Схема строения черепа. Череп. Мозговой и Лицевой отдел черепа


Скелет головы составляют парные и непарные кости, которые в совокупности носят название череп (cranium ) (рис. 1-6). Одни кости черепа являются губчатыми, другие - плоскими и смешанными.

Рис. 1. Череп, вид спереди (лицевая норма):

1 - лобная кость; 2 - теменная кость; 3 - клиновидная кость; 4 - височная кость- 5 - скуловая кость; 6 - решётчатая кость; 7 - слезная кость; 8 - носовая кость; 9 - верхняя челюсть левая; 10 - нижняя челюсть; 11 - нижняя носовая раковина; 12 — сошник

Рис. 2. Череп, вид сбоку (латеральная норма):

1 — теменная кость; 2 — лобная кость; 3 — решётчатая кость; 4 — слезная кость; 5 — носовая кость; 6 — верхняя челюсть правая; 7 — скуловая кость; 8 — нижняя челюсть; 9 — клиновидная кость; 10 — височная кость; 11 — затылочная кость

В черепе выделяют два отдела, различных по развитию и функциям. Мозговой череп (neurocranium) образует полость для головного мозга и некоторых органов чувств. В нем выделяют свод (calvaria) и основание (basis) . Лицевой череп (viscerocranium) является вместилищем большей части органов чувств и начальных отделов дыхательной и пищеварительной систем.

Рис. 3. Череп, вид в затылочной норме:

1 — теменная кость правая; 2 — затылочная кость; 3 — височная кость правая; 4 — клиновидная кость; 5 — нёбная кость; 6 — верхние челюсти; 7 — нижняя челюсть

Мозговой череп состоит из 8 костей: парных — теменной и височной, а также непарных — затылочной, лобной, клиновидной и решётчатой. К лицевому черепу относятся 13 костей, из которых нижняя челюсть, сошник и подъязычная кости — непарные, а верхняя челюсть, скуловая, нёбная, слезная, носовая и нижняя носовая раковина — парные.

Рис. 4. Череп в вертикальной норме:

1 — носовые кости; 2 — лобная кость; 3 — теменная кость правая; 4 — затылочная кость; 5 — скуловая кость левая

Кости черепа имеют ряд особенностей. В костях мозгового черепа, составляющих его свод, различают наружную и внутреннюю пластинки компактного вещества и расположенное между ними губчатое вещество, носящее название диплоэ (diploe) (см. рис. 5, врезка). Оно пронизано диплоическими каналами, содержащими диплоические вены. Наружная пластинка свода (lamina externa) гладкая, покрыта надкостницей (periosteum) . Надкостницей для внутренней пластинки (lamina interna) служит твердая оболочка головного мозга. Внутренняя пластинка костей черепа тонкая, содержит много неорганических и мало органических веществ, поэтому она хрупкая и ломкая. При травмах черепа ее перелом происходит чаще, чем перелом наружной пластинки.

Надкостница костей черепа плотно срастается с костями в области швов, а на остальном протяжении она соединяется с костями рыхло и ограничивает поднадкостничное клетчаточное пространство в пределах одной кости. В этом пространстве возможно возникновение гнойников и гематом.

Рис. 5.

1 — теменная кость правая; 2 — затылочная кость; 3 — височная кость правая; 4 — клиновидная кость; 5 — сошник; 6 — нёбная кость правая; 7 — нижняя челюсть; 8 — верхняя челюсть правая; 9 — нижняя носовая раковина правая; 10 — носовая кость правая; 11 — решётчатая кость; 12 — лобная кость. На врезке — губчатое вещество костей свода черепа — диплоэ (diploe)

Внутренняя поверхность костей мозгового черепа содержит вдавления и возвышения, соответствующие извилинам и бороздам головного мозга, а также разветвленные борозды — след прилегания к костям черепа сосудов и синусов твёрдой оболочки головного мозга. В некоторых местах череп имеет отверстия, служащие для прохождения эмиссарных вен, соединяющих между собой венозные синусы твердой оболочки головного мозга, диплоические и наружные вены головы. Самые большие из этих отверстий — теменное и сосцевидное. Некоторые кости черепа: лобная, решётчатая, клиновидная, височная и верхняя челюсть — содержат полости, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом. Эти кости называются воздухоносными.

Рис. 6.

1 — верхние челюсти; 2 — нёбные кости; 3 — скуловая кость левая; 4 — клиновидная кость; 5 — затылочная кость; 6 — височная кость правая; 7 — сошник

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Череп защищает от внешних воздействий головной мозг и органы чувств и дает опору лицу, начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем. Строение черепа условно подразделяют на мозговой и лицевой отделы. Мозговой отдел черепа является вместилищем для головного мозга. Другой (лицевой) отдел является костной основой лица и начальных отделов пищеварительного и дыхательного путей.

Строение черепа

  1. теменная кость;
  2. венечный шов;
  3. лобный бугор;
  4. височная поверхность большого крыла клиновидной кости;
  5. слезная кость;
  6. носовая кость;
  7. височная ямка;
  8. передняя носовая ость;
  9. тело верхнечелюстной кости;
  10. нижняя челюсть;
  11. скуловая кость;
  12. скуловая дуга;
  13. шиловидный отросток;
  14. мыщелковый отросток нижней челюсти;
  15. сосцевидный отросток;
  16. наружный слуховой проход;
  17. ламбдовидный шов;
  18. чешуя затылочной кости;
  19. верхняя височная линия;
  20. чешуйчатая часть височной кости.

