Понятие о здоровье и болезни. Понятие о здоровье, болезни, состоянии предболезни. Проблема нормы и аномалии. Норма и патология


Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия.

Организм человека считается здоровым, если его жизнедеятельность уравновешивается с окружающей средой. В поддержании равновесия жизненных процессов организма с внешней средой огром­ную роль играет состояние нервной системы и его сопротивляемость к воздействию различных факторов. Незначительное нарушение равновесия организма со средой может вызвать сдвиги в функциональной системе. Такого человека считают здоровым, но состояние его организма находится на грани между здоровьем и болезнью. Когда нарушается равновесие организма с внешней сре­дой, возникает заболевание, которое и приводит к выраженным физиологическим и морфологическим сдвигам.

Причины, вызывающие заболевание, могут быть внутренними и внешними. К внутренним причинам относятся наследственность, врожденные особенности; к внешним - механические факторы (ушибы, травмы, ранения); физические (действие электрического тока, лучистой энергии, атмосферного давления); химические (отравление солями тяжелых металлов, ядохимикатами и др.); биологические (болезнетворные микробы, вирусы, простейшие, гельминты); нарушение питания (отсутствие в пище белков, витаминов и т. д.); а также социальные условия жизни.

В зависимости от того, какие органы или системы поражены, различают болезни нервной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания и др. Кроме того, различают болезни инфекционные и неинфекционные, острые и хронические.

Термин «инфекция» произошел от латинского слова infectio - заражение. Инфекционные болезни объединяет основной признак - возможность передачи их от больных здоровым. Источником инфекции могут быть больные люди в скрытом (инкубационном) периоде, в разгаре болезни и при выздоровлении, бактерионосители, т. е. люди, переболевшие или совсем не болевшие, но носящие в себе болезнетворные микробы, которые они выделяют и тем самым заражают окружающих. Инфекцию могут также распространять животные (грызуны, насекомые, кошки, собаки, коровы, овцы и т. д.). К инфекционным болезням относятся корь, скарлатина, краснуха, грипп, паротит, острые респираторные заболевания и т. д. Инфекционные болезни очень часто принимают эпидемический характер.

Неинфекционные болезни не передаются другому человеку от больного. Это могут быть наследственные болезни, травмы, ожоги, авитаминоз и др.

По характеру течения различаются острые и хронические заболевания. Острые болезни характеризуются относительно небольшим сроком течения (от нескольких дней до одного месяца), хро­нические протекают длительно, с периодически повторяющимися обострениями.

Необходимость изучать состояние здоровья детей обусловлена тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека. От педагогов во многом зависит организация гигиенических условий обучения, воспитания и труда, т. е. создание условий внешней среды, обеспечивающей здоровье школьника.

Страница 9 из 32


Определение понятий “здоровье” и “болезнь”

Обычно здоровье определяют через болезнь (ее отсутствие) и ее трактовки считаются менее трудными, чем дефиниции здоровья, остановимся вначале на тех направлениях, в рамках которых осуществлялись и до сих пор формируются попытки дать определения понятия “болезнь”.

Общепринятое определение болезни (болезней): болезнь – это нарушения, поломки, дефекты физических и (или) психических функций, ведущих к нарушению “нормальной” жизнедеятельности . Но с употреблением понятия “нормальная жизнедеятельность”, “норма” нужно быть осторожным, так как само представление о “норме” достаточно дискуссионно и многогранно. Существуют понятия физиологической, психологической, антропологической, гигиенической, социальной и т.п. норм и определения каждой из них достаточно спорны.

Нередки определения болезни как нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой, как нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации). Пожалуй, после рассмотрения болезни как нарушения функций организма или его частей, органов, систем, это наиболее распространенное определение. С ним корреспондирует определение не столь распространенное, но исходящее также из идеи изменения адаптации. К нему, например, прибегал известный советский патолог И.В.Давыдовский, посвятивший немало времени и труда поиску наиболее адекватной дефиниции болезни, патологического процесса, самой адаптации как ключа к пониманию ее сущности. В одной из своих последних работ И.В. Давыдовский утверждал, что болезнь это приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов” (Архив патологии. 1966. №1). Говоря проще, болезнь – это приспособление организма через болезнь, как измененную форму адаптации, приспособления.

В начале XX в. (У.Кеннон и др.) были сформированы представления о гомеостазе и его расстройствах, которые легли в основу понимания болезни – как нарушение гоместаза. Под гомеостазом понимали гормонию внешней и внутренней среды организма, а нарушение этой гормонии являлось причиной болезни.

Идейно близки к подобным представлениям о сущности болезни и дефиниции выдающегося современного психолога Ганса Селье. В его учении о стрессе, болезнь рассматривается в качестве патологического стресса или дистресса – нарушений процессов адаптации, обеспечиваемой адаптивными гормонами и выражаемыми изменениями общего адаптационного синдрома – гомеостаза и гомеостата.

