Характеристиками терапевтического обучения пациентов являются. Какова медицинская эффективность обучения пациентов в Школе здоровья? Учетно-отчетная документация школ пациента



Прогресс здравоохранения Улучшение медицинской помощи больным с хроническими заболеваниями - Внедрение высокотехнологичных методов лечения (новые средства диагностики, новые препараты, инвазивные методы) Увеличение продолжительности жизни Улучшение качества жизни Трудовая и социальная реабилитация


Прогресс здравоохранения Высокотехнологичные методы лечения -наиболее эффективны при сочетании с изменением образа жизни пациента -требуют от врача и пациента новых знаний и навыков -эффективность позволяет лучше мотивировать пациента к изменению образа жизни




Терапевтическое обучение Терапевтическое обучение – эффективный путь улучшения лечения пациентов с хроническими заболеваниями Терапевтическое обучение может осуществляться в виде совместной работы пациента, медицинской сестры, лечащего врача Основная доля терапевтического обучения – общение пациента и медицинской сестры




Терапевтическое обучение – организованная работа медицинского персонала, направленная на изменение поведения пациента с хроническим заболеванием Основной ресурс изменения в организации работы медицинских сестер – обучение специалистов – менеджеров сестринского дела






Требования к менеджерам сестринского дела Понимание сути терапевтического обучения, его эффективности и ограничений Знание основных принципов организации и проведения терапевтического обучения Знание особенностей педагогики терапевтического обучения Умение планировать обучение пациентов Владение навыками поиска необходимой информации


Требования к менеджерам сестринского дела Понимание задач и сущности контроля терапевтического обучения пациентов и умение планировать и проводить контроль эффективности обучения Способность передавать свои знания и навыки сестринскому персоналу Умение организовывать командную работу по терапевтическому обучению




Структура курса обучения Теоретическое обучение: Сущность и принципы терапевтического обучения Самостоятельная работа: планирование терапевтического обучения Практика: проведение терапевтического обучения Потребности пациентов и организация работы с пациентами


Теоретические основы ТОП Обучение студентов 4-го курса – 5 лекций и 5 семинарских занятий Цели обучения - требования к менеджерам сестринского дела Понимание сути терапевтического обучения, его эффективности и ограничений Знание основных принципов организации и проведения терапевтического обучения Знание особенностей педагогики терапевтического обучения Умение планировать обучение пациентов Владение навыками поиска необходимой информации










«Медицинская сестра – организатор ТОП» - самостоятельная работа Первый семестр 5го курса Цели обучения - требования к менеджерам сестринского дела Понимание сути терапевтического обучения, его эффективности и ограничений Знание основных принципов организации и проведения терапевтического обучения Знание особенностей педагогики терапевтического обучения Умение планировать обучение пациентов Владение навыками поиска необходимой информации


«Медицинская сестра – организатор ТОП» - самостоятельная работа Задача студента – составление плана ТОП по выбранной теме. Заболевания – сахарный диабет, ИБС, АГ, бронхиальная астма, пострезекционные синдромы… Выбор темы зависит от опыта предшествующей работы


«Медицинская сестра – организатор ТОП» - самостоятельная работа Структурированный план обучения Тема занятия Определение целевой группы и ее набор Потребности пациентов Задачи занятия План занятия – знания, умения, формирование мотивации Методы обучения Контроль эффективности






Потребности пациентов и организация работы с пациентами Первый семестр 5-го курса -Обучение на базе Нижегородской диабетической лиги Определение потребностей пациентов с хроническими заболеваниями на примере сахарного диабета Потребности пациентов в программе обучения






Результаты обучения Один выпуск студентов, полностью прошедших курс обучения Второй выпуск студентов проходит производственную практику Студенты участвуют в обучении детей с сахарным диабетом и их родителей на курсах ДиаННа и школе обучения пациентов с сахарным диабетом







Школа пациента - является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания)11. Цель школ пациентов:

Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений;

Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;

Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;

Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;

Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

При групповом методе консультирования (школе пациента) процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Преимущества группового профилактического консультирования. Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр. Необходимо помнить, что групповое обучение более эффективно, если подкрепляется индивидуальным консультированием. В ряде ситуаций желательно, чтобы обучение проводилось на уровне семьи, в частности когда консультирование затрагивает вопросы питания, физической активности, поведенческих привычек, которые, как известно, нередко носят семейный характер. Школа пациентов, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.

История создания школ пациентов с различными заболеваниями хронического течения насчитывает в нашей стране более 15 лет. Накоплен богатый опыт проведения группового обучения пациентов при различных заболеваниях: сахарном диабете, артериальной гипертонии, бронхиальной астме, ишемической болезни сердца и других болезнях, убедительно доказана клиническая, социальная и экономическая эффективность данного метода профилактического консультирования.

Основные принципы проведения школ пациентов :

(1) формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неосложненным течением артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца; больные ишемической болезнью сердца, перенесшие инфаркт миокарда, острый коронарный синдром, интервенционное вмешательство и др.; пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такое формирование групп создает атмосферу


11 Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия // Под ред. Вялкова А.И., Оганова Р.Г. - М., ГЕОТАР-Медиа, 2000. - 21с.


социальной поддержки , что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата.

(2) для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику; одно из основных требований – посещение всего цикла занятий;

(3) численность целевой группы пациентов должна быть не более 10-12 человек; необходим контроль, чтобы пациенты посетили все (или большинство) из запланированных занятий;

(4) организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал, блокноты и пр.).

Необходимо избегать наиболее частой ошибки при организации школы . Школа пациентов, к сожалению, нередко подменивается «лекторием», когда темы объявляются заранее в определенные дни и часы и на эти лекции приходят пациенты с самыми разными заболеваниями. Такая форма работы, хотя и весьма трудоемкая для медицинских специалистов, практически неэффективна, т.к. нарушаются главные принципы группового консультирования.

Школы пациентов в рамках диспансеризации, профилактических медицинских осмотров проводятся медицинскими работниками кабинетов (отделений) медицинской профилактики (врач, фельдшер медицинской профилактики). Для проведения школ необходимо обученный персонал и обеспечение условий для эффективного группового консультирования.

При необходимости для проведения отдельных занятий могут привлекаться профильные специалисты (при наличии их в учреждении – психологи и др.). Пациенты направляются в школу пациента участковым врачом. Желательно, чтобы врач (фельдшер)

кабинета (отделения) медицинской профилактики предварительно ознакомился с данными амбулаторной карты пациентов.

Программа обучения строится из цикла структурированных занятий, продолжительностью около 60 минут каждое. Всего в цикле оптимально 2-3 занятия в зависимости от целевой группы.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.

Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10-15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами. Содержание обучения изложено в специальной методической литературе и частично в базовом информационном материале по углубленному профилактическому

консультированию.

Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами, которая может проводиться в разных формах и простых действиях:

Вопросы-ответы;

Заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов – по ходу обсуждения могут даваться целевые советы, что имеет более высокую эффективную и результативность, чем безадресные советы;

Проведение расчетов и оценок, например, расчет индекса массы тела, суточной калорийности и пр.;

Обучение практическим навыкам – измерения артериального давления, подсчета пульса и др.

Знакомство со справочными таблицами и посторенние рациона и пр.

Программа обучения пациентов в школе здоровья может быть разработана на основе материалов, изложенных в разделе по углубленному профилактическому консультированию.


Вся наглядная информация, используемая в школе должна быть: красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной.

пациентов) в рамках диспансеризации:

Школа по коррекции основных факторов риска хронических НИЗ/ССЗ, выявляемых в ходе диспансеризации и профилактических осмотров;

Школа по снижению избыточной массы тела, оптимизации физической активности и рациональному питанию;

Школа для пациентов с повышенным артериальным давлением.

Курский государственный медицинский университет
Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ
С ХРОНИЧЕСКИМИ
НЕИНФЕКЦИОННЫМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В
АМБУЛАТОРНОЙ ПРАКТИКЕ
Лекция
Зав. кафедрой, профессор
Н.К.Горшунова


По данным ВОЗ 80% заболеваний
населения имеют хроническое
течение.
Для большинства из них
разработаны доказанные и
обоснованные терапевтические
меры, позволяющие замедлить
прогрессирование заболеваний и
предотвращать их обострения.
Однако назначенное лечение
правильно применяют менее 50%
пациентов.

Актуальность обучения пациентов
Пациенты не владеют
необходимыми знаниями для
повседневного
«управления» своим
заболеванием и не осознают
ответственность за
состояние своего здоровья.
Применение современных
методов лечения требует
глубокого понимания
механизма их действия, т. к.
они достаточно сложны и
подчас опасны.

Актуальность обучения
пациентов
Обучение пациентов - составная часть
арсенала терапии многих хронических
заболеваний: артериальной
гипертонии, сахарного диабета, ХСН,
ожирения и др.
Результаты лечения напрямую зависят
от поведения больного: он должен
выполнять указания врача, обладать
необходимыми знаниями и навыками
для принятия самостоятельных
решений медицинского характера,
быть мотивированным.

Цели обучения

формирование у пациентов навыков
самоуправления в отношении их
хронического заболевания с
нацеленностью на превращение его в
активного участника лечебного
процесса,
подготовка пациента к повседневному
использованию новых эффективных
технологий лечения хронических
заболеваний.

повышение информированности
пациентов о заболевании и его
факторах риска;
повышение ответственности
пациентов за сохранение своего
здоровья;
формирование рационального и
активного отношения пациента к
заболеванию, мотивации к
оздоровлению, приверженности к
лечению и выполнению
рекомендаций врача.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

формирование у пациентов умений и
навыков самоконтроля за состоянием
здоровья, оказания первой доврачебной
помощи в случаях обострений и кризов;
формирование у пациентов навыков
самокоррекции поведенческих факторов
риска (питание, двигательная активность,
управление стрессом, отказ от вредных
привычек);
формирование у пациентов практических
навыков составления плана индивидуального
оздоровления.

Условия эффективной реализации обучения пациентов

Разработка программ обучения для
различных хронических
заболеваний или конкретных форм
их течения.
Подготовка методического
обеспечения и демонстрационных
средств учебных занятий.
Подготовка обучающего персонала
(врачи, медицинские сестры).

артериальной гипертонией -

Школа здоровья для пациентов с
артериальной гипертонией включена в отраслевой классификатор
(ОК) "Сложные и комплексные
медицинские услуги" (СКМУ)
91500.09.0002-2001 (приказ МЗ РФ № 268 от
16.07.2001 г. "Система стандартизации в
здравоохранении РФ") и
имеет шифр 04.015.01 (04 - медицинские
услуги по профилактике; 015 кардиология; 01 - Школа для пациентов с
АГ как вид услуги).

Школа здоровья для пациентов с
артериальной гипертонией - организационная
форма профилактического группового и
индивидуального консультирования.

артериальной гипертонией - медицинская
профилактическая услуга (т.е. имеет
самостоятельное законченное значение и
определенную стоимость).
Школа здоровья для пациентов с
артериальной гипертонией - направлена на
профилактику осложнений заболевания,
своевременное лечение, оздоровление.

Школа АГ - новые информационно-мотивационные технологии

Цель
способствовать
повышению
приверженности пациентов к лечению,
сформировать мотивацию к сохранению и
увеличению ответственности за здоровье
как за личную собственность, что
обеспечит качество профилактической
помощи
населению
в
процессе
реализации
профилактической
направленности в работе ВОП (СВ)

Необходимые структурные элементы для организации школы АГ

квалифицированный персонал в

выполнению сложных и


на образовательную деятельность
по обучению пациентов;
обеспечение условий для
эффективного функционирования
школы (помещение, методические
и обучающие материалы,
тонометры).

Формы обучения:

индивидуальные беседы с врачом,
групповые цикловые занятия,
проведение обзорных лекций,
изучение больными
популярной литературы
по артериальной гипертонии,
показ видеофильмов и т.д.

значительное повышение частоты достижения
целевого уровня АД,

ожирением,
достоверное снижение числа пациентов с
умеренной и выраженной
гиперхолестеринемией,
достоверное снижение числа курящих.

Критерии эффективности обучения пациентов в школе

достоверное снижение числа пациентов,
злоупотребляющих жирной, углеводной и
солёной пищей.
достоверное снижение числа пациентов с
ипохондрическими и депрессивными
проявлениями, с высоким уровнем стресса

принимающих гипотензивные препараты,


понижение группы диспансерного наблюдения
пациента.

Важные условия поддержания актуальности знаний и навыков пациентов

Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза
в неделю в амбулаторно-поликлиническом
учреждении или 3–5 раз в неделю в
дневном стационаре,
Рекомендуемая численность пациентов в
группе – 10–12 человек.
Рекомендуемая кратность повторного
обучения – 2 раза в год.
Обязательно ведение дневника контроля
основных функциональных показателей.

Учетно-отчетная документация школ пациента

Журнал регистрации пациентов,
обучающихся в Школе здоровья.
Учёт пациентов, обучающихся в Школе здоровья,
осуществляется в отдельном журнале для каждого
вида Школы (с указанием ФИО пациента, возраста,
контактного тел., дат проведенных занятий,
отметки о присутствии).
Медицинская карта амбулаторного больного
внесение записей о начале обучения в Школе
здоровья, даты и темы каждого занятия,
заверенные медицинским работником,
проводившим занятие.
Отметка на лицевой стороне медицинской карты по
завершении цикла обучения

Вариант школы здоровья для пациентов с артериальной гипертензией

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут,
посвященных основным наиболее важным
проблемам контроля АГ.
Занятие 1. Артериальная гипертония: как ее распознать?
Занятие 2. Артериальная гипертония: что способствует ее
развитию?
Артериальная гипертония: как правильно
измерить уровень артериального давления?
Занятие 3.
Занятие 4. Методы профилактики артериальной
гипертонии.
Занятие 5. Артериальная гипертония: когда и кому на
помощь должны приходить лекарства?

Занятие 1. «Артериальная гипертония: как ее распознать?».

объяснить, что артериальная
гипертензия – хроническая
прогрессирующая болезнь (основные
симптомы которой – головная боль,
носовые кровотечения, утомляемость,
снижение работоспособности как
результат повышенного АД), и задача
пациента научиться контролировать
ее течение, чтобы не допускать
возникновение кризов.
Цель:

Занятие 2. «Артериальная гипертония: что способствует ее развитию?».

Цель: дать понятие
о факторах риска
развития АГ и создать у
пациентов мотивацию
к их преодолению.

Занятие 3. «Артериальная гипертония: как правильно измерить уровень артериального давления?».

Цель: научить правилам
и методике
измерения
артериального
давления.

Особенности измерения АД у пожилых

С возрастом наблюдается утолщение и
уплотнение стенки плечевой артерии.
пальпируется даже при превышении
манжеточного давления над
внутриартериальным.
Для достижения компрессии ригидной
артерии требуется более высокий
уровень давления в манжетке, в
результате чего происходит ложное
завышение уровня АД
("псевдогипертония, симптом Ослера).
Для распознания этой ошибки следует
пальпаторно определить АД на
предплечье.
При различии между систолическим АД,
определенным пальпаторно и
аускультативно более 15 мм рт. ст., для
вычисления истинного АД у пациента
необходимо из измеренной величины
вычесть 10-30 м рт. ст.

Занятие 4. «Методы профилактики артериальной гипертонии».

Цель: научить пациентов способам
немедикаментозного лечения и
соблюдению рекомендаций по
здоровому образу жизни (отказ от
малоподвижного образа жизни повышение физической
активности - и вредных привычек,
диетическое питание)

Занятие 5. «Артериальная гипертония: когда и кому на помощь должны приходить лекарства?»

Цель: научить пациентов
правильно принимать
гипотензивные препараты
с консультированием при
необходимости с лечащим
врачом.

Цель «АСТМА-ШКОЛЫ»

Оказание помощи больным
бронхиальной астмой на основе
новых принципов организации
лечения и наблюдения.
В лечебный комплекс больных
астмой вводится фактор обучения,
который позволит больному
активно участвовать в собственном
лечении и контролировать течение
заболевания.

Условия организации школы бронхиальной астмы

квалифицированный персонал в
соответствии с требованиями по
выполнению сложных и
комплексных медицинских услуг;
наличие в учреждении лицензии
на образовательную
деятельность по обучению
пациентов;
обеспечение условий для
эффективного
функционирования школы
(помещение, методические
материалы и астма-наборы).

Астма - набор

включает в себя необходимые
принадлежности
для
контроля
состояния больного:
спейсер для обеспечения эффективного и
пикфлоуметр для контроля своего состояния
небулайзер для проведения неотложной
безопасного применения дозированных
аэрозольных ингаляторов,
и оценки функции легких как под
руководством врача, так и самостоятельно в
домашних условиях,
терапии обострений бронхиальной астмы.

ЗАДАЧИ «АСТМА-ШКОЛЫ»

Достижение и установление
контроля над симптомами болезни.
Профилактика обострений и
осложнений заболевания.
Поддержание качества жизни
больного.
Профилактика побочных эффектов
от препаратов, используемых для
лечения, а также необратимых
осложнений самой болезни для
снижения заболеваемости,
смертности и инвалидизации.

Факторы, влияющие на эффективность обучения в астма-школы

доверительные отношения между
медицинскими работниками и пациентами
(взаимопонимание и сопереживание, умение
убедить и объяснить и т.п.);
простота и доступность рекомендаций и их
реалистичность для конкретных пациентов,
наличие письменных инструкций и памяток,
дневника пациента, формы и методы
обучения, помещение, обстановка и
оснащение помещения, где проводится
обучение, и пр.).

Формы обучения:
индивидуальные беседы с
врачом,
групповые цикловые занятия,
проведение обзорных лекций,
изучение больными
популярной литературы
по бронхиальной астме,
показ видеофильмов и т.д.

Программа «Астма-школы»

Ведение «Дневника самоконтроля».
Обучение правильному приёму
лекарственных препаратов.
Обучение умению пользоваться
ингалятором
Обучение пикфлоуметрии.
Обучение ориентации в течении астмы
/зональная оценка: зелёная, жёлтая,
красная/.
Обучение правильному питанию.
Физическая реабилитация: лечебная
гимнастика, дыхательная гимнастика,
дозированная ходьба, занятия на
тренажёрах, массаж, закаливание.

Вариант «Астма-школы»

Количество пациентов в группе 10-12 человек
Цикл – 5 занятий по 1-1,5ч
2 раза в неделю

«Что такое
бронхиальная астма?»
Первое занятие:
Цель: объяснить, что бронхиальная
астма – хроническая болезнь,
и задача пациента научиться
контролировать ее течение,
чтобы не допускать
возникновение обострений.

Второе занятие:
«Пикфлоуметрия. Астма и аллергия»
Цель: научить пациентов пользоваться
индивидуальным пикфлоуметром, вести
суточный и недельный дневники; дать
блок доступной информации об
аллергии, способах ее диагностики с
активным участием пациента,
профилактике и лечению аллергозов.

Третье занятие:
«Лечение
хронического воспаления
при бронхиальной
астме»
Цель: научить пациентов
правильно
использовать
противовоспалитель
ные препараты.

Четвёртое занятие:
«Немедикаментозные методы
коррекции»
Цель: создать у пациентов
мотивацию к тренировке
дыхательной мускулатуры,
научить их приемам
правильного дыхания.

Пятое занятие:
«Самопомощь при обострении
бронхиальной астмы»
Цель: научить пациентов распознавать
обострение бронхиальной астмы,
купировать приступы удушья
различной тяжести.

СИСТЕМА ЦВЕТОВЫХ ЗОН ДЛЯ БОЛЬНОГО БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

«Все в порядке» - заболевание хорошо
контролируется, PEF – 80-100% от
наилучшего/должного показателя для больного,
дневное отклонение <20%. Ни ночных, ни
дневных приступов астмы, как правило, нет.
Показана поддерживающая терапия.
«Предупреждение» - «зона тревоги» симптомы астмы (циклической или ациклической),
ночные приступы кашля или удушья. PEF – 6080%, дневное отклонение 20 -30%. Терапию
следует усилить.
«Тревога!» - резкое ухудшение! – симптомы
астмы в покое, частые приступы затяжного
характера, межприступный период сохраняется.
PEF <60%. Немедленно обратиться к врачу!

Критерии эффективности обучения в школе пациента с БА

достоверное снижение числа обострений
и ночных приступов БА
увеличение числа больных, регулярно
контролирующих индивидуальную ПСВ с
ведением дневников пикфлоуметрии и
симптомов,
сокращение числа случаев временной
нетрудоспособности и госпитализации,
понижение группы диспансерного
наблюдения пациента.

Школа больных ХСН

Организация
процесса занятий
школы и
взаимоотношения её
участников строятся
по принципу единой
команды, а в центре
внимания - пациент.
Занятия проводятся в
поликлинике и на
дому.

Пациентам с ХСН, их родственникам необходимо

грамотное информирование и
обучение, включающее
рекомендации по коррекции
диеты, образа жизни,
физической активности, режима
медикаментозной терапии,
приобретение необходимых
навыков самоконтроля за
симптомами сердечной
недостаточности с ведением
дневника.

Врачебные рекомендации
желательно давать не в директивной
форме необходимости жесткого
ограничения привычек и образа
жизни пациента, а в виде
совместного поиска способов
достижения большей независимости
от заболевания и сохранения
качества жизни.

Школа больных ХСН

Пациенты не выпадают из
привычной обстановки, что
позволяет применять им
полученные знания и навыки в
повседневной жизни.
Обучение в условиях
поликлиники рассчитано на
пациентов со II ФК ХСН.

Школа больных ХСН

К проведению школ с
больными III-IV ФК ХСН
следует подключать
специально обученных
медицинских сестер.
Их задача - оказание
психологической поддержки и
необходимой помощи для
соблюдения врачебных
рекомендаций, полученных на
стационарном этапе лечения.

Альтернативная
форма предоставления
пациенту с ХСН
необходимой информации и
контроля выполнения
предписанных
рекомендаций дистанционное обучение с
использованием
информационных
бюллетеней, буклетов,
видеофильмов и
видеороликов, участие в
работе вебинаров на
интернет-сайтах.

Один из важных элементов
организации занятий в школе
ХСН, определяющих успешность
её проведения, - встреча врача с
родственниками пациентов,
которым необходимо рассказать
о всех проблемах при ХСН.

Контроль клинического состояния пациентов, прошедших обучение в школе ХСН

осуществляют двумя
способами:
непосредственно - осмотр
пациента врачом или
медсестрой на приеме или
на дому;
дистанционно - во время
телефонных звонков
(общения по электронной
почте, Skype).

Специально проведенные
исследования выявили, что
использование телефонных
(электронных) напоминаний
врача о необходимости
выполнения предписанных
рекомендаций в первые
месяцы после выписки
больных из стационара
достоверно снизило частоту
повторных госпитализаций
по сравнению с группой
пациентов при
традиционном подходе к
лечению.

Заключение

Обучение больных в
школах, успешно
проводимое на
амбулаторнополиклиническом этапе –
эффективная технология
контроля течения
заболевания и улучшения
качества жизни пациентов
и их родственников.

В последние годы медицинские работники все чаще обращают внимание на то, что достижения современной медицины могут остаться не реализованными на практике, если между врачом и пациентом не будут сформированы отношения доверия и сотрудничества

В последние годы медицинские работники все чаще обращают внимание на то, что достижения современной медицины могут остаться не реализованными на практике, если между врачом и пациентом не будут сформированы отно­шения доверия и сотрудничества. В соответствии с п. 8 ст. 30 Основ законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства, т. е. в итоге сам больной решает, следовать ли ему в точности рекомендациям врача. Улучшению каче­ства медицинской помощи, формированию партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике способствует создание в ЛПУ школ пациента для больных неинфекционными заболеваниями.

Школа пациента как инструмент улучшения качества медицинской помощи

Больше статей в журнале

Н.В. Михайлова,

канд. техн. наук, доц., председатель Комитета Всероссийской организации качества (ВОК) по качеству медицинской помощи, гл. науч. сотр. АНО "Центр Квалитет", академик Академии проблем качества РФ, эксперт по системам менеджмента

Лечение, целение есть совместное дело врача и самого пациента. В каждом индивидуальном случае должно быть создано некое врачебно-целебное "мы": он и я, я и он, мы вместе и сообща должны вести его лечение.

И.А. Ильин,

русский философ, писатель и публицист

На современном этапе развития основной целью здравоохранения России является повышение качества медицинской помощи. Одним из способов достижения этого является внедрение в практику современных технологий организации медицинской помощи, основанных на междуна­родных стандартах ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 ориентиро­ваны на концепцию TQM (Total Quality Management - всеобщее управление на основе качества) как на наиболее прогрессивную и эффективную в управ­лении качеством. В число основных принципов стандартов ИСО серии 9000 входит непрерывное совершенствование и ориентация на потребителя - вся деятельность ЛПУ должна осуществляться, в т. ч., с учетом потребностей и ожиданий пациента. В этих условиях особую актуальность приобретает создание и функционирование в ЛПУ школ пациента для больных основны­ми неинфекционными заболеваниями, такими как сахарный диабет, ишеми­ческая болезнь сердца, артериальная гипертония, хронические заболева­ния желудочно-кишечного тракта, рассеянный склероз, онкологические заболевания, психические заболевания и т. д.

Школа пациентов: совместный проект портала «Милосердие.ru» и Региональной пациентской организации «Рак лечится» (Санкт-Петербург).

Место проведения: Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический).

Участники: пациенты с различными онко-диагнозами.

Тема выпуска: лучевая терапия

На вопросы пациентов в этом выпуске отвечает Александр Владимирович Кириллов, врач-радиолог высшей категории , заведующий дневным стационаром радиологического отделения.

Это та же радиация, что и в Хиросиме?

А. В. Кириллов, врач-радиолог, заведующий дневным стационаром радиологического отделения

— Скажите, доктор, радиация, которой нас облучают это та же самая опасная радиация, которая убила многих в Хиросиме и Чернобыле? Или другое облучение? Полезное?

— Мы с вами сегодня и собрались, чтобы поговорить о лучевой терапии. Потому что, кода говорят «хирургия» люди более-менее понимают, что это такое. И в случае с химиотерпией какое-то понимание есть. А нас, радиологов, люди обычно боятся, напуганные рассказами о мировых катастрофах. И иногда даже лучевой терапии пытаются избежать. И поэтому хотелось бы начать с простейшего, что же включает наш метод, зачем он нужен и так ли он опасен как кажется на первый взгляд.

Вот, например, часто нас спрашивают, когда узнают, что курс у кого-то пять недель, у кого-то шесть: «Доктор, а почему нельзя за один раз провести?». И тогда мы как раз и вспоминаем про Чернобыль и объясняем, что «за один раз» это как раз и будет катастрофа локального масштаба.

— А красное вино обязательно пить, чтобы вывести радиацию? И пить надо только сухое красное вино?

— Красное вино надо пить только в кино и за игрой в домино. Шучу, шучу. Но я знаю, что много о вине в Интернете пишут. А вообще не надо специально пытаться бороться с радиацией. Еще раз уточню, вы не источники радиации, не надо из себя что-то выводить, ведь в вас ничего и не вводят. Вы копите лишь эффект от нашего лечения. А значит, пить красное вино можно исключительно для удовольствия и когда есть повод. И только для хорошего настроения.

— А может и не нужна всем лучевая терапия?

— Совершенно точно, что порядка 80 -90% онкологических больных в той или иной степени нуждаются в лучевой терапии. И именно поэтому метод наш достаточно распространен.

И первое и единственное, что нужно понять сразу чтобы было легче и вам, и врачам, которые с вами будут заниматься, что лучевая терапия, которая проводится на медицинских установках, не опасна. Она не превращает вас в источник радиации. Она работает с опухолевыми клетками. Главное, что надо уяснить, что и для себя и для окружающих вы абсолютно безопасны в тот период, когда проходите курс. А именно это является для многих камнем преткновения. Начинают переживать: «Как же родственники, как же маленькие дети, которые рядом». Доходит иногда до абсурда. Есть у нас пациенты, которые сжигали одежду, в которой приезжали к нам на лечение в Центр.

Без нашего метода не обойтись. И лучевая терапия, хотя и наносит определенный вред организму, но совершенно точно не делает вас изгоями, опасными для общества.

«Сгорела кожа»

— Так ведь становится понятно, что это опасно, даже по тому, как тело реагирует. Ожоги появляются, глотать тяжело, в горле все как будто сожжено, хотя облучают грудную клетку.

— Да, ожогов часто боятся. Ожоги случаются. Есть прогнозируемые осложнения. Есть то, что происходит спонтанно, что мы спрогнозировать не можем. Бывают острые реакции, и бывают отсроченные. Как правило, мы стараемся проговорить все эти моменты.

Почему ожоги именно на коже? Потому что кожа это первое, что сталкивается с ионизирующим излучением, это первый барьер, который первым и страдает. Возникает реакция, но не больше, чем реакция, возникающая и при солнечных ожогах. А значит, и бороться с ней возможно.

Есть неприятные моменты и со стороны желудочно-кишечного тракта в виде изменений стула. Бывают и болевые ощущения.

Наш метод (дистанционная лучевая терапия на линейном ускорителе электронов) основан на том, что мы действуем на быстро делящиеся клетки. А в организме человека быстроделящиеся клетки они, как правило, находятся либо в эпителии, либо это опухолевые клетки. И тут мы снова вспоминаем, что именно поэтому при лечении в том числе страдает кожа, ведь это эпителий, страдает слизистая, это тоже эпителий. И возникают те неприятные ситуации, которые сопровождают наше лечение.

Но все это достаточно индивидуально, и вы должны понимать, что не бывает стандартного подхода именно к осложнениям. У Иванова, Сидорова и Петрова будет все по-другому, чем у вас.

А есть пациенты, у которых вообще не возникает никаких реакций. Не надо себя заранее программировать на худшее.

— А у меня, доктор, реально сгорела кожа. Вы делали мне двадцать пять сеансов, а уже сеансов через семнадцать кожа была как кипятком ошпаренная. Это единичный случай? А мне кажется, что это у большинства. И что нам делать?

— Особенности кожи индивидуальны. Чаще всего страдают голубоглазые блондины. Но есть исключения. И мы возвращаемся к словам, что у каждого из вас все будет по-разному. Если есть кожный дискомфорт во время лучевой терапии, необходимо в первую очередь поставить в известность своего лечащего врача, и врач назначит лечение. Самолечением заниматься не нужно.

Существуют мази, кремы, пены. Но не во все временные промежутки их можно использовать. И как правило мы используем нежирные кремы. Потому что жирная пленка искажает ход луча и соответственно появляется дополнительное электронное облучение от этой пленки и ожог лишь усугубляется. То есть жирными кремами можно себе навредить, если самому себе назначать кремы которые «кому-то когда-то помогали».

— На следующий день после облучения я сморкаюсь, и у меня из носа кровь идет.

— Это вполне естественно. Это то, о чем мы говорили. В вашей ситуации облучается кожа и под ней слизистая носового хода, которая представляет собой молодые быстроделящиеся клетки, они тоже страдают. Поэтому сосуды там лопаются. Как правило, по прошествии двух-трех недель эти негативные реакции уходят, и вы об этом навсегда забудете. Это естественное осложнение, такие осложнения мы ожидаем.