  1. венечный шов;
  2. теменная кость;
  3. глазничная поверхность большого крыла клиновидной кости;
  4. скуловая кость;
  5. нижняя носовая раковина;
  6. верхнечелюстная кость;
  7. подбородочный выступ нижней челюсти;
  8. полость носа;
  9. сошник;
  10. перпендикулярная пластинка решетчатой кости;
  11. глазничная поверхность верхнечелюстной кости;
  12. нижняя глазничная щель;
  13. слезная кость;
  14. глазничная пластинка решетчатой кости;
  15. верхняя глазничная щель;
  16. скуловой отросток лобной кости;
  17. зрительный канал;
  18. носовая кость;
  19. лобный бугор.

Строение черепа мозгового отдела человека развивается вокруг растущего мозга из мезенхимы, которая дает начало соединительной ткани (перепончатая стадия); в основании черепа затем развивается хрящ. В начале 3-го месяца внутриутробной жизни основание черепа и капсулы (вместилища) органов обоняния, зрения и слуха хрящевые. Боковые стенки и свод мозгового отдела черепа, минуя хрящевую стадию развития, начинают окостеневать уже в конце 2-го месяца внутриутробной жизни. Отдельные части костей в последующем объединяются в единую кость; так, например, формируется из четырех частей. Из мезенхимы , окружающей головной конец первичной кишки, между жаберными карманами, развиваются хрящевые жаберные дуги. С ними связано формирование лицевого отдела черепа.

Строение черепа: отделы

Череп человека состоит из 23 костей: 8 парных и 7 непарных. Черепные кости имеют определенный краниосакральный ритм. С его амплитодуй вы можете ознакомиться в этом . Кости крыши черепа плоские, состоят из более толстой наружной и тонкой внутренней пластинок плотного вещества. Между ними заключено губчатое вещество (диплоэ), в ячейках которого находятся костный мозг и кровеносные сосуды. Строение черепа таково, что аа внутренней поверхности костей крыши имеются ямки, это пальцевые вдавления. Ямки соответствуют мозговым извилинам, а возвышения между ними – бороздам. Кроме того, на внутренней поверхности черепных костей видны отпечатки кровеносных сосудов – артериальные и венозные борозды.

Мозговой отдел черепа у взрослого человека образуют следующие кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные. Лицевой отдел черепа образован большей частью парными костями: верхнечелюстными, небными, скуловыми, носовыми, слезными, нижними носовыми раковинами, а также непарными: сошником и нижней челюстью. К висцеральному (лицевому) черепу принадлежит и подъязычная кость.

Мозговой отдел черепа

входит в состав задней стенки и основания мозгового отдела черепа. Она состоит из четырех частей, расположенных вокруг большого (затылочного) отверстия: базилярной части впереди, двух латеральных и чешуи сзади.

Чешуя затылочной кости образует изгиб в том месте, где основание черепа сзади переходит в его крышу. Здесь находится наружный затылочный выступ, к которому прикрепляется выйная связка. Направо и налево от возвышения по поверхности кости проходит шероховатая верхняя выйная линия, вдоль которой справа и слева прикрепляются трапециевидные мышцы, участвующие в поддержании черепа в равновесии. От середины наружного затылочного выступа вниз к большому (затылочному) отверстию проходит невысокий наружный затылочный гребень, по бокам которого заметны шероховатая нижняя выйная линия. На внутренней поверхности чешуи затылочной кости видны четыре большие ямки, которые отделены одна от другой гребнями, образующими крестообразное возвышение. В месте их пересечения находится внутренний затылочный выступ. Этот выступ переходит во внутренний затылочный гребень, который продолжается вниз до большого (затылочного) отверстия. Вверх от внутреннего затылочного выступа направляется борозда верхнего сагиттального синуса. От выступа вправо и влево отходит борозда поперечного синуса.

Затылочная кость, вид сзади

  1. наружный затылочный выступ;
  2. верхняя выйная линия;
  3. нижняя выйная линия;
  4. мыщелковая ямка;
  5. яремный отросток;
  6. затылочный мыщелок;
  7. внутрияремный отросток;
  8. базилярная часть;
  9. глоточный бугорок;
  10. яремная вырезка;
  11. мыщелковый канал;
  12. наружный затылочный гребень;
  13. затылочная чешуя.

Затылочная кость, вид спереди

  1. ламбдовидный край;
  2. затылочная чешуя;
  3. внутренний затылочный гребень;
  4. сосцевидный край;
  5. большое затылочное отверстие;
  6. борозда сигмовидного синуса;
  7. мыщелковый канал;
  8. яремная вырезка;
  9. скат;
  10. базилярная часть;
  11. латеральная часть;
  12. яремный бугорок;
  13. яремный отросток;
  14. нижняя затылочная ямка;
  15. борозда поперечного синуса;
  16. крестообразное возвышение;
  17. верхняя затылочная ямка.

имеет тело, от которого отходят в стороны (латерально) большие крылья, вверх и латерально – малые крылья, вниз свешиваются крыловидные отростки. На верхней стороне тела находится углубление, называемое турецким седлом, в центре его находится гипофизарная ямка, в которой помещается гипофиз – одна из желез внутренней секреции. Гипофизарная ямка сзади ограничена спинкой седла, спереди – бугорком седла. Внутри тела клиновидной кости находится воздухоносная полость – клиновидная пазуха, которая сообщается с полостью носа через апертуру клиновидной пазухи, находящуюся на передней поверхности тела и обращенную в носовую полость.

От передне-верхней поверхности тела кости в стороны отходят два малых крыла. У основания каждого из малых крыльев находится крупное отверстие зрительного канала, через него в глазницу проходит зри- тельный нерв. От нижне-боковых поверхностей тела латерально отходят большие крылья, лежащие почти во фронтальной плоскости и имеющие четыре поверхности. Задняя, вогнутая мозговая поверхность обращена полость черепа. Плоская глазничная поверхность четырехугольной формы обращена в глазницу. Выпуклая височная поверхность большого крыла образует медиальную стенку височной ямки. Подвисочный гребень отделяет височную поверхность от верхнечелюстной поверхности треугольной формы, расположенной между глазничной поверхностью и основанием крыловидного отростка. Между малыми и большими крыльями находится широкая верхняя глазничная щель, ведущая из полости черепа в глазницу. У основания большого крыла расположены отверстия: переднее (медиальное) – круглое отверстие (через него в крыловидно-нёбную ямку проходит верхнечелюстной нерв); латеральнее и кзади – более крупное овальное отверстие (через него в подвисочную ямку проходит нижнечелюстной нерв); еще латеральнее – остистое отверстие (через него в полость черепа входит средняя менингеальная артерия). От основания большого крыла вниз с каждой стороны отходит крыловидный отросток, в основании которого спереди назад идет крыловидный канал. Каждый крыловидный отросток разделяется на две пластинки – медиальную, заканчивающуюся крючком, и латеральную. Между ними на задней стороне находится крыловидная ямка.

Клиновидная кость, вид спереди

  1. апертура клиновидной пазухи;
  2. спинка седла;
  3. клиновидная раковина;
  4. малое крыло;
  5. верхняя глазничная щель;
  6. скуловой край;
  7. подвисочный гребень;
  8. кость клиновидной кости;
  9. крылонёбная борозда крыловидного отростка;
  10. крыловидный крючок;
  11. влагалищный отросток;
  12. клиновидный клюв (клиновидный гребень);
  13. крыловидная вырезка;
  14. крыловидный канал;
  15. круглое отверстие;
  16. подвисочный гребень;
  17. глазничная поверхность большого крыла;
  18. височная поверхность большого крыла.

Клиновидная кость, вид сзади

  1. зрительный канал;
  2. спинка седла;
  3. задний наклоненный отросток;
  4. передний наклоненный отросток;
  5. малое крыло;
  6. верхняя глазничная щель;
  7. теменной край;
  8. большое крыло;
  9. круглое отверстие;
  10. крыловидный канал;
  11. ладьевидная ямка;
  12. крыловидная ямка;
  13. крыловидная вырезка;
  14. борозда крыловидного крючка;
  15. влагалищный отросток;
  16. клиновидный клюв;
  17. тело клиновидной кости;
  18. медиальная пластинка крыловидного отростка;
  19. крыловидный крючок;
  20. латеральная пластинка крыловидного отростка;
  21. сонная борозда.

состоит из трех частей: чешуйчатой, барабанной и пирамиды (каменистой), располагающихся вокруг наружного слухового прохода, который ограничен преимущественно барабанной частью височной кости. Височная кость входит в состав боковой стенки и основания черепа. Спереди она примыкает к клиновидной, сзади – к затылочной кости. Височная кость служит вместилищем органа слуха и равновесия, который залегает в полостях ее пирамиды.

Каменистая часть имеет форму трехгранной пирамиды, вершина которой направлена к турецкому седлу тела клиновидной кости, а основание обращено назад и латерально, переходя в сосцевидный отросток. У пирамиды выделяют три поверхности: переднюю и заднюю, обращенные в полость черепа, и нижнюю, участвующую в образовании наружного основания черепа. На передней поверхности у вершины пирамиды находится тройничное вдавление, в котором лежит узел тройничного нерва, сзади от него – дугообразное возвышение, образованное находящимся в пирамиде верхним полукружным каналом костного лабиринта органа слуха и равновесия. Латерально от возвышения видна плоская поверхность – крыша барабанной полости и расположенные здесь два маленьких отверстия – расщелины каналов большого и малого каменистых нервов. По верхнему краю пирамиды, разделяющему переднюю и заднюю поверхности, проходит борозда верхнего каменистого синуса.

Височная кость, вид снаружи, сбоку

  1. чешуйчатая часть;
  2. височная поверхность;
  3. клиновидный край;
  4. скуловой отросток;
  5. суставной бугорок;
  6. каменисто-чешуйчатая щель;
  7. каменисто-барабанная щель;
  8. барабанная часть;
  9. шиловидный отросток;
  10. наружное слуховое отверстие;
  11. сосцевидный отросток;
  12. сосцевидная вырезка;
  13. барабанно-сосцевидная щель;
  14. сосцевидное отверстие;
  15. надпроходная ость;
  16. теменная вырезка;
  17. борозда средней височной артерии;
  18. теменной край.

На задней поверхности пирамиды находится внутреннее слуховое отверстие, переходящее во внутренний слуховой проход, который заканчивается пластинкой с отверстиями. Наибольшее отверстие ведет в лицевой канал. Мелкие отверстия служат для прохождения преддверно-улиткового нерва. На задней поверхности пирамиды находится наружное отверстие водопровода преддверия, а на нижнем крае открывается улитковый каналец. Оба канала ведут в костный лабиринт преддверно-улиткового органа. У основания задней поверхности пирамиды проходит борозда сигмовидного синуса.

На нижней поверхности пирамиды, у яремного отверстия, ограниченного вырезками височной и затылочной костей, находится яремная ямка. Латеральнее от нее виден длинный шиловидный отросток.

Височная кость, вид изнутри (с медиальной стороны)

  1. теменной край;
  2. дугообразное возвышение;
  3. барабанно-чешуйчатая щель;
  4. теменная вырезка;
  5. борозда верхнего каменистого синуса;
  6. сосцевидное отверстие;
  7. затылочный край;
  8. борозда сигмовидного синуса;
  9. задняя поверхность пирамиды;
  10. яремная вырезка;
  11. наружное отверстие водопровода преддверия;
  12. поддуговая ямка;
  13. наружное отверстие канальца улитки;
  14. борозда нижнего каменистого синуса;
  15. тройничное вдавление;
  16. верхушка пирамиды;
  17. скуловой отросток;
  18. клиновидный край;
  19. мозговая поверхность.

представляет собой четырехугольную пластинку, наружная поверхность ее выпуклая, в центре виден теменной бугор. Внутренняя поверхность кости вогнутая, на ней имеются артериальные борозды. Четыре края теменной кости соединяются с другими костями, образуя соответствующие швы. С лобной и затылочной образуются лобный и затылочный швы, с противоположной теменной костью – сагиттальный шов, с чешуей височной кости – чешуйчатый. Первые три края кости зазубрены, участвуют в образовании зубчатых швов, последний заострен – образует чешуйчатый шов. Кость имеет четыре угла: затылочный, клиновидный, сосцевидный и лобный.

Теменная кость, наружная поверхность

  1. теменной бугор;
  2. сагиттальный край;
  3. лобный угол;
  4. верхняя височная линия;
  5. лобный край;
  6. нижняя височная линия;
  7. клиновидный угол;
  8. чешуйчатый край;
  9. сосцевидный угол;
  10. затылочный край;
  11. затылочный угол;
  12. теменное отверстие.

состоит из вертикальной лобной чешуи и горизонтальных глазничных частей, которые, переходя друг в друга, образуют надглазничные края; носовая часть расположена между глазничными частями.

Лобная чешуя выпуклая, на ней видны лобные бугры. Выше надглазничных краев находятся надбровные дуги, которые, сходясь в медиальном направлении, образуют над корнем носа площадку – глабеллу. Латерально глазничный край продолжается в скуловой отросток, соединяющийся со скуловой костью. Внутренняя поверхность лобной кости вогнутая и переходит в глазничные части. На ней видна сагиттально ориентированная борозда верхнего сагиттального синуса.

Глазничная часть – правая и левая – это горизонтально расположенные костные пластинки, обращенные нижней поверхностью полость глазницы, а верхней – в полость черепа. Друг от друга пластинки отделены решетчатой вырезкой. На носовой части имеется носовая ость, участвующая в формировании носовой перегородки, по бокам от нее – отверстия (апертуры), ведущие в лобную пазуху – воздухоносную полость, находящуюся в толще лобной кости на уровне глабеллы и надбровных дуг.

Лицевое строение черепа представляет собой костную основу лица и начальных отделов пищеварительных и дыхательных путей, к костям лицевого отдела черепа прикрепляются жевательные мышцы.

Лобная кость, вид спереди

  1. лобная чешуя;
  2. лобный бугор;
  3. теменной край;
  4. лобный шов;
  5. надпереносье;
  6. скуловой отросток;
  7. надглазничный край;
  8. носовая часть;
  9. носовая кость;
  10. лобная вырезка;
  11. надглазничное отверстие;
  12. височная поверхность;
  13. надбровная дуга;
  14. височная линия.

  1. теменной край;
  2. борозда верхнего сагиттального синуса;
  3. мозговая поверхность;
  4. лобный гребень;
  5. скуловой отросток;
  6. пальцевые вдавления;
  7. слепое отверстие;
  8. носовая кость;
  9. решетчатая вырезка;
  10. глазничная часть.

образовано нижней поверхностью мозгового отдела черепа и частью лицевого отдела. Строение черепа переднего отдела сформировано костным нёбом и альвеолярной дугой, образованной верхнечелюстными костями. В срединном шве твердого нёба и в задне-боковых его отделах видны мелкие отверстия, через которые проходят тонкие артерии и нервы. Средний отдел образован височными и клиновидными костями, его передней границей являются хоаны, задней – передний край большого (затылочного) отверстия. Спереди от большого (затылочного) отверстия расположен глоточный бугорок.

Строение черепа. Наружное основание черепа

  1. нёбный отросток верхнечелюстной кости;
  2. резцовое отверстие;
  3. срединный нёбный шов;
  4. поперечный нёбный шов;
  5. хоана;
  6. нижняя глазничная щель;
  7. скуловая дуга;
  8. крыло сошника;
  9. крыловидная ямка;
  10. латеральная пластинка крыловидного отростка;
  11. крыловидный отрос- ток;
  12. овальное отверстие;
  13. нижнечелюстная ямка;
  14. шиловидный отросток;
  15. наружный слуховой проход;
  16. сосцевидный отросток;
  17. сосцевидная вырезка;
  18. затылочный мыщелок;
  19. мыщелковая ямка;
  20. нижняя выйная линия;
  21. наружный затылочный выступ;
  22. глоточный бугорок;
  23. мыщелковый канал;
  24. яремное отверстие;
  25. затылочно-сосцевидный шов;
  26. наружное сонное отверстие;
  27. шилососцевидное отверстие;
  28. рваное отверстие;
  29. каменисто-барабанная щель;
  30. остистое отверстие;
  31. суставной бугорок;
  32. клиновидно-чешуйчатый шов;
  33. крыловидный крючок;
  34. большое нёбное отверстие;
  35. скуловерхнечелюстной шов.

Рельеф внутреннего основания черепа обусловлен строением нижней поверхности мозга. Строение черепа этого отдела следующее: на внутреннем основании черепа различают три черепные ямки: переднюю, среднюю и заднюю. Передняя черепная ямка, в которой расположены лобные доли полушарий большого мозга, образована глазничными частями лобной кости, решетчатой пластинкой решетчатой кости, частью тела и малыми крыльями клиновидной кости. Задний край малых крыльев отделяет переднюю черепную ямку от средней черепной ямки, в которой располагаются височные доли полушарий большого мозга. В гипофизарной ямке турецкого седла находится гипофиз. Здесь строение черепа имеет свои особенности. Средняя черепная ямка образована телом и большими крыльями клиновидной кости, передней поверхностью пирамид и чешуйчатой частью височных костей. Кпереди от гипофизарной ямки проходит предперекрестная борозда, сзади возвышается спинка седла. На боковой поверхности тела клиновидной кости видна сонная бороздка, которая ведет к внутреннему отверстию сонного канала, у вершины пирамиды находится рваное отверстие. Между малыми, большими крыльями и телом клиновидной кости с каждой стороны расположена суживающаяся в латеральном направлении верхняя глазничная щель, через которую проходят глазодвигательный, блоковый и тройничный черепные нервы и глазной нерв (ветвь тройничного нерва). Кзади и книзу от щели находятся описанные выше круглое, овальное и остистое отверстия. На передней поверхности пирамиды височной кости, близ ее верхушки, видно тройничное вдавление.

Строение черепа. Внутреннее основание черепа

  1. глазничная часть лобной кости;
  2. петушиный гребень;
  3. решетчатая пластинка;
  4. зрительный канал;
  5. гипофизарная ямка;
  6. спинка седла;
  7. круглое отверстие;
  8. овальное отверстие;
  9. рваное отверстие;
  10. костистое отверстие;
  11. внутреннее слуховое отверстие;
  12. яремное отверстие;
  13. подъязычный канал;
  14. ламбдовидный шов;
  15. скат;
  16. борозда поперечного синуса;
  17. внутренний затылочный выступ;
  18. большое (затылочное) отверстие;
  19. затылочная чешуя;
  20. борозда сигмовидного синуса;
  21. пирамида (каменистая часть) височной кости;
  22. чешуйчатая часть височной кости;
  23. большое крыло клиновидной кости;
  24. малое крыло клиновидной кости.

По материалам сайта telegra.ph

Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.

Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.

Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.

К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа - так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости - надбровные дуги. Между ними пролегает углубление - надпереносье.

В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу - впадину для глаза - и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину. 

Лобная кость - непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).

Рис. 43

Теменная кость - парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор - выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов - венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.


Рис. 44

Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии - места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).

Рис. 45

Нижнебоковые стенки мозговой части черепа - это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди - тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление - нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.

Рис. 46

Другая часть черепа - лицевая - образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.

Верхняя челюсть - парная - имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз - до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ - переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток - луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.

Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей - подковообразная (рис. 47).

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Верхние боковые отростки нижней челюсти - передние венечные и задние суставные - служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.

Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Рис. 47

Рис. 48

Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Глазные впадины - глазницы - парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Рис. 49

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные - соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).

Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Рис. 50

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.

Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.

Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека - единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты - своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.

Тоновой рисунок черепа человека

Изображение черепа имеет свои особенности. С одной стороны, натура сама по себе малопривлекательна по известной причине, и удерживает у нее лишь сознание того, что это нужно. С другой стороны, это не натурная искусственная модель из пластмассы или папье-маше, имеющая хоть и соответствующие подлинной натуре формы, но все же в какой-то степени облагороженные, а если сказать вернее, сглаженные, и окраска поверхности светло-серая. Здесь же перед вами подлинный череп, имеющий особенную окраску неприятного оттенка, с пятнами, разрушающими и без того сложную форму.

Многое подскажет личная практика каждого из вас. Например, пятно или группа пятен, влияющих на нарушение зрительного восприятия отдельных частей общей формы, должны вами проигнорироваться. Надо учиться высматривать основное, видеть большую форму и подчинять ей подробности. Нужно видеть основные пропорции, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, всю форму лобной части, скул и челюстей и т.д. Конечно, это трудное дело дается не сразу.

При натурном рисовании надо ставить себе определенную конкретную задачу, например построение пропорции. Поскольку рисование с натуры во время учебы - занятие тренировочное, постольку так и надо к этому относиться. Здесь несовместимы с учебным рисунком фантазерство, формотворчество от себя, так же как и преждевременное увлечение сложными задачами.

Вы уже знаете, что в работе с натуры нет смысла сразу же браться за длительный подробный рисунок. Здесь каждый раз требуется втянуться в процесс рисования. Как у спортсмена перед стартом обязательно нужны разбег, разминка или у музыканта перед концертом - настрой, так и у вас перед длительной работой обязательны предварительные пробы в виде компоновочной зарисовки или выполнения карандашного этюда, в котором можно оперировать крупными, обобщенными массами, характерными для изображения черепа. Повторяем, что способность полного восприятия натуры вступает в силу позднее того момента, когда вы приступили к основной работе. Предварительная проба компоновки рисунка, зарисовка, ставящая целью найти общие пропорции, модуляцию крупных форм с помощью светотени, обостряют зрительное восприятие и внимание рисовальщика, после чего легко перейти к основному рисунку.

Есть еще одна особенность в рисовании с натуры. Дело в том, что в процессе работы перед завершением изображения у вас, как еще неопытных, наступает угасание сосредоточенности и необходимого восприятия своего рисунка и натуры, причем это происходит несколько раньше, чем почувствуете его. Вы могли сделать что-то на данном этапе работы значительно грамотнее и качественнее, если бы, увлекшись какой-то деталью, не заметили наступившей усталости. Что же делать в таком случае? Переключить свое внимание хотя бы на наброски, например, с той же натуры, но с другой точки зрения, в каком-либо ракурсе. В работе по рисованию черепа усталость вызывается чисто психологически, и вот здесь особо не увлекайтесь.

Рассмотрим работу над рисунком черепа более подробно, в ее последовательности, во взаимосвязанности всех этапов.

Череп нужно рисовать при искусственном освещении. Ввиду того что подлинный череп в условиях дневного света, не направленного, по большей части рассеянного, выглядит не контрастно, очертания его смягчены, для лучшего различения объема и важных деталей избирается направленный свет от электрического источника.

На первом же занятии по рисованию черепа необходимо прежде всего внимательно проанализировать натуру. Анализ проводите с учетом того, с какой точки зрения вам предстоит вести работу. Что такое анализ, вы уже знаете, но напомним вкратце, что это мысленное деление рисуемого объекта на отдельные элементы. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. К работе во время анализа требуется особый подход: здесь участвует ваше сознание, работает мозг, включается ясное логическое мышление.

При подробном анализе натуры нужны развитое пространственное мышление и образное воображение, чтобы яснее себе представлять и понимать структуру формы видимого предмета. В процессе необходимо рассмотреть череп со всех сторон. Получив представление о натурной модели, определите для себя все этапы предстоящей работы: начало, продолжение и завершение.

Выполните предварительный эскиз или этюд, зарисовку или компоновочный набросок, краткий вступительный рисунок, т.е. подходите к предстоящей работе с обостренным зрительным восприятием и вниманием к натуре. Итак, предварительное упражнение предназначено дать вам необходимый художнический «задел».

Сейчас вы уподобились строителям, закладывающим фундамент сооружения. Лист определенного формата (четверть ватманского размера) вы располагаете перед собой на мольберте в вертикальном положении. Еще раз продумайте компоновку рисунка, постарайтесь «увидеть» его словно бы уже законченным на этом формате.

Легкими линиями наметьте большую форму черепа. Разумеется, формат листа не позволит вам выполнить рисунок черепа в его натуральную величину - он окажется большим, «упрется» в края бумаги. Придерживайтесь неукоснительного соблюдения всех требований к работе, и к вам придет уверенность в том, что натура начала «слушаться» карандаш.

После того как наметили большую форму, переходите к определению основных пропорций черепа и его положения в пространстве - возможного наклона вперед или назад, в зависимости от постановки натуры. Чтобы это было легче сделать, проведите условные вспомогательные линии, одна из которых будет срединная (иначе ее называют профильной), другая - горизонтальная. Вспомогательные линии образуют крестообразную пересекаемость, определяющую положение (в данном случае черепа) натуры в пространстве. Срединная линия делит изображение точно пополам, если по отношению к рисовальщику череп расположен в анфас, т.е. прямо обращен лицевой частью. Но линия продолжает оставаться срединной и для различных положений натуры, так как проходит вертикально через середину лобной части, грушевидного отверстия носа, верхне- и нижнечелюстных костей. Горизонтальная линия в различных положениях натуры тоже условна; она проходит через середину глазных впадин и делит череп на две примерно равные части по высоте. От правильно проведенных вспомогательных линий зависит расположение черепа в формате.

Общие пропорции намечайте с обязательным привлечением геометрических объемов: например, череп можно «поместить» в параллелепипед. Пропорции определяйте на глаз, уточните, если надо, и одновременно переходите к построению перспективных плоскостей, ограничивающих объем черепа (поверхность лицевой, лобной и боковой частей). Всегда ориентируйтесь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии. Они хорошо «держат» построение. Уточняйте на основе этих двух ориентиров все составляющие передней части черепа по отношению друг к другу: лобной кости к глазным впадинам, скуловых костей к грушевидному отверстию, верхней челюсти к нижней.

Старайтесь на этом промежутке изображения все время ясно ощущать форму черепа со всеми его выпуклостями и вогнутостями, выступами и впадинами. Постоянно сравнивайте одно с другим. Такое сравнение очень помогает верно определить объемно-конструктивную форму черепа, его основных поверхностей (рис. 51).

Определив пропорциональные соотношения частей черепа и дав объемно-конструктивную характеристику составляющих его элементов, начинайте постепенно переходить к очередному этапу - детальной проработке всех конкретных форм.

Вы хорошо знаете, что данный этап работы самый трудный по причине тщательного исследования натуры. До сих пор вы строили изображение, будучи предельно внимательными к общему, к пропорциональным соотношениям частей, к поискам взаимосвязи всех элементов формы. Сейчас вы переходите к тому отрезку работы, когда нужно при любой степени отработки деталей все время сохранять общее.

Рис. 51

Быстро взглянув на натуру, зафиксируйте свое внимание на двух-трех точках, которые чисто условны, но станут своеобразными «центрами сосредоточения взгляда». Результатом здесь оказывается вдруг обнаружившаяся способность видеть всю конфигурацию черепа. Такое «видение» натуры сразу, целиком, не позволяет переключаться на какую-либо подробность, отвлекающую от общего.

Учитесь в процессе рисования с натуры пользоваться так называемым боковым зрением. И в этом случае рассматриваемая натура воспринимается только в ее общей норме, а деталей как бы не существует. Расплывчатость всех подробностей в предмете изображения не мешает видеть общее, а для рисовальщика это очень важно.

Следовательно, на этапе проработки деталей нужно все время видеть общее, не останавливаться на каком-то одном месте рисунка до полной законченности, а вести моделировку формы тоном постепенно и везде одновременно. Увлекательных мест в рисунке всегда достаточно, чтобы желать одно из них проработать до полного эффекта, но вам должно быть понятно, что в таком случае «частности» разрушают изображение, уводят в сторону от учебных задач, мешают становлению художника. Значит, нужен самоконтроль в процессе рисования, концентрация внимания в первую очередь на общем, минуя частности. Все теоретические сведения, как правило, очень быстро исчезают из памяти, забываются, если их не подкрепляют практическими упражнениями, начиная от быстрого рисования и заканчивая длительными изображениями.

Рис. 52

Работая карандашом, не используйте сразу всю его кроющую способность, ведите рисунок в среднюю силу, сохраняя достаточный запас светотеневых градаций для завершения изображения. Разнообразьте штриховку исходя из формы.

На последнем этапе работы над рисунком черепа - обобщающем - нужно еще раз проверить все изображение, отойти, посмотреть на него с некоторого расстояния, а затем приступить к завершению.

Теперь перед вами стоит задача - добиться такого изображения, когда рисунок воспринимается целостным, т.е. в нем правильно определена контрастность, заметна каждая деталь, подчиненная целому.

На завершающем этапе рисования очень важно проследить тональные соотношения и освещенность черепа в целом и его частей по мере их удаления и приближения к источнику света. Уберите излишнюю яркость рефлексов, так как они «спорят» с полутонами, высветлите, «успокойте» возможную перетемненность глазных впадин и грушевидного отверстия, другие теневые места изображения. Все это очень заметно, если отойти от рисунка и посмотреть на него «прищуром» глаз.

Четкость проработки элементов рисунка черепа на переднем плане должна превосходить все остальное (рис. 52).

Подведение итогов проделанной работы связано с проверкой общего состояния рисунка. Общее состояние рисунка должно быть таким, чтобы в изображении все выглядело тождественным (как «одно и то же») тому зрительному образу, который возник во время наблюдения натуры с определенной точки зрения. Понять это можно, если вы посмотрите на какой-либо конкретный предмет в окружении других, но выделив из них именно этот. Остальные предметы хоть и подчинены зрительному центру, но воспринимаются здесь менее детально. Когда конкретный предмет выделен, а остальные обобщены, зрительные объекты, ставшие образными отражениями в изображении, тождественны.

Непременное условие каждого длительного рисунка с натуры - правильность тона изображаемого предмета, выделение более тщательной проработкой самого главного в изображении и обобщение всей формы.

Контрольные вопросы. Практическое задание

1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?

2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.

3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?

4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?

5. Вспомните, какие швы соединяют кости?

6. Что такое альвеолярный отросток и к какой кости он относится?

7. Сколько отростков имеет верхнечелюстная кость? Назовите их.

8. Где находится в черепе сосцевидный отросток?

9. Где проходит лямбдовидный шов?

10. Какой кости принадлежит скуловой отросток?

11. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?

12. Выполните несколько набросков черепа с разных точек зрения.

Череп - костный каркас, состоящий из 23 костей. Он защищает головной мозг от повреждений. Данный каркас имеет 7 непарных и 8 парных костей.

Строение

В строении черепа выделяют два главных отдела – мозговой и лицевой. Его отделы выполняют ряд функций. Лицевой отдел черепа влияет на пищеварение, дыхание и органы чувств. Этот отдел состоит из непарных (нижняя челюсть, сошник, решетчатая и подъязычная кости) и парных (носовая, слезная, скуловая и небная кости, нижняя носовая раковина, верхняя челюсть) костей.

Непарные кости черепа человека обладают областями, заполненными воздухом. К воздушным полостям анатомы относят верхнюю челюсть, височную, лобную, клиновидную, решетчатую и парную кости. Верхние кости черепа плоские. Они состоят из пластинок, имеющих костное вещество, в ячейках которого находятся кровеносные сосуды и костный мозг.

Мозговой отдел черепа человека состоит из парных (височная и теменная) и непарных (лобная клиновидная и затылочная) костей. Данный отдел считается каркасом, защищающим головной мозг. Он находится над лицевым отделом. Теменная кость образует своды, а затылочная кость формирует основание черепа. Воздухоносная височная кость образовывает свод черепа, а также вмещает органы слуха. Воздухоносная лобная кость имеет носовую часть и две чешуи. Что касается воздухоносной клиновидной кости, то она состоит из тела, имеющего гипофиз, находящийся в гипофизарной ямке.

Кости черепа человека между собой соединены швами.

Функции

Человеческий череп является сложным костным органом, выполняющим следующие функции:

  • Служит крепким каркасом для органов чувств и головного мозга.
  • Его кости соединяют жевательные, мимические и шейные мышцы.
  • Участвует в пищеварении.
  • Принимает участие в процессе речи и образовании звуков.

Травмы

Травмы черепа являются серьезными патологическими состояниями, которые могут привести к тяжелым нарушениям работы человеческого организма: нарушению памяти и речи, психическим расстройствам, параличу. Самыми распространенными травмами считаются:

  • Черепно-мозговая травма.
  • Перелом основания черепа.
  • Перелом свода открытого и закрытого типа.

Перелом свода черепа сопровождается нарушением дыхания и потерей памяти. Этот перелом проявляется в форме гематомы волосяной части головы. Человека с такой травмой необходимо положить на ровную поверхность и наложить на голову повязку. Если человек без сознания, то его необходимо положить на носилки и под одну сторону туловища подложить валик либо подушку. При нарушении дыхания проводится искусственное дыхание, после чего больного срочно доставляют в больницу для осуществления медицинского обследования.

Если говорить о переломе основания черепа, то он характеризуется головной болью, головокружением, потерей сознания и кровотечением из ушей и носа. В подобной ситуации следует немедленно освободить ротовую полость и дыхательные пути от крови и спинномозговой жидкости. При нарушении дыхания нужно провести искусственное дыхание.

Черепно-мозговая травма ведет к сотрясению головного мозга. Она сопровождается головной болью, головокружением, потерей сознания, учащением пульса, тошнотой, рвотой, общей слабостью, бледностью лица, а также нарушением работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Такого пациента необходимо срочно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Кроме этого, на поверхность раны нужно немедленно наложить повязку, после чего осуществить госпитализацию.

Что касается внутричерепных образований, то они требуют трепанации черепа. Трепанация является хирургической операцией с образованием отверстия. Главная цель трепанации черепа – достижение травмированной зоны, в которой находится гематома либо другие новообразования.

Отделы черепа . Череп (cranium) состоит из мозгового и лицевого отделов . Все кости соединены между собой относительно неподвижно, кроме нижней челюсти, образующей комбинированный сустав, и подвижной подъязычной кости, лежащей свободно на шее. Кости мозгового черепа формируют вместилище для головного мозга, черепных нервов и органов чувств.

К мозговому отделу черепа (neurocranium) относятся 8 костей:

  • непарные - затылочная, клиновидная, решётчатая, лобная;
  • парные - теменная и височная.

К лицевому отделу черепа (splanchnocranium) относятся 15 костей:

  • непарные - нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость;
  • парные - верхняя челюсть, нёбная, скуловая, носовая, слёзная, нижняя носовая раковина.

Кости мозгового отдела . Кости мозгового черепа в отличие от костей лицевого черепа имеют ряд особенностей: на внутренней их поверхности есть отпечатки извилин и борозд головного мозга. В губчатом веществе залегают каналы для вен, а некоторые кости (лобная, клиновидная, решётчатая и височная) имеют воздухоносные пазухи.

Затылочная кость (os occipitale) состоит из чешуи , двух боковых частей и основной части . Эти части ограничивают большое отверстие, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом. Основная часть затылочной кости срастается с клиновидной костью, образуя своей верхней поверхностью скат. На наружной поверхности чешуи имеется наружный затылочный бугор. По бокам от большого затылочного отверстия находятся мыщелки (суставные поверхности, которые соединяются синастозом с суставной поверхностью первого позвонка). В основании каждого мыщелка проходит канал подъязычного нерва.


Затылочная кость (снаружи). 1 - большое затылочное отверстие; 2 - чешуя; 3 - боковая часть; 4 - мыщелок; 5 - канал подъязычного нерва; 6 - тело (основная часть); 7 - наружный затылочный гребень; 8 - наружный затылочный бугор

Клиновидная , или основная кость (os sphenoidale) состоит из тела и трёх пар отростков - больших крыльев, малых крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела находится так называемое турецкое седло, в ямке которого помещается гипофиз. В основании малого крыла имеется зрительный канал (зрительное отверстие).

Оба крыла (малое и большое) ограничивают верхнюю глазничную щель. На большом крыле имеются три отверстия: круглое, овальное и остистое. Внутри тела клиновидной кости находится воздухоносная пазуха, разделённая костной перегородкой на две половины.


Клиновидная (основная) и решетчатая кость . 1 - петушиный гребень решётчатой кости; 2 - продырявленная пластинка решётчатой кости; 3 - лабиринт решётчатой кости; 4 - отверстие, ведущее в пазуху клиновидной кости; 5 - пазуха клиновидной кости; 6 - малое крыло; 7 - большое крыло; 8 - круглое отверстие; 9 - овальное отверстие; 10 - остистое отверстие; 11 - перпендикулярная пластинка решётчатой кости; 12 - турецкое седло клиновидной кости; 13 - спинка турецкого седла; 14 - бугорок турецкого седла; 15 - верхняя глазничная щель; 16 - зрительный канал

Решётчатая кость (os ethmoidale) состоит из горизонтальной, или продырявленной, пластинки, перпендикулярной пластинки, двух глазничных пластинок и двух лабиринтов. Каждый лабиринт состоит из небольших воздухоносных полостей - ячеек, разделённых тонкими костными пластинками. С внутренней поверхности каждого лабиринта свисают две изогнутые костные пластинки - верхняя и средняя носовые раковины.

Лобная кость (os frontale) состоит из чешуи, двух глазничных частей и носовой части. На чешуе имеются парные выступы - лобные бугры и надбровные дуги. Каждая глазничная часть впереди переходит в надглазничный край. Воздухоносная пазуха лобной кости (sinus frontalis) разделена костной перегородкой на две половины.

Теменная кость (os parietale) имеет форму четырёхугольной пластинки; на её наружной поверхности находится выступ - теменной бугор.

Височная кость (os temporale) состоит из трёх частей: чешуи, каменистой части, или пирамиды, и барабанной части.

Височная кость заключает в себе орган слуха, а также каналы для слуховой трубы, внутренней сонной артерии и лицевого нерва. Снаружи на височной кости имеется наружный слуховой проход. Кпереди от него располагается суставная ямка для суставного отростка нижней челюсти. От чешуи отходит скуловой отросток, который соединяется с отростком скуловой кости и образует скуловую дугу. Каменистая часть (пирамида) имеет три поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю. На задней её поверхности находится внутренний слуховой проход, в котором проходят лицевой и преддверно-улитковый (стато-слуховой) нервы. Лицевой нерв выходит из височной кости через шило-сосцевидное отверстие. От нижней поверхности каменистой части отходит длинный шиловидный отросток. Внутри каменистой части находится барабанная полость (полость среднего уха) и внутреннее ухо. Каменистая часть имеет также сосцевидный отросток (processus mastoideus), внутри которого заключены маленькие воздухоносные полости - ячейки. Воспалительный процесс в ячейках сосцевидного отростка носит название мастоидита .


Височная кость (правая). А - вид снаружи; Б - вид изнутри; 1 - чешуя; 2 - скуловой отросток; 3 - передняя поверхность каменистой части; 4 - суставная ямка; 5 - сигмовидная борозда; 6 - верхушка пирамидки; 7 - на верхнем рисунке - барабанная часть; на нижнем рисунке - внутреннее слуховое отверстие; 8 - шиловидный отросток; 9 - наружное слуховое отверстие; 10 - сосцевидный отросток; 11 - сосцевидное отверстие