В основе биологических представлений о болезни , лежат представления о нарушении соответствия биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций, происходящих в определенных интервалах времени (т.е. в так называемых индивидуальных аркадах), с внешнесредовыми природными временными периодами, циклами .

В связи с развитием кибернетики, информатики, системного анализа, математического моделирования и других направлений современного научно-технического процесса появились “кибернетические” и тому подобные определения болезни, исходящие из идеи нарушения систем, блоков, центров и др. управления деятельностью организма, как сложной органической системы, системы регулирования, координации деятельности органов, элементов, частей, алгоритмов (программ) деятельности, сложной биологической системы, нарушения модели организации системы организма и т.п.

Встречаются идущие из прошлого медицины и из новейших модных направлений определения энергетического характера, рассматривающие сущность болезней в изменениях энергетических ресурсов, возможностей организма, неадекватного воздействия, не соответствующего потребностям здоровой жизнедеятельности, сил – электрических, магнитных и прочих полей, факторов. Например, еще из истории восточной медицины древнего Китая, Индии известны представления о “меридианах”, энергетических точках, узлах, коллекторах энергии космоса и самого организма – энергии космических элементов (огня, воды, дерева и др.), нарушение соотношений воздействий которых приводит к болезни. Из античности известны представления об энергии организма, психической энергии, избыток которой способен вызвать болезнь, а ее освобождение, разрядка (катарсис, о котором говорил Аристотель и который использовал З.Фрейд в своем учении) дает целебный эффект. Сегодня “энергетические” определения болезни и их современные модификации получают все более широкое распространение.

Авторы различных дефиниций болезней, в том числе биологизаторских определений болезни, т.е. исходящих исключительно из биологических представлений, коль скоро речь идет о человеке, наделенном социальными чертами и свойствами, не могут не видеть этого обстоятельства и подчас упоминают и о нарушении человеческих, поведенческих, общественных функций при заболеваниях – болезни как социальной дезадаптации, нарушении человеческих чувств, переживаний (“вкуса жизни”, “радости жизни” – мироощущения и т.п.). Социологи, философы и некоторые медики подчеркивают преимущественное значение нарушения человеческих социальных качеств при болезни, прежде всего работоспособности, деятельности человека. Вслед за К.Марксом, определившим болезнь “как стесненную в своей свободе жизнь ”, они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность (несвободу) полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане осуществлять жизнедеятельность, прежде всего трудовую, человеческую, вести полноценный здоровый образ жизни. Болезнь рассматривается как нарушения, деформация образа жизни, стереотипа поведения в конкретных условиях жизни и т.п.

Приведенные и другие определения (представления) болезни человека могут быть сгруппированы в несколько разделов, позволяющих более упорядоченно подойти к их восприятию и оценке, что само по себе важно для направленной и эффективной стратегии и тактики борьбы с ними. Кроме того, и это для нас особенно важно, с помощью определения болезни постараемся подойти к пониманию дефиниций здоровья. В табл. 5 представлена группировка некоторых определений болезни человека.

Таблица 5
Основные дефиниции болезней и их формулировка
(по Ю.П. Лисицыну)

Мы привели далеко не все дефиниции болезни человека: как отмечалось, их – сотни, а скорее всего тысячи, заслуживающих внимания, от академических, строго научно взвешенных до романтических и лирических. Например, Г.Гейне сказал: если человек не радуется лучу солнца, проникающему в жилище, он болен. Столь же неполна и наша схема группировки определений болезни. Сюда можно поместить много других, и, прежде всего, смешанных дефиниций, которые преобладают среди всех попыток сформулировать наиболее полные и адекватные определения. И это понятно, так как большинство исследований обоснованно выделяют ряд признаков и критериев болезни человека – существа не только биологического, но и, главным образом, социального, болезнь которого приводит не только к нарушению физиологических, соматических, но и психических, социальных, трудовых, морально-нравственных и других функций, нарушению всего спектра жизни. Такой подход, наверное, наиболее отвечает задаче определить болезнь именно человека, следовательно, понять и сущность здоровья и дать его адекватное определение.

Все сказанное о сущности человека, соотношении социального и биологического, определениях болезни человека относится к определению здоровья человека. Собственно экскурс в философию, социологию и феноменологию болезни предпринят для поиска грамотных в методологическом и научном плане позиций определения здоровья человека.