— Моя родственница лечится у себя в маленьком городке, у них один врач на отделение и ему некогда отвечать на вопросы. Скажите все-таки чем мазаться-то? Ну хотя бы самое безопасное средство для кожи?

— Снимает кожные реакции, как правило, пена «Пантенол». Пена, или иногда это называется спреем, то что продается в баллоне. Она не жирная. А после лучевой терапии, то есть когда уже закончен курс и есть изменения на коже можно применять «Бепантен», это детская мазь. И она как раз жирная, она густо покрывает кожу. Но повторюсь, жирные средства можно применять уже после полного прохождения всего курса, когда уже нет лучевого воздействия.

Детский жирный крем тоже неплохо снимает все неприятные явления после лечения. Как правило после лучевой терапии кожные реакции уходят примерно на протяжении недели, двух, трех. Опять же в зависимости от особенностей кожи.

Внутриполостная лучевая терапия – что это?

— У меня подруга лечилась в Казахстане в Алма-Ате. Ее закрывали в отделении на все время лечения. А она только родила. И ее маленькую дочку показывали ей через стекло двери отделения. И весь период лечения она провела в клинике, потому что врачи как раз говорили, что это опасно и нельзя находиться с маленьким ребенком.

— Есть дистанционная лучевая терапия, то что делаем мы, а существует лучевая терапия, когда препарат радиационный вводится в организм человека. Вот в такие моменты да, пациент опасен. Хотя тоже не на протяжении всего курса. Но мы в нашем Центре такой методикой не обладаем и такие процедуры не проводим.

— У вас более слабая лучевая терапия, чем в Алма-Ате?

— Нет, просто существует дистанционная лучевая терапия, существует внутриполостная лучевая терапия, внутритканевая. Возможна и лучевая терапия, когда вводится радиоактивное вещество в кровь и с током крови оно распределяется же по организму. Таким образом, например, лечатся костные изменения, при помощи стронция. Стронций, уже находясь в костях, продолжает распадаться и излучать. И вот в такие моменты пациенты, действительно, опасны. Но это происходит короткий период времени. (В нашей клинике нет циклотрона и нет таких больных.)

Меня лечат не так, как подругу

— У меня рак матки. Мою подругу лечили от рака в другом городе. Ей радиацию вводили каким-то аппаратом. Это лучше, когда изнутри лечат? Мне тоже так будут делать? К чему готовиться?

— Одно дополняет другое. Есть разные болезни и разные методики. Так что опять возвращаемся к словам, что не надо пытаться проецировать что-то происходящее с другими, что это и у вас произойдет. Вы все абсолютно разные, у всех разные заболевания, даже если звучит, вроде бы одинаково, то гистологические варианты будут разные и подходы к каждому больному будут разные.

Кому-то нужна сочетанная лучевая терапия, когда используется терапия и дистанционно, и внутриполостная. Кому-то только дистанционная понадобится. Другим контактная, это когда кожные образования лечатся. В данной ситуации нельзя говорить – лучше или хуже. Есть только «правильно или неправильно в конкретном случае».

Зачем рисуют метки?

— А зачем расчерчивают перед лечением? Вы помните, вы как-то через компьютер искали на мне точки и потом их отметили прямо на теле. Так же не только меня расчерчивают? Мы сравнивали рисунки, у многих они были.

— Не только вас. Хотя иногда бывают заболевания, когда нам не требуется такая подготовка с помощью компьютерной томографии, как было сделано у вас. А в вашем случае это было нужно. И с помощью компьютерной томограммы мы сделали 3D-модель вашего тела, и на основании этой 3D модели физический отдел, физики, сделали расчеты лечения.

— А мыть эти метки можно? А то одна медсестра говорила, что можно, вторая, что ни в коем случае. Кого слушать-то?

— Нет, стирать метки с тела нельзя. А если при купании они все же стираются, то мы их подрисовываем. Потому что это важная разметка. Наверное, было бы проще, если бы это был татуаж, но думаю, что не все больные согласятся получить такую татуировку на долгую память. А так, у кого-то кожа жирная, у других – сухая. И потому рисунок у кого-то хорошо держится, а у кого-то нет.

После лечения: что есть и можно ли в баню?

— У меня аденома простаты. Я заранее перед встречей подготовил вопросы. Вот у меня записано. Питание? Загар? Баня? Состояние здоровья, тонус? Лекарства? Витамины какие надо пить?

— Давайте начнем с питания. В момент лечения лучше питаться усиленно. Причем это всех касается. Какое бы лечение вы не получали, хирургическое, химиотерапевтическое или лучевое необходимо в избытке получать жиры, белки и углеводы. Стараться даже не поститься.

К врачу? К врачу обязательно постоянно ходить. Как правило, покидая нашу больницу, многие считают, что заболевание вылечено и «я побежал». Так вот, если вы выпадаете из динамического наблюдения врача онколога по месту жительства или у нас, здесь, — то тут же и начнутся неприятности. А все рецидивы, которые обнаружены в раннем периоде тоже подлежат лечению.

Про баню. Баня это физиотерапевтическое воздействие, поэтому это увеличивает заведомо риск возобновления заболевания, с которым мы с вами вместе пытаемся бороться. И загара лучше избегать.

— А нужны в семье отдельная посуда, отдельные приборы?

— Повторюсь, что и для себя и для окружающих вы абсолютно безопасные люди, не требующие изоляции. Вы ничем не отличаетесь от остальных. Просто именно в данный момент вы нуждаетесь в лечении.

Хирургия или облучение?

— А когда врач говорит, что вы можете выбирать или хирургия и лучевая терапия, или без хирургии, но более усиленная лучевая. Что лучше выбрать? И как пациенту понять, что лучше?

— Да, есть такие заболевания, когда лучевая терапия с хирургическим методом равнозначны и равнозначно заменимы. И если по каким-то причинам невозможно сделать оперативное вмешательство, в силу общего состояния пациента, то тогда мы идем на лучевую терапию.

Иногда бывают ситуации, когда наоборот лучевую терапию по соображениям общего состояния пациента провести невозможно, и мы вынуждены делать операцию. Все индивидуально. Не бывает такого, что только строгий стандартный подход. Мы всегда на чаше весов взвешиваем пользу и вред лечения. Если вред сильнее, то проведем, например, химиотерапевтическое воздействие, чтобы отсрочить радиационное вмешательство и чуть позже уже провести лучевую.

— А второй раз могут облучать один и тот же орган? Если случился рецидив именно в нем?

— Иногда да. Но это уже совсем очень индивидуально. Это достаточно рискованное мероприятие.

Облучение и обследования – можно ли совмещать?

— Скажите, доктор, если я прохожу лучевую терапию могу я в это же время проходить компьютерную томограмму, УЗИ, МРТ или проверять кости? Или это мешает одно другому?

— Вы сейчас назвали абсолютно разные методы обследования. МРТ можно делать, невзирая на лучевую терапию. Компьютерную томографию, если область небольшая, можно совместить с сеансами. А если нужно обследовать две и больше области, то лучше пропустить КТ, потому что лучевая нагрузка будет слишком велика.

В случае с остеосцинтиграфией, проверкой костей, вам будет введен радиофармпрепарат, и вы какое то время небезопасны для окружающих, поэтому лучше повременить, дабы не подвергать воздействию окружающих, а себя дополнительным воздействием.

Поэтому, когда какие-то обследования у вас запланированы или вы хотите их провести, находясь на лучевом лечении, вам необходимо обязательно согласовать это с лечащим врачом.

— То есть это просто потому, что небезопасно? Но результаты обследований не будут искажены из-за лучевой?

— Не всегда. И КТ и МРТ могут показать неверные результаты, например, из-за отека ткани.

В больнице или дома? В России или за границей?

— А в чем разница лечения в стационаре и амбулаторно?

— В моем понимании лечение лучше проходить амбулаторно, потому что больничные стены еще никого не вылечили. Но есть разные жизненные ситуации, когда тяжело добираться до клиники, когда финансово дорого каждый день добираться.

Редко, но случается, когда психологически человек себя ощущает более защищенным, находясь постоянно в больнице. Но лучше все же проходить лечение амбулаторно, потому что при лучевой терапии пациенты чувствуют себя вполне нормально и физически активно.

— У нас в клинике хорошая техника? И вообще в стране?

— Все познается в сравнении. В мире, конечно, есть и лучше аппараты, более современные. Но то что есть у нас, позволяет нам оказать помощь всем больным, которые к нам обращаются.

— Это не ответ. Ну, давайте честно разговаривать. Скажите, за рубежом лучше все же аппараты? Мы сейчас не хотим притворяться и говорить «ах как у нас в стране все хорошо». Мы хотим жить. И каждый из нас хоть раз и думал «а может все продать и уехать лечиться в другую страну?»

— В плане качества самого лечения так или иначе все зависит скорее от врачей, а не только от техники. Совершенствование аппаратуры ведет к снижению возможных негативных побочных эффектов. А сам результат он все равно везде один. То есть лечебные программы, протоколы, которые мы используем (по крайней мере, в нашей больнице), такие же, как в Европе, как в Америке, как во всем мире.

А.В.Кириллов с пациентами

Ну и у нас есть то, что есть. И другой аппаратуры нам не покупают. А за границей возможно лучше техника в плане минимизации риска осложнений.

— У меня очень сильная усталость после каждого курса лучевой. Это только у меня так? Почему?

— То, что вы ощущаете сильную усталость, означает, что копится общий эффект. Разрушаются клетки, клетки выбрасывают токсины и соответственно накапливается усталость, возникает сонливость. Со временем организм восстанавливается.

Задайте ваш вопрос!

Вы можете задать вопрос для следующего выпуска Школы пациента. В ближайшие семь дней читатели «Милосердия.ru» могут задать любые вопросы о процедурах химиотерапии . О том, что волнует тех, кто сейчас проходит лечение. Тех, кому только предстоит химиотерапия в любой из клиник России и мира. Тех, кто поддерживает своих родных и близких в этой борьбе.

А уже 29 марта в рамках совместного проекта благотворительного портала «Милосердие.ru» и региональной пациентской организации «Рак лечится» при поддержке Санкт-Петербургского клинического научно-практического центра специализированных видов медицинской помощи (онкологический) пройдет Школа пациентов онкобольных и их близких.

На ваши вопросы ответит Наталья Валерьевна Левченко, кандидат медицинских наук, химиотерапевт с двадцатилетним стажем, заведующая отделения (о).

Вопросы присылайте на почту: [email protected]

Или оставляйте в комментариях к анонсу мероприятия в группе