Исправление дефектов зрения с помощью очков. Фронтальные опыты по подбору собирающей линзы для очков, исправляющих дальнозоркость, и по устранению близорукости рассеивающей. Закрепление. Оптическая сила линзы, единицы оптической силы(практическая работа). Болезни глаз (катаракта, глаукома, бельмо) - выступление врача. Гигиена зрения. Профилактические меры по предупреждению близорукости, дальнозоркости. Гимнастика для глаз (советы медицинской сестры школы). Домашнее практическое задание. Рефлексия.

4 слайд

Зрительный анализатор Основной объём информации об окружающем мире человек получает по оптическому каналу.

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. Внешнее изображение Изображение внутри глаза на сетчатке Изображение восстановленное головным мозгом

8 слайд

Ход световых лучей в близоруком глазе и исправление дефекта зрения У некоторых людей резкое изображение предмета получается не на сетчатке, а перед ней – это близорукость. Какая линза исправит этот недостаток зрения? Рассеивающая

9 слайд

Ход световых лучей в дальнозорком глазе и исправление дефекта зрения У некоторых людей резкое изображение предмета получается не на сетчатке, а за ней – это дальнозоркость. Какая линза исправит этот недостаток зрения? собирающая

10 слайд

Подбор очков врачом – окулистом. Рецепт для ношения очков. Диагноз: близорукость D= -1,5 дптр. Диагноз: дальнозоркость D=+0,5 дптр

11 слайд

Болезни глаз. Катаракта-помутнение хрусталика. Бельмо на роговице Глаукома- эта болезнь связана с повышением внутриглазного давления

12 слайд

Гимнастика для глаз. Памятка «Береги глаза». 1 -е упражнение. Посмотреть вверх-вниз, направо-налево, произвести вращательное движение глазами сначала в одном направлении, затем в другом (10 мин). 2-е упражнение. Сильно зажмурить глаза, открыть. Повторить несколько раз. 3-е упражнение. Смотреть на ноготь пальца руки, то удаляя, то приближая его к носу.

13 слайд

Домашнее задание. О.У.- Исследовать и описать реакцию зрачков на свет. О.У. – Проследите за работой хрусталика. Опишите наблюдения. П.У. – Доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек. Т.У. – Доказать, что стекловидное тело имеет жидкую консистенцию.

14 слайд

Литература: Синдеев Ю. Г. Физика: Методика и практика преподавания. Ростов н/Д: Феникс, 2002. Каменский С. Е.Теория и методика обучения физике в школе. Москва: Просвещение, 2000. Камин А. Л.Физика: Развивающее обучение, 2003.

15 слайд

Рефлексия. Что дал мне сегодняшний урок? Чем ценен для меня изученный материал? Как я оцениваю свою работу на уроке? Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности, беспокойства? Испытываю ли я эмоциональный подъём, чувство удовлетворения от урока?

16 слайд

Приложение. Болезни глаз (выступление врача). Сегодня 9 человек из 10, пораженных заболеваниями глаз, можно уберечь от слепоты. И, тем не менее, ежегодно сотни тысяч жителей планеты погружаются во мрак. Трагический парадокс! Одной из причин слепоты, которую многие тысячелетия лечить считалось невозможным, является бельмо на роговице. Оно, как непроницаемые белые шторы, совершенно закрывает свет. Как снять завесу и тем самым дать возможность лучам света пройти в глаз? Академику В. П. Филатову (1875-1956) удалось разработать успешные методы лечения слепоты пересадкой роговицы. С помощью особого круглого острого ножа-трепанга вырезают диск бельма. Заранее готовят роговицу из глаза трупа и консервируют ее на холоде. Консервированную роговицу укладывают в просеченное отверстие, точно часовое стекло в ободок. Пересаженная роговица приживается, бельмо рассасывается, и больной ста новится зрячим. Наиболее частая причина слепоты - катаракта (помутнение хрусталика). Поскольку хрусталик не имеет ни нервов, ни сосудов, он не получает из крови необходимые для нормальной жизнедеятельности продукты. Источником питания хрусталика являются омывающие его жидкости: влага, находящаяся между роговицей и хрусталиком, а также стекловидное тело. Любые изменения в составе влаги или стекловидного тела (вследствие глазного или общего заболевания, действия радиации) могут отразиться на прозрачности хрусталика. По мере его помутнения, т.е. созревания катаракты, острота зрения снижается вплоть до слепоты. Лечение хирургическое. Операцию проводят под микроскопом. В 70-х гг. XX в. для удаления хрусталика применялся специальный инструмент, охлаждаемый до низкой температуры, к которому хрусталик просто примораживался и извлекался. В последние годы для лечения катаракты стали применять ультразвук: с его помощью содержимое хрусталика разжижается и выводится специальной иглой. Вся процедура занимает несколько минут. В этом случае разрез роговицы составляет всего 1,5 мм, требуется только один шов. Старый метод извлечения хрусталика требовал наложения 10 швов на разрезе роговицы длиной 15 мм. Легко понять, насколько новая операция более щадящая. Вторая половина операции состоит в пересадке искусственного хрусталика вместо удаленного. Наибольшую опасность для взрослых (40 лет и старше) представляет глаукома. Эта болезнь связана с повышением внутриглазного давления, что губительно действует на рецепторы глаза и приводит к прогрессивному ухудшению зрительной функции. В настоящее время глаукому лечат хирургически, восстанавливая отток жидкости из глаза по естественным каналам, которые вследствие болезни оказались суженными. Диаметр канала примерно 0,6 мм. Операцию проводят под микроскопом с использованием лазерных технологий.

Слайд 1

Глаз как оптическая система.
Выполнила: Новикова Дарья Ученица 8 в класса

Слайд 2

В.
В древности глазам приписывали мистические свойства. Они символизировали смысл и суть жизни, их изображение считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу кораблей, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра.
Глаз как оптическая система

Слайд 3

Большую часть информации об окружающем мире мы получаем благодаря зрению. Органом зрения человека является глаз – один из самых совершенных и вместе с тем простых оптических приборов.

Слайд 4

Строение глаза

Слайд 5

Глаз человека имеет шарообразную форму. Диаметр глазного яблока около 2,5 см. Снаружи глаз покрыт плотной непрозрачной оболочкой - склерой. Передняя часть склеры переходит в прозрачную роговую оболочку – роговицу, которая действует как собирающая линза и обеспечивает 75 % способности глаза преломлять свет.

Слайд 6

Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу. Главную роль здесь играет хрусталик.
Линзы
Вогнутые собирающие
Выпуклые рассеивающие
Оптическая сила линзы: D= 1/F. Измеряется в диоптриях
Где F – фокусное расстояние. Фокусное расстояние можно вычислить с помощью формулы тонкой линзы:
1/F= 1/f+1/d

Слайд 7

Коррекция близорукости осуществляется подбором рассеивающих линз
Коррекция дальнозоркости осуществляется подбором собирающих линз
Коррекция близорукости и дальнозоркости

Слайд 8

Упрощённая оптическая система глаза
Поток излучения, отраженный от наблюдаемого предмета, проходит через оптическую систему глаза и фокусируется на внутренней поверхности глаза – сетчатой оболочке, образуя на ней обратное и уменьшенное изображение (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое). Оптическую систему глаза составляют роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело. Особенностью этой системы является то, что последняя среда, проходимая светом непосредственно перед образованием изображения на сетчатке, обладает показателем преломления, отличным от единицы.

Слайд 9

Аккомодация – это способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза. Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика при помощи натяжения или расслабления ресничного тела. Когда ресничное тело натянуто, хрусталик растягивается и его радиусы кривизны увеличиваются. При уменьшении натяжения мышцы хрусталик под действием упругих сил увеличивает свою кривизну.
Аккомодация

Слайд 10

Миопия – данное состояние часто называют близорукостью. Она возникает, когда параллельные лучи света, попадающие в глаз, фокусируются перед сетчаткой. Для получения четкого изображения перед роговицей необходимо поместить вогнутую корригирующую линзу.
Миопия

Слайд 11

Гиперметропия
Гиперметропия – это состояние обычно называют дальнозоркостью. Оно возникает тогда, когда параллельные лучи света, попадающие в глаз, фокусируются за сетчаткой. Для того чтобы добиться четкого изображения при этом заболевании, требуется выпуклая увеличительная линза.

Слайд 12

Пресбиопия
С возрастом глаза теряют способность к фокусировке. В связи с этим становятся проблематичными действия, требующие тщательного рассмотрения объектов, например чтение. Хрусталик глаза становится менее эластичным и утрачивает способность производить достаточное увеличение. В таких ситуациях перед глазом необходимо поместить выпуклую линзу. Обычно людям, которые никогда не носили очки, коррекция для чтения становится нужна примерно в возрасте 45 лет.