Еще раз следует подчеркнуть, что здоровье человека, как и болезнь, – новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле, социальное явление (имманентно социальное) и социально опосредованное, т.е. заключающее в себе воздействие социальных условий и факторов. Разумеется, как и при болезни, здоровье человека имеет биологическую природу, естественное течение физиологических процессов на конкретной морфологической, биологической структуре, т.е. процессов жизнедеятельности организма. Причем эти процессы проходят в определенных условиях – гармонии, уравновешенности как внутри организма (органов, систем, биохимических процессов и т.п.) – условиях гомеостаза и гомеостата, так и с окружающей средой и ее воздействиями на организм – в единстве и гармонии с ней, обеспечиваемых четкой работой систем управления и адаптации к условиям жизнедеятельности, т.е. это жизнедеятельность в условиях биологической нормы (норм). С таких (биологических) позиций здоровье – отсутствие болезней (соматических и психических), дефектов, поломок в организме и всех патологических явлений (нарушений адаптации, управления деятельностью организма, изменения энергетического баланса и др.), о которых мы говорили, характеризуя различные дефиниции болезней.

Однако, как отмечалось, такие определения недостаточны, так как здоровье – гармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (а болезнь – нарушение этого единства, этой гармонии).

Так же как и по отношению к болезням еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий – условий и образа жизни, гигиенического режима, здорового питания и пр. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Многие мыслители и врачи подчеркивали, что невозможно понять здоровье человека лишь по аналогии с животными, т.е. лишь на основе биологических мерок. Н.А. Добролюбов, например, писал, что “животной здоровой организации недостаточно для человека; для него нужно здоровье – человеческое”.

Итак, здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; это состояние, которое позволяет человеку вести полноценную, не стесненную в своей свободе жизнь, выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Именно так, с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле Устава этой организации, написано: “Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”.

Здоровье – не только физическая, душевная ценность для каждого из нас, неоценимое богатство человека, но это высокая морально-этическая, гуманистическая ценность, это условие счастья и, как писал Ф.Ф.Эрисман, “составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа”.

К сожалению, эту мудрую истину обычно понимают и проповедуют те, кто истратил свое здоровье и, заболев, почувствовал, какого сокровища он лишился. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью молодые люди, не обремененные болезнями. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – признак не только низкой общей культуры и медицинской грамотности, но самый настоящий социальный инфантилизм. Разбазаривание здоровья – это не только разбазаривание личного богатства, но и общественного.

Формула: “здоровье – общественное богатство” относится не только к личному, но и к так называемому общественному здоровью, о чем речь впереди.

Эта формула означает также, что здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.

Академик Н.М.Амосов, говоря о “количестве здоровья”, считает, что его можно определить как сумму “резервных мощностей ” функциональных систем, которые можно выразить через “коэффициент резерва” – максимальное количество функции по отношению к ее нормальному уровню. Другие исследователи делают акцент на измерении уровней адаптации и их состояния, их удельного веса – удовлетворительной адаптации, напряженной, срыва адаптации и пр. (Р.М.Баевский). Можно предложить ряд других констант – измерителей количества здоровья. Для физиологии, патологии, статистики, кибернетики такого рода приемы представляют интерес в сравнении с наукой об общественном здоровье и здравоохранении в частных подходах. Подобные примеры следует принять к сведению как возможные пути подхода к проблеме количества и, что еще более важно, качества здоровья.

В 1968 г. ВОЗ приняло следующую формулировку: “Здоровье – это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным”.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения

СТРУКТУРА валеология как наука. ВАЛЕОЛОГИЯ

. Предмет валеологии - индивидуальное здоровье человека, его механизмы. Проанализируем более конкретно эту категорию

. Здоровье и болезнь - основные категории научного познания в медицине. Так как это связано с человеком, проживающего в обществе, то эти категории имеют медико-социальный характер, то есть здоровье и болезнь - социально-дете ерминований состояние человека. Но они имеют четкую основу, так как природа человека биологическая, а суть социальная (человек не может развиваться вне социума). Все свои потребности она реализует через функции физиолог ичних систем и все социальное не реализуется без биологического (например, мышление базируется на рефлекторной деятельности головного мозгаку).

Таким образом, биологическая природа человека реализует ее социальную сущность

Болезнь - это патологический процесс. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптимальную связь со средой и окружающим его социумом. Болезнь есть приоритеты етом медицины, ии теоретической и практической стороны. Медицина занимается именно больным человеком, а не ее здоровьем. Она излечивает человека, возвращая ей здоровье. Но, имея конкретный предмет научного пиз ния (болезнь), медицина не может обеспечить достижение высоких показателей здоровья населениялення.

Известно, что болезнь как категория медицины имеет конкретное, доступное описание: название, особенности развития, симптоматика, диагностика, распространенность, лечение, профилактика и тд. Этого нельзя сказать и относительно здоровья"я.

Согласно. ВП. Куликовым, индивидуальное здоровье - это отсутствие болезни, здоровье как норма и здоровья как успешное приспособление

Если при обследовании пациента врач не находит признаков болезни, то ставит диагноз"здоров"Но такой вывод довольно сомнительный. Например, начальные стадии атеросклероза или злокачественных новообразований н не проявляются симптоматически, а фактически человек уже нездоровая. Другой пример, одна и та же человек по состоянию"нормы"может работать бухгалтером, учителