Внушение в состоянии естественного сна. Вербальное внушение спящему человеку Работает ли гипноз во время сна


На греческом языке «hypnos» означает «сон», но эти два понятия не являются синонимами. Глядя на спящего, посторонний наблюдатель не сможет понять, обычная ли усталость сморила человека или гипнотический сон. Но сущность состояний различна.

Сущность гипнотического сна

Гипнотическое влияние меняет сознание. С помощью специальных фраз гипнотизер погружает личность в состояние частичного сна. Если индивид находится в трансе, ему можно внушить даже фантастические вещи. Нужно понимать, в чем отличие между гипнотическим и обычным сном.

  1. Чтобы уснуть, людям не требуются определенные команды или установки. Особые слова-приказы произносит врач, погружая больного в состояние сомнамбулизма. Чтобы освободить личность от влияния негативных психологических факторов (страха, чувства подавленности) и внушить ему что-то, психотерапевт осуществляет гипнотическое влияние на пациента.
  2. Когда вы погружаетесь в обычный сон, сигналом к пробуждению может быть включенный свет, резкие звуки, чье-то прикосновение. Если же опытный специалист применит к вам гипноз, во время сна вы сохраните контакт с гипнотизером. Все, что вы услышите, увидите или почувствуете, может быть продуктом гипнотического влияния: гипнотизер скажет, будто в комнате нестерпимо пахнет серой, и вы поверите в это, будете морщить нос от якобы неприятного запаха.
  3. Сон и гипнотический транс являются состояниями, в основе которых лежит процесс торможения. При гипнотическом воздействии, торможение захватывает определенные участки мозга человека. Зона мозга, сохраняющая активность, называется сторожевым центром. С помощью него пациент контактирует с гипнотизером.

Стоит упомянуть о сновидениях во время «искусственного» сна. Находясь под гипнозом, вы можете видеть сны, внушенные вам извне. Чтобы индивид, страдающий от депрессии или фобий, увидел свою проблему в виде символа, психотерапевт иногда вызывает появление картинок в его воображении.

Навязчивый страх может быть показан в виде спрута, а наркотическая зависимость - в виде черной зияющей бездны.

Подсознание принимает эти образы. Вскоре они закрепляются в сознании. Этот прием помогает мобилизовать внутренние ресурсы пациента (волю, самодисциплину), чтобы он смог победить свой недуг.

Требующие особого состояния ситуации

Психотерапевты применяют технику гипноза во сне в таких ситуациях:

  • Чтобы избавить человека от навязчивых страхов.
  • Чтобы вызвать у пациента отвращение к спиртным напиткам.
  • Чтобы вылечить от игромании и наркотической зависимости.

Иногда специалисты погружают пациентов в глубокий гипноз, чтобы устранить симптомы затяжной депрессии. Прежде чем ввести пациента в транс, психотерапевт проводит беседы с пациентом, выявляет причины, которые привели человека к алкоголизму или нервному расстройству.

Особенности глубокого транса

Не каждый может впасть в сомнамбулическое состояние. Психиатры и психологи утверждают, что поддаться глубокому гипнозу могут 20% людей.

Сможет ли врач добиться погружения человека в состояние гипнотического сна, зависит от таких факторов:

  • Уровень интеллекта пациента: мужчины и женщины с высоким интеллектом сложнее поддаются гипнозу.
  • Уровень подготовки гипнотизера и его харизма.

Мотивация: большинство специалистов уверяют, что нельзя ввести человека в сон посредством гипноза без его на то согласия. Желание играет важную роль в построении доверительных отношений между психотерапевтом и его пациентом, если у больного есть потребность избавиться от пристрастия к алкоголю, его сознание не будет препятствовать манипуляциям врача.

В состоянии гипноза, как и во сне, наше подсознание продолжает работать. Гипнотизер дает пациенту установки, которые легко принимаются им. Информация, которую впитывает мозг загипнотизированного человека, минует контроль сознания, поэтому мозг не проводит ни малейшей сверки с жизненным опытом. Пациент легко верит всему, что услышал. Индивиду, изнуренному хронической болезнью, можно внушить мысль, что он выздоравливает. Если гипнотизер действовал правильно, вскоре после сеанса гипнотического сна у пациента улучшится самочувствие.

Отсутствие критической оценки является огромным преимуществом, когда перед психотерапевтом стоит задача избавить человека от фобий или игромании. Обычные уговоры на пациента могут не действовать.

Гипнотическое влияние во сне помогает подкорректировать привычки и психические реакции зависимого.

Секреты гипноза

Существует много способов ввести пациента в транс. Основные приемы, помогающие гипнотизеру изменить сознание человека:

  • Голос психотерапевта спокойный и тихий, монотонно повторяющий фразы.
  • Манипуляции с маятником.
  • Беседа перед процессом: в ходе разговора специалист будто бы невзначай произносит утверждение, с которым пациент непременно согласится. Когда человек скажет «да», он становится более восприимчивым к внушению.
  • Внушения косвенные.
  • Передача мыслей на расстоянии: суть этой техники заключается в умении гипнотизера передавать свои команды пациенту, не произнося их.

Ощущения пациента

Что происходит, когда субъекта ввели в глубокий транс:

  • Зона контакта гипнотизера и его клиента усиливается.
  • Работа подкорки тормозится.
  • Работа подсознания активизируется.
  • Глаза остаются открытыми у многих гипнотизируемых.
  • Человек может длительное время находиться в неудобной позе.

Болевые ощущения у пациента снижаются: если человеку, находящемуся в гипнотической дремоте, проколоть палец булавкой, он не ощутит боли. Ощущения, полученные под воздействием, будут казаться клиенту правдоподобными. Реакция организма на аллергены исчезает: человек, спящий под гипнозом, не будет реагировать на запахи, которые в состоянии бодрствования вызывают у него кашель и слезотечение.

Гипнотизируемые мужчины и женщины отвечают на вопросы психотерапевта. По желанию гипнотизера, они общаются с третьими лицами. Гости в кабинете могут быть и вымышленными. Известны случаи, когда гипнотизер приказывал пациенту поговорить с Александром Македонским или Моцартом, и человек начинал «общаться».

Во время ночного отдыха человек нередко запоминает, что ему снится, а гипноз (сон под контролем специалиста) не оставляет после себя воспоминаний. Зато установки, услышанные от гипнотизера, выполняются.

Этот феномен называется постгипнотическим внушением.

Если в глубокий гипноз человека введет преступник, последствия могут быть непредсказуемыми. Манипулятор способен толкнуть свою жертву на ограбление и даже на суицид. К счастью, техниками гипнотического влияния в совершенстве владеют немногие люди.

Противопоказания к применению

Людям противопоказан сон под гипнозом при таких состояниях:

  • Недуги центральной нервной системы.
  • Кровотечения.
  • Психозы.
  • Беременность.
  • Нарушение мозгового кровообращения.
  • Инфаркт.
  • Переломы и травмы.
  • Обострение бронхиальной астмы.

Крайне нежелательно применять гипноз при инфекционных недугах.

Заключение

Гипнотическим сном называется сильное изменение сознания. Это частичная дрема. Человек впадает в транс, отгораживается от внешнего мира, но его контакт с гипнотизером не прерывается. Человек, загипнотизированный сном, безоговорочно верит каждому слову психотерапевта. Во время транса изменяется не только сознание, но и физическое восприятие. Субъекта, спящего под гипнозом, можно убедить, что ему холодно или жарко. Психотерапевты погружают пациентов в транс, чтобы избавить их от неврозов, навязчивых страхов, алкоголизма. Нельзя применять гипнотическое влияние к пациентам, страдающим психозами. В транс также не вводят беременных женщин и людей, недавно перенесших инфаркт, ожоги, переломы конечностей.

Состояние, в котором можно поддаться внушению, называется гипнозом. Для достижения его необходимо войти в сон-гипноз (гипнотический сон), когда человек понимает, что происходит, но не отвлекается на внешний мир. Проводится сеанс в комфортных условиях.

Гипноз - состояние, в котором человек поддается внушению

Определение понятия

Гипнотический сон – это один из видов гипноза, когда человек находится в полудреме, но способен воспринять внушения. Такой сон является частью самогипноза или сеанса с гипнотизером. Гипноз во сне не является сном в обычном понимании: это состояние, в которое человек водится нарочно. Во время обычного же сна, когда личность отдыхает, внушение не проводится.

Гипнотический сон достигается упражнениями, которые помогают расслабиться и успокоиться. Гипнотизируемый освобождается от тревог и мыслей, скопленных за день. Чтобы гипнотический сон сработал, необходимо воздействовать на гипнотизируемого: использовать вербальные и невербальные методики.

Гипнотический сон

Основные этапы

Техника гипнотического сна является одной из самых простых, поэтому она используется для самогипноза. Это состояние, в котором отключается внешний шум – гипнотизируемый находится в определенной среде, и не реагирует на действительность. Для самогипноза нужна длительная практика: гипноз изучается постепенно.

Гипнотический сон состоит из этапов:

  • подготовки;
  • расслабления;
  • вхождения в транс;
  • внушения;
  • выхода из транса.

Гипноз – это не только внушение, а создание специальных условий. Если человек невосприимчив к нему, понадобятся дополнительные инструменты для вхождения в транс: тактильные контакты, монотонные звуки или движения.

Гипнотическое состояние не вредит личности. Она находится в беззащитном состоянии, но может выйти из него в любой момент.

Каждая техника нуждается в подготовке, но во всех случаях гипнотизируемый должен верить в силу такой методики, как гипноз.

Гипнотическое состояние не вредит личности

Подготовка

Гипнотизеры говорят, что ваш разум всегда готов к переменам. Подсознание воспринимает поступающую информацию, а осознание влияет на ее усвоение. Сознание – это призма подавленных страхов, комплексов, заниженная самооценка. Гипноз не меняет личность, он уничтожает мысли, которые порождают неправильное поведение. На этапе подготовки человек осознает проблему, он готов с ней бороться.

Физическая подготовка для гипнотического сна не нужна. Сложнее освободиться от тревожных мыслей людям, переживающим стресс: перед сеансом полусна лучше отдохнуть, освободиться от беспокойств. Нельзя гипнотизировать больного человека или эпилептика. Противопоказаны такие процедуры шизофреникам и людям агрессивным.

Расслабление

Важный этап вхождения в сон – мышечное расслабление. Это состояние, когда тело освобождается от напряжения. Для расслабления тела, особенно во время первых сеансов, используются специальные упражнения.

  1. Упражнения Джекобсона. Простая методика позволяет быстро успокоиться и войти в нужное состояние. Для этого нужно сосредоточиться на каждой мышце тела по отдельности (начиная с верхних конечностей, и заканчивая ногами). Мышцы нужно напрячь и удерживать в таком положении в течение 5-6 секунд, а затем быстро расслабить. Повторяется упражнение 3-4 раза, пока тело полностью не расслабится.
  2. Расшатывание стула. Простая методика для быстрой релаксации. Исходное положение – лежа или сидя на стуле. Ноги поднимаются выше тела под углом в 40-50°. После этого гипнотизируемого методично (с одной амплитудой) раскачивают. На упражнение понадобится не меньше 10-15 минут.

Используются методы релаксации для вхождения в транс или медитация. Человек должен полностью расслабить тело, чтобы ничто его не тревожило.

Есть подвижные упражнения для медитации, и есть простые, не требующие физических нагрузок – выбирается наиболее подходящее упражнение.

Расслабляющие упражнения используются до сеанса и в дни, когда гипноз не используется. Это полезное расслабление тела, которое борется со стрессом и постоянным нервным напряжением.

Закрытие глаз

Упражнение, предшествующее гипнотическому сну – «закрытие глаз». Оно направлено на управление телом с помощью мысли. Человеку нужно удобно устроиться, лучше лечь в тихом месте, где ему не помешают. Как только он успокоится и освободится от лишних мыслей, начинается вхождение в транс. Каждый этап упражнения нумеруется – человек произносит «один» и начинает повторять мысль о том, как тяжелеют его веки. Фраза повторяется в голове, пока веки действительно не станут тяжелее.

Второй этап: человек говорит «два» и заставляет с помощью мысли глаза сомкнуться. Нельзя применять мышечные усилия, можно только повторять одну мысль, что глаза хотят закрыться. Дыхание у человека поверхностное, без глубоких вдохов. На счет «три» нужно ощутить, как глаза закрываются и не хотят открываться. Нужно дойти до такого состояния, когда без команды глаза не двигаются.

На последнем этапе необходимо повторить все предыдущие действия, но без счета. Чем больше практики будет, тем быстрее упражнение «закрытие глаз» подействует и человек погрузится в гипнотический транс.

Внушение

Во время сна человек все ощущает: он знает, как он лежит, что с ним происходит. Самовнушение требует состояния полусна, когда человек может самостоятельно обдумывать фразу или образ. Во время крепкого сна гипнотизируемому нужен помощник, произносящий установки.

Длится гипнотический транс от нескольких минут до нескольких часов. Фаза обычного сна может начаться во время гипноза, после сильного расслабления. Глубина его зависит от степени внушаемости личности и ее защитных реакций. Во время сна человек спокоен, он воспринимает каждое слово без агрессии и готов слушать гипнотизера.

Плюсы

Польза такого вида сна – внушение, которое помогает жить и развиваться. Служит он и для расслабления людей, переживающих стресс и сильную тревогу. Полезно входить в такое состояние, если трудно разобраться с мыслями или найти выход из сложной ситуации.

Чем больше человек прорабатывает новые установки во время транса, тем легче ему избавится от страха и комплексов. Полезен гипноз во время комплексного лечения расстройств психики или освобождения от зависимости. Помогает он также людям с низкой стрессоустойчивостью: чтобы не накапливать тревогу, можно использовать методы расслабления и состояния сна для снижения напряжения.

Минусы

Опасность гипнотического сна заключается в том, что у человека в этот момент отсутствует психическая защита. Он слаб и податлив. Ему можно внушить любую, даже негативную установку. У слабой личности внушение быстро приживается, и она не может отличить его от собственных мыслей.

Угрожает внушение людям, которые не привыкли отстаивать собственное мнение. Их суждения (внушенные) не имеют под собой основы и не могут служить фундаментом правильной самооценки. Гипноз во время глубокого транса позволяет изменить мышление и поведение, но только в тех случаях, когда личность готова стараться и работать над собой.

Сон представляет собой сложно организованное функциональное состояние мозга, во время которого отмечаются выраженные физиологические и вменения во всех отделах и системах. Организм как бы работ на другом энергетическом уровне. Наиболее яркой характеристикой сна является его цикличность - чередование фаз медленного (ФМС) и быстрого сна (ФБС). Очевидно, что периодичность состояний бодрствования и сна является циркадным ритмом, и эта ритмичность осуществляется с помощью "биологических часов", "встроенных" в головной мозг. Во время ФМС (обычного сна) отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на ЗЭГ медленных волн. Во время ФБС или сна со сновидениями наблюдаются быстрые движения глаз, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания и др.). ЭЭГ приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспышки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1-2 Гц меньше, чем во время бодрствования, обнаруживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2-3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные во времени с быстрыми движениями глаз). В настоящее время в клинической практике используется модифицированная классификация стадий сна, предложенная И. Куглером (Штутгарт, 1981 г.).

Анализ результатов экспериментальных перерезок ствола мозга на различных уровнях позволяет сделать вывод, что структуры, ответственные за регуляцию цикла "сон - бодрствование", а также чередование ФМС и ФБС, расположены в стволе мозга. В то же время эксперименты с полным удалением полушарий выше таламуса позволяют думать, что стволовые механизмы регуляции цикла "сон - бодрствование"" могут оказывать влияние на нисходящие, корковые и подкорковые механизмы. Механизмы регуляции ФБС расположены преимущественно в стволе мозга (А. Вейн, 1990г.).
ФБС чередуется с ФМС, меняется в течение ночи 4-5 раз и длится каждый раз 6-8 мин, занимая около 20-25% всего времени поведенческого сна. Первый период ФБС наступает через 45-90 мин после засыпания. При его депривации наблюдается невротические проявления. Как для обычного медленного, так и для быстрого сна характерен "перерыв непрерывности потока сознания" с утратой способности отдавать себе отчет в месте, времени и окружающем. При сновидениях - переживание иной ситуации.

Между состоянием сна и бодрствования существует целая гамма переходов.

Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения - различной. Во время естественного сна у спящего нередко обнаруживают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, в то время как другие (даже более сильные) раздражители могут не оказать заметного влияния.
Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования образуют "сторожевые пункты". Через него спящий может поддерживать контакт-раппорт с внешним миром.

Естественно, что сон со "сторожевым пунктом" будет частичным. Поскольку явление раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна, остановимся на них подробнее.

Явление раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологически целесообразными. В связи с этим способность к сохранению "сторожевого пункта" во время сна, возникающая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем естественного отбора.

В.Н. Сперанский следующим образом объяснил прохождение раппорта: "Сторожевое животное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого достаточно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т.п., в зависимости от характера сигнала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тревожат сон стада. Между сторожевым животным и стадом поддерживается раппорт. Если бы его не было, стадо погибло бы".

Интересное наблюдение проводит Л.А. Орбели: "Головоногий молюск-осминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движения. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если прикоснуться к дежурной ноге, то он просыпается, выпускает черную краску и вообще проявляет соответствующую активную реакцию". Очевидно, во время сна моллюска сохраняется "сторожевой пункт", через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром. Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук в соседней комнате. Однако достаточно появиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, и она сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако, услышав сигнал тревоги, поданный часовым, тут же просыпается. Аналогичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный гул машины, мельник - если остановится мельница и перестанет доноситься стук мельничных колес. Во всех этих случаях во время естественного сна срабатывает "сторожевой пункт", через который поддерживается раппорт со стороны определенного раздражителя. "Пункт" этот, по существу, является сложной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или частичное пробуждение.
Как было показано исследованиями А.М. Свядоща, "сторожевой пункт" во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться. Особенно если при этом произносить фразы: "Спите спокойно, не просыпайтесь. Слушайте и запоминайте слова. Наутро будете все помнить". Или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь, не просыпаясь. Можно образовать "сторожевой пункт" и при помощи других приемов, например, путем предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне.
Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается. Обследуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая воспринимается ими как мысли, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении.
Внушение во время естественного сна путем нашептывания фраз спящему стали применять при лечении детей Н.В. Вяземский, Ч. Бурдон и др. Эффект от внушения во время естественного сна нередко не уступал эффекту при глубоком гипнозе.
Дети иногда разговаривают во время сна, в это время с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии редко удаются. В общем, установить раппорт с человеком, спящим естественным сном, трудно, но возможно.
Для внушения во время естественного сна необходимо сесть у изголовья спящего. Можно прикоснуться к его пальцу и слегка удерживать его так, чтобы не разбудить спящего, или положить свою руку ему на лоб (при этом глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 мин тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова: "Спите глубже, спите глубже".
Внушение во время сна производится тихим внушающим голосом. Затем ритм слов начинают то замедлять, то ускорять. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен, и можно переходить к внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему: "Мой голос вас не будит, не пробуждает. Спите все глубже, глубже, глубже". Если при попытке установления раппорта спящий проснется, нужно попросить его закрыть глаза и провести гипнотизацию, которая будет описана ниже. Просить открыть глаза и фиксировать взглядом какой-либо предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Если проснувшийся человек испугается, это полностью разбудит его, и он насторожится. Ориентировочная реакция проснувшееся и его недоумение по поводу происходящего вокруг него, ваши слова, заставляющие заснуть или расслабиться, делают погружение в гипнотический сон затруднительным у взрослых людей. Для этого предварительно днем или во время гипнотического сна пациенту внушают: "Сегодня ночью вы будете слышать мой голос. Сегодня ночью вы будете хорошо слышать то, что я вам скажу. Мой голос не вызовет у вас удивления и настороженности. Вы будете хорошо слышать мой голос, не просыпаясь".
Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения.
Для этого испытуемому предлагается сесть или лечь в удобной позе и несколько раз повторить слова: "Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь".
Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в состоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой.
Можно несколько модифицировать описанный выше метод. Пациенту днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения можно записать на магнитофонную ленту. Можно поставить магнитофон или динамик недалеко от изголовья испытуемого и включить, когда он уже дремлет или заснул. После окончания сеанса магнитофон отключается автоматически либо лицом, проводящим внушение.
Внушение делается ночью в течение первых 15-45 мин сна и далее под утро за 1 -2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (не рекомендуется садиться на постель). Далее тихим голосом произносят слова: "Спите глубже, глубже. Мой голос вас не пробуждает, вы спите все глубже, глубже. Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Спите спокойно! Ваш сон тщательно оберегается и охраняется".
Далее следует формула внушения, например: "Сейчас все ваше внимание приковывается к тому, что я говорю. Ваши руки стали словно пуховыми, воздушными. Их тянет вверх".
В этот момент слегка дотрагиваются до рук спящего, словно подталкивая. Удостоверившись в том, что раппорт установлен, вы можете поставить или посадить его на кровать и даже попытаться с ним вступить в разговор. Это проще сделать во время бормотания ночью или сноговорения.
Например, ребенку с ночным недержанием мочи (энурез) говорят: "Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Ты хорошо чувствуешь свой мочевой пузырь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая. Если тебе захочется в туалет, ты проснешься, сядешь на горшок или пойдешь в туалет. Ты больше не будешь бояться темноты и страшных сказочных героев. С сегодняшнего дня, с этой минуты ты становишься храбрым, сильным, смелым".
Эти слова можно повторять много раз. В этот момент можно поднять ребенка и медленно довести до туалета или посадить на горшок, но при этом производить внушения, комментирующие еш действия, руководящие его поведением. Например: "Сейчас ты встанешь. Я возьму тебя за руку. Не открывая глаз, ты дойдешь до туалета".
Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое ночью ребенок забывает. Этот прием можно рекомендовать проводить самим родителям.
Возможность перевода ночного сна в гипнотический известна давно. Для этой цели можно применять приемы, описанные Л.Л. Васильевым.
Подойдя к человеку, спящему обычным сном, гипнотизер садится у его изголовья и тихо сидит 2-3 мин. Затем начинает проводить руками вдоль тела спящего, не прикасаясь к его коже.
Сначала тихим голосом, чтобы не разбудить человека, а потом все громче гипнотизер говорит спящем) o "Не пугайтесь. Спокойно продолжайте спать. Продолжайте спать. Вы не должны присыпаться. Вы слышите мой голос, но продолжаете спать. Спите глубже, ещё глубже. Вы не должны просыпаться. Спите крепче! Теперь вы хорошо слышите мой голос и продолжаете спать. Вслушайтесь в мои слова. Спите крепче! Они вас не тревожат, не беспокоят, не будят. Вы хорошо слышите мой голос и продолжаете спать. Спите, спите еще глубже. Мой голос вас убаюкивает. Теперь вы можете отвечать на мои вопросы, не просыпаясь! Как ваше имя? Отвечайте! Отвечайте не просыпаясь! Как вас зовут? Отвечайте!".
Если спящий начинает, не просыпаясь, отвечать на вопросы, то цель достигнута - нормальный сон перешел в гипнотический, и гипнотизеру удалось установить раппорт со спящим.
Теперь можно смелее переходить к беседе со спящим. Нужно стремиться к тому, чтобы получать ответы на все задаваемые вопросы. Это будет свидетельствовать о наличии связи между гипнотизером и пациентом.
Затем можно переходить к осуществлению лечебных внушений.
Заканчивая сеанс, необходимо сказать, что в следующий раз испытуемый особенно легко вступит в контакт и при этом не проснется.
У некоторых больных с навязчивыми мыслями или страхами, страдающими дурными привычками, может происходить избирательное восприятие речевых сигналов (слов), адресующихся к "больному пункту", в то время как усвоения речи нейтрального содержания может и не быть. Судить о том, что речь была воспринята, приходится по терапевтическому эффекту (критерий ненадежен).
Внушение можно также производить в просоночном состоянии.
Спящего переводят из состояния сна в просоночное, с ним устанавливают контакт, затем позволяют вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается, и ему предлагают выполнить простейшие действия: "Поднимите руку, выше, еще выше. Продолжайте спать. Спите глубже, глубже".
Далее переходят к лечебным внушениям. Сеансы внушения во время естественного сна можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
Лечение внушением во время естественного сна не всегда легко осуществимо. Когда сон слишком чуткий, поверхностный, то пробуждение наступает легко или очень резко выражена ориентировочная реакция и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее погасить. Иногда, наоборот, сон слишком глубок и добиться раппорта со спящим не удается.
Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении страхов и истерических симптомов у детей. Используется этот метод также для лечения онанизма, энуреза, некоторых вредных привычек у детей.
При лечении навязчивых состояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдается ослабление навязчивых страхов и улучшение общего самочувствия.
Формула внушения: "Не думайте о болезненном симптоме. Если и вспомните, не волнуйтесь, будьте совершенно спокойны"

Итак, рассмотрим конкретные методики влияния на ребенка во сне. Мы уже говорили, что в период сна можно формировать не только характер будущего взрослого человека, но и развивать его способности и убирать негативные моменты. Все это можно делать четырьмя основными способами влияния на ребенка через сон.

Давайте рассмотрим первый метод влияния на спящего.

Он называется: образование контакта со спящим. В этом случае ребенок засыпает как обычно в своей кровати, то есть без посторонней помощи. Спустя 30-40 минут после засыпания мать или отец подходят, тихо садятся на кровать, и тихим, внушающим шепотом говорят: "Ты спишь, спишь не пробуждаясь, и хорошо слышишь мои голос, я твоя мама (папа), я буду обучать тебя необыкновенным вещам, я буду беседовать с тобой, и ты запомнишь мою беседу. Ты спишь, спишь все глубже и глубже. Мой голос не будит тебя, не мешает спать, ты спишь, спишь глубоко и хорошо слышишь мой голос ".

В этот момент следует одновременно со словами слегка прикоснуться кончиками пальцев к точке между бровей, ко лбу и мягко положить свою теплую руку на лоб спящего. Это поможет повысить чувствительность ребенка к вашим воздействиям. "Я буду тебе говорить различные слова, давать различные внушения, а ты, не просыпаясь, будешь их эмоционально переживать и хорошо запоминать. Ты продолжаешь спать, а твой мозг хорошо запоминает все, что я тебе сказал (а). И утром, когда ты проснешься, и мои внушения станут твоими твердыми убеждениями, ты будешь все отлично помнить.

Спи, спи глубже, еще глубже, мой голос не мешает тебе спать, ты спишь, и все отлично запоминаешь, каждое слово и мысль. Когда утром ты проснешься, ты легко сможешь вспомнить все, все о чем мы с тобой говорили, все останется у тебя в душе, в сердце, в теле. Твоя душа, твое сердце, твое тело будут автоматически выполнять все мои пожелания. У тебя отличная память, и память становится все лучше и лучше с каждым днем, с каждым часом, с каждой минутой, с каждой секундой, и с каждым новым сеансом.

С каждым новым сеансом ты все глубже и глубже будешь погружаться в это состояние, ты будешь легко и быстро воспринимать мои внушения. Итак, слушай меня, сынок".

Необходимо учесть несколько моментов. Установление контакта с ребенком и постановку программы должен выполнять всегда только один и тот же человек - или мать, или отец. В этом варианте голос должен быть тихий, внушающий, четкий, хорошо выделяющий каждое слово, монотонный и без эмоций, можно говорить шепотом. Дикция должна быть абсолютно ровная и никак не изменяться в течение сеанса. Если вдруг появятся признаки пробуждения ребенка, то следует на время замолчать или понизить голос, смотря по ситуации. Пробуждение выполняется точно так же, как и в других вариантах.

Метод второй. Он называется: метод образования контакта в момент засыпания. В этом случае мать или отец помогают ребенку, если он сам не очень хорошо засыпает, и вместе с ним входят в его сон. Ребенок укладывается на свою кровать как обычно, он не спит, родитель садится рядом, поглаживает его и на-

Чинает с ним беседу. Он (она) говорит: "Милый мой, давай я помогу тебе заснуть, ты заснешь, как только я начну тебе говорить слова, внимательно слушай мои слова, пусть глазки твои закрываются, и ты будешь погружаться в глубокий сон ".

Родитель просит ребенка закрыть глаза, успокоиться, расслабиться ни о чем постороннем не думать, вдохнуть носом поглубже, а ртом спокойно, все больше расслабляясь, выдохнуть.

Проделать такие упражнения вдох-выдох несколько раз, расслабиться еще больше и настроиться на сон. Постепенно ребенок отключается от всего происходящего вокруг, родитель начинает поглаживать его в области лба, в области темени кончиками пальцев, проговаривая обыкновенные расслабляющие фразы из первой ступени аутогенной тренировки, которой когда-то он занимался сам. Следует помочь ребенку засыпать от всей души, с приятным, туманящим голову чувством комфорта и блаженства.

И как только вы почувствовали что ребенок заснул и реагирует на ваш голос, следует кодирование:

"Ты меня слышишь, мой милый, я с любой начинаю беседу. Тебя охватило состояние приятной расслабленности и сонливости, тебе хочется спать, засыпай на здоровье, но внимание: ты будешь все время слышать мой голос и все, что я буду тебе говорить. Ты с каждым словом будешь все боль-ше и глубже засыпать, но твой мозг будет активно работать и навсегда фиксировать и прочно запоминать каждое предложение. Через некоторое время ты заснешь, а мысли и слова, которые я буду проговаривать, будут продолжать звучать и записываться на твой спящий мозг как на чистый лист бумаги. Твой спящий мозг активно слуша-ет и запоминает, а наутро, когда ты проснешься в 8 часов утра (или другое необходимое время), ты все отлично будешь помнить.

Ты легко, автоматически без всяких усилий можешь в течение всей своей жизни, как только пожелаешъ, вспомнить любую мысль, сказанную тебе; и мои пожелания, мои приказы, мои установки, которые я буду говорить тебе, со-льются с твоей душой, с твоим сердцем, с твоим телом; и твоя душа, твое тело, твое сердце, твой ум всегда в любое время, в любом месте; каждую секунду, каждую минуту будут выполнять это все лучше и лучше.

С каждым последующим занятием ты все лучше будешь овладевать способностями, о которых я буду говорить. Дневное обучение в школе будет даваться тебе легко, ты все время будешь естественным и раскованным, у тебя будет отличное настроение и самочувствие. Тебе нравится заниматься и изучать иностранные языки, заниматься спортом, быть первым, быть лидером - вот твой характер! Ты делаешь это с большим интересом и желанием, ты очень стараешься!

Я абсолютно уверен (а), что ты будешь легко и свободно выполнять все, что я тебе говорю, потому что ты сам этого хочешь. Ты этого очень хочешь и абсолютно уверен в своей памяти и в своих способностях. Итак, спи, слушай меня, не просыпаясь, и прочно запоминай каждое внушение и каждое пожелание. Наутро ты будешь все помнить и все слова, и все мои пожелания. Итак, спи и запоминай ".

Необходимо отметить, что эти методы посвящены пассивному запоминанию тех установок, тех фраз, тех пожеланий, которые родители дают детям и которые автоматически ложатся внутрь них.

И, если вы будете проводить эти занятия с ребенком ежедневно, хотя бы в течение получаса после того как он заснет, через некоторое время вы увидите, как на ваших глазах ребенок начинает меняться. Изменяется его характер, развиваются его способности, он стремится достигнуть чего-то большего, чего-то лучшего. Он становится лидером, формируется будущий человек.

Сейчас мы с вами рассмотрим третий метод воздействия на спящего ребенка. Он применяется в случаях, когда ребенок очень чувствительный, часто просыпается, или когда его сон настолько чувствителен, что тихо звучащий голос, шепот мешает спать.

В таких случаях и применяется третий метод воздействия на спящего ребенка, метод предварительной постановки программы на перевод биологического сна в гипнотический.

Для этой цели специалист или сами родители, которые владеют гипнозом, погружают лежащего ребенка в состояние гипноза и кодируют его: "Итак, мы с тобой договариваемся, что ночью, во время сна ты услышишь мой голос и не проснешься. Слышишь? Ты будешь продолжать спать и хорошо слышать мой голос, не просыпаясь. Тебе ясно? Договорились? "В этот момент ребенок должен ответить "да", значит договорились.

Далее:" Ты будешь хорошо спать и, не просыпаясь, запомнишь все, что я буду тебе говорить, а утром в 8 часов (7 часов) проснешься с хорошим самочувствием и будешь все отлично помнить, каждое слово и каждое внушение ".

После того, как было сделано внушение, ребенок ложится в удобную для себя позу, на свою постель и засыпает как обычно. Через 30-40 минут после засыпания мать или отец начинают образование контакта. "Внимание, я касаюсь правой кисти, это я, твоя мама (папа). Как мы договорились, ты спишь не просыпаясь, а я беседую с тобой и советую тебе как себя вести.

Спи. Спи спокойно и глубоко, ты хорошо слышишь мой голос и запоминаешь каждое мое слово. А утром в 8 часов ты проснешься и будешь отлично помнить каждое слово и внушение.

Далее следует перевод естественного сна в гипнотический: "Итак, ты хорошо слышишь каждое мое слово, твой мозг и организм с этой минуты полностью мне подчиняются. Kaж-дое слово фиксируется в твоем мозгу на всю жизнь. Я помогу тебе стать высокообразованным, умным человеком с отлич-

Ной памятью и развитым воображением. Отныне мой голос безгранично управляет твоим мозгом, и ты мне полностью подчиняешься, как мы и договорились. А теперь переключи свое внимание на свою правую руку, она легкая и невесомая. Слегка зашевелилась и поднимается вверх ".

В этот момент следует помочь ребенку, слегка приподнять его правую руку. "Рука плавно поднимается, и ты продолжаешь спать, спишь, спишь глубоким сном. А теперь рука медленно и плавно опускается вниз. Хорошо, хорошо. Рука опустилась. Итак, ты находишься в гипнозе, ты спишь не просыпаясь. Я начинаю с тобой работу ".

Добавляется единственная фраза перед пробуждением, которая выводит из состояния гипноза, кодирующая фраза, в которой говорится, что на следующем сеансе ребенок также легко заснет, еще быстрей заснет, еще лучше заснет, а затем хорошо вступит в контакт, и это не помешает ему хорошо спать и отлично помнить все при пробуждении.

Наиболее популярным способом родительской психосуггестии во сне является старинный четвертый метод который называется "внушение спросонок".

Дело в том, что к некоторым детям очень трудно подстроиться и навести контакт, потому что они или очень моторны и спят крепким глубоким сном или очень сенсорны (чувствительны) и при малейшем шорохе или шепоте быстро вздрагивают и просыпаются. Есть и другие причины. Этот же метод универсален практически для всех детей, если конечно вы уже не отрегулировали сон ребенка, поставив ему программу "биологические часы".

Вечером перед сном вы говорите ребенку: "Ты слишком долго спишь утром и трудно просыпаешься. Поэтому завтра утром я помогу тебе проснуться пораньше и побеседую с тобой ".

Назавтра, утром, когда у ребенка еще очень крепкий сон (то есть часов в шесть утра или ранее), вы тихо подходите к его кровати и шепотом или тихим голосом начинаете беседу: "Ты крепко спишь, очень крепко и глубоко. Но ты можешь пока не просыпаться - только внимательно слушай меня. Вот я, твоя мама (папа), я ласкаю тебя и разговариваю с тобой". И вы легонько прикасаетесь к его руке, приподнимаете ее осторожно и опускаете. Потом пальцем легонько касаетесь нижней губы, как бы оттянув ее, чтоб растормозить мышечную систему губ и гортани. И затем задаете вопрос: "Ты слышишь меня?"

Ребенок может ответить сразу достаточно ясно, а может только чуть-чуть пошевелить губами. Тогда еще раз прикоснитесь к его губам и горлу и скажите: "Сейчас ты будешь отвечать еще громче и яснее, находясь в глубоком сне. Ты слышишь меня?" И, как правило, ребенок начинает с вами контакт громко и ясно произнося слова, не выходя из своего сна. Дальше вы продолжаете по общему правилу: "Сейчас я буду говорить тебе свои пожелания и беседовать с тобой. И мои слова-пожелания станут частью тебя... Ты их хорошо запомнишь, а проснувшись будешь от души и от всего сердца выполнять, как свои собственные!"

После окончания постановки программы вы говорите: "Сейчас ты еще спишь, но ты очень хорошо запомнил все, что я тебе сказал(а), каждое слово, каждое пожелание! Сейчас я отойду от тебя, и ты будешь продолжать спать, но ровно в семь часов утра ты проснешься бодрым, веселым, здоровым, энергичными жизнерадостным. Твое сердце, твоя душа, твое тело будут помнить все, что я тебе говорил (а) и ты будешь с каждым часом, с каждым днем все лучше это выполнять!

Завтра в шесть утра, когда ты еще будешь крепко спать, я снова приду к тебе с беседой и ты, не просыпаясь, будешь запоминать еще лучше, еще крепче каждое мое пожелание!"

Затем вы отходите. В семь утра ребенок просыпается веселым и бодрым. Вы замечаете, что характер и поведение его понем-

Ногу меняются. На следующее утро, ровно в шесть утра вы начинаете опять свой суггестивный сеанс.

Сеансы можно проводить через день, но не реже двух раз в неделю. Естественно, что утренний часовой график внушения вы можете менять по своему усмотрению - не в шесть-семь утра, а как вам и вашему ребенку удобнее.

Образцы программ, которые мы рекомендуем вам - как снимать вредные привычки, как выявлять способности ребенка, как развивать их через внушение, через сон и т.д., то есть сами методы работы будут даны в этой книге целым набором. Их нужно будет только включать в состав этих четырех методов по мере необходимости.

Программа перевода пассивного гипносна в активный с целью вызвать диалог, движения или яркое образное видение.

"Внимание: ты узнаешь мой голос и продолжаешъ спать, как мы и договаривались. Ничто не мешает тебе спокойно спать, ты продолжаешь спокойно спать, спи не просыпаясь, спи глубже. Ты хорошо слышишь мой голос и глубоко спишь не просыпаясь. Твое внимание постепенно все больше сосредотачивается на моих словах, ты хорошо слышишь мой голос и продолжаешь спать. Спи, спи спокойно, глубже, еще глубже". Здесь необходимо сделать паузу на 1-2 минуты.

"Ты снова хорошо слышишь мой голос и подчиняешься мне и моему голосу. Теперь ты, не просыпаясь, будешь слышать и видеть на своем сонном, мысленном экране все, что я буду говорить. Ты сможешь говорить со мной, не просыпаясь. Сейчас твоя правая

Рука плавно поднимается вверх". Здесь необходимо помочь руке подняться. "А теперь опускается. Хорошо, хорошо. Ты спишь глубоко и полностью мне подчиняешься, как мы и договаривались. Теперь ты можешь говорить со мной, не просыпаясь.

Итак, ты продолжаешь спать, и сможешь, не просыпаясь говорить со мной. Легко, свободно, громко. Ты хорошо видишь наверху голубое небо. Голубое небо, лето, зеленое поле, вокруг трава. Ты хорошо видишь траву, говори со мной! Ты хорошо видишь голубое небо и траву?" Ребенок отвечает, что видит очень хорошо. Если он пытается говорить, и у него не получается, прикоснитесь пальцем к нижней губе, и сделайте растормаживание мышц губ, и тогда его речь будет лучше, ярче, образней. "Итак, отлично. А сейчас мы с тобой ляжем на теплую травку и будем беседовать и изучать то, что мы хотим с тобой изучать ".

Следует сказать, что в активном глубоком гипнозе ребенок обладает способностью все видеть, что предложат мать или отец, а также может хорошо трансформироваться в любого человека. То есть можно проигрывать ту или иную ситуацию. На этом примере очень хорошо обучать ребенка, то есть превращать его в любую личность с заданными характеристиками. Он может быть финансистом, миллионером, он может быть музыкантом, он может быть воином, полководцем, политическим деятелем, героем из сказки и т.д. Эти проигрывания, тем более неоднократные, внушают ребенку неодолимое желание когда-нибудь стать таким. Это одно из направлений кодирования ребенка. Можно читать ребенку короткие эмоциональные рассказы, отождествляя его с героем, а можно путешествовать по русским народным сказкам, набираясь ума и мудрости.

Иногда бывает необходимость перевода сна в чистый гипноз. С помощью кода сон переводится в состояние приятного открытого гипнотического сна, то есть ребенок открывает глаза, может двигаться, может стоять, может выполнять какие-то дей-

Ствия и тогда возможности воздействия, обучения или чего-либо другого резко возрастают, так как ребенок может разговаривать, ходить, бегать, петь, играть на инструменте, тренироваться, выполнять любые команды, находясь в глубоком состоянии гипноза. Остается только закрепить это, закодировать в его сознании. Но это сложная психотехника, и она не входит в программу данной темы. Итак, желаю вам успеха.

Родительский гипноз через естественный сон ребенка

Эта психотехнология предназначена для самых трудных случаев воспитания, коррекции и лечения ребенка в домашних условиях. Осуществляется усилиями самих родителей. ВНИМАНИЕ! Все действия в рамках этой методики должны быть хорошо продуманы и при возможности согласованы с курирующим врачом-психоневрологом и/или детским психологом или дефектологом.



Описываю самые общие и главные шаги этого тонкого дела. (По тексту из моего письма маме одного трудно развивающегося четырехлетнего малыша).



1. Заготовка формулы.


Заранее - хорошо продумайте и запишите либо на бумаге, либо просто в памяти то, что вы хотите внушить ребенку, что привнести в его настроение, чувства, поведение, отношение к себе и другим, характер...


В словесном виде это должно свестись не более чем к двум-трем коротким фразам или даже отдельным точным словам. К примеру, "Кушаешь хорошо", "Говоришь легко", "Тебе хорошо", "Спокоен"...


Слова должны быть только положительного содержания, без употребления частицы "не".


Нельзя: "Ты больше НЕ будешь бояться" (или, скажем, драться) или "Ты НЕ будешь отказываться от еды".


Можно: "Ты дружелюбен", "Тебе нравятся ребята", "Ты хорошо кушаешь", "Тебе нравится еда". А если ребенок слишком много ест: "Ты легко наедаешься, тебе достаточно есть помалу".



ВНИМАНИЕ! - Важно не только свести формулу внушения к точным словам в минимальном количестве, но и хорошо, образно представить себе то, что вы хотите внушить - увидеть внутренним взором, услышать внутренним слухом, прочувствовать это внутри себя как уже свершающееся действие и ПОВЕРИТЬ в то, что это МОЖЕТ совершиться. А в момент самого внушения - свято верить в то, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО осуществляется. Опережающая безусловная вера - в этом и состоит волшебство внушения: "По вере вашей да будет".



2. Самонастрой.


Перед тем, как приступить к внушению (дитя в это время может уже лежать в кровати, еще не спать или уже спать), настройте себя на спокойное, ласковое и уверенное общение с ребенком. Освободите свое дыхание, освободите все тело... Никакой спешки, никакого напряжения, никакой суеты - все размеренно, спокойно, свободно...


Настраивание может занять от минуты до получаса. При навыке можно и за пару секунд прийти в нужное состояние - обычно оно дает о себе знать легким чувством тепла, разливающимся по телу, какой-то особой свободой в груди...



3. Вхождение в гипнотический контакт (рапорт).


Два основных способа.


Первый - "засыпательный": непосредственно через погружение в сон, убаюкивание. Дети легко засыпают на руках у родителей, либо рядом - под какие-то слова, музыку, пение, легкую ласку, либо, самые маленькие - при укачивании... Мгновения засыпания могут быть более или менее растянутыми, и если вы что-то говорите ребенку в это время, слова могут просочиться вглубь, проникнуть в подсознание, не затрагивая или почти не затрагивая сознания. В лечебных сеансах гипноза со взрослыми этот момент тоже важен.


Я много раз убеждался, что даже мои бессловесные, мыслеобразные сосредоточения на каких-то важных для пациента пожеланиях именно в эти священные мгновения могут в него внедряться и производить последующие воздействия. Только важно соблюдать здесь бережность и осторожность. Никакого нажима и напряжения, никакого даже намека на приказной тон не должно быть ни в произносимых словах и интонациях, ни внутри - в сознании и подсознании внушающего. В "засыпательном" варианте темы трудные, тем паче болезненные для того, кому внушаешь, и особенно для ребенка, не должны затрагиваться прямым образом. Все, что должно войти и внедриться, пускай входит только через косвенные положительные обозначения, через "наводку", подтексты, намеки... Лучше всего в это время рассказывать ребенку какую-нибудь хорошую сказку, в которой сказочный персонаж легко осуществляет то, что вашему ребенку дается трудно или вовсе не получается или не хочется.


Это область самого сокровенного родительского творчества, и я призываю вас быть в нем смелой, верить, что у вас все получится, стоит только приступить к делу - образы и слова придут сами!..



Второй способ - "сквозьсонный". Внушение адресуется уже заснувшему человечку. И адресоваться должно точно вовремя. А именно: где-то в промежутке между пятнадцатой - восемнадцатой минутами после засыпания. Это обычное время перехода поверхностного и средне-углубленного сна в глубокий сон, который еще называют иногда "медленным" - по характеру электрических волн, появляющихся на энцефалограмме, так называемых дельта-волн. Во временных промежутках, правда, случаются индивидуальные вариации. Один из высоковероятных внешних признаков наступления "медленного сна" - движение глазных яблок под веками вправо-влево, не очень быстрые. Иногда эти движения хорошо заметны, иногда - почти нет. Но в общем, если вы начнете вступать в гипнотический контакт с ребенком где-то с пятнадцатой минуты после засыпания, то почти с гарантией не ошибетесь.



Как это сделать? Потихоньку подойти и встать или сесть рядом. Несколько секунд просто посидеть и слегка расслабиться, дышать ровно... Понаблюдать, как дышит ребенок и постепенно подстроить свое дыхание под ритм его дыхания, дышать с ним в унисон... Почувствовать себя как бы спящей вместе с ребенком - глубинной, детской частью своего существа... Когда вы войдете в это состояние хоть чуть-чуть, все дальнейшее облегчится и пойдет само собой. Вы можете почувствовать импульс тихонько дотронуться до плеча ребенка или даже положить руку ему на лоб, тихонько шепнуть: "Спи, маленький, это я... я с тобой..."


Почти со стопроцентной вероятностью ребенок не проснется, будет продолжать спать, и быть может, даже еще спокойней, чем спал до того... И в то же время он будет уже с вами в контакте, уже в общении, уже будет воспринимать ваше состояние и настроение, ваши мысли и внутренние образы, ваши слова... Будет слышать вас глубинным, сущностным слухом, ушами души. Вы войдете в непосредственное общение с его подсознанием. Спящий ребенок может дать вам об этом знать легким шевелением или мычанием, или даже какими-то словами, но будет продолжать спать. В том маловероятном случае, если начнет просыпаться, не пугайтесь и не огорчайтесь, просто поцелуйте, погладьте, скажите, что все хорошо - и продолжайте быть рядом - или отойдите, а через минуту-другую подойдите опять. И потихоньку снова вступите в гипнотическое общение...



4. Собственно внушение, оно же гипноз.


Все, что вы теперь скажете или даже только ярко представите себе, начнет впечатываться в глубинное подсознание ребенка и - раньше или позже - произведет воздействие на его состояние, на самочувствие, настроение, образ мыслей и поведение. Самый настоящий гипноз, в полном смысле этого слова. Результаты ваших гипновнушений могут появиться и на следующее утро, а могут и более чем через месяц.


Работая с пациентами, и взрослыми и маленькими, я убеждался, сколь могущественны бывают такие отсроченные внушения, произведенные через сонно-гипнотическое состояние. Так вылечивается у детей и подростков, например, упорное недержание мочи, а у взрослых - нарушения в сексуальной сфере или тяжелые навязчивые состояния...


Срок появления эффекта прогнозировать невозможно, но вероятность его достаточно высока и с продолжением внушения все более нарастает. Самые длительные, упорные внушения нужны, конечно, для работы со стойкими искривлениями характера и с нарушениями психического развития. Внушения не производят чудес, не творят нечто из ничего - но проторяют дорогу скрытым возможностям, готовят почву для того, что может произойти, поливают семена, которые могут взойти... А выражаясь программистским языком - снимают блоки и активируют внутренние программы, а в какой-то мере и создают новые.



Пожалуйста, будьте умеренны и осторожны в своих притязаниях на эффективность вашего гипнотического воздействия. Не ждите от них невозможного и опасайтесь пойти против природы ребенка. Если, например, вы хотите, чтобы у ребенка появился аппетит к тому, к чему у него стойкое отвращение, то прежде чем внушать ему этот аппетит, десять раз подумайте - а нужно ли это. С большой вероятностью ребенок избегает есть что-то потому, что организм его пытается избежать потенциальной вредности этого продукта, даже если этот продукт и нужен для энергетического питания и развития. Например, мясо: животный белок, конечно, желателен для роста и развития ребенка, но его организм может не располагать нужными ферментными системами для нейтрализации шлаков, образующихся при мясном питании, и дает об этом сигнал в виде стойкого нежелания мяса. Под влиянием ваших внушений ребенок может начать есть мясо, а как результат - начать болеть ангинами или еще чем-нибудь похуже... Есть ли такая угроза в вашем конкретном случае? Мы этого не знаем. Поэтому: если ребенок упорно отказывается от мяса, то внушения, касающиеся мяса, стоит формулировать очень общо и осторожно. Вроде: "Котлеты вкусные. Они тебе могут понравиться".



Сколько времени продолжать внушение? От двух до семи минут, с паузами секунд по 10- 15-20... Сколько раз повторять одно внушение за один сеанс? Раз пять-семь, для пущей верности девять, но ни в коем случае не больше двенадцати. Если повторяете какую-то фразу типа "Котлеты вкусные", то ее лучше произносить в разных интонациях и вариациях: "Котлеты хорошие", "Котлеты ароматные", "Котлеты чудесные", "Котлеты веселые"... Аккуратнее - что до котлет, то вы рискуете внушить сказанное и себе с такой силой, что тут же после сеанса уничтожите все котлеты, которые есть в доме на данный момент, в том числе и сырые:)



5. Завершение сеанса.


Это совсем просто: тихонько погладьте малыша, можно поцеловать, можно подержать руку на его лбу, плечике или ручке, благословить безмолвной молитвой...



Проводить внушения можно ежевечерне; однако, если вы проводите их в течение более чем двух недель, то лучше это делать с перерывами - через день. После 15 сеансов рекомендую делать не менее чем недельный перерыв. А после сорока - перерыв не меньше, чем в один месяц.


Уверен, у вас все получится.



С Богом!

в колонках: *** 2. Неизвестный исполнитель - Дорожка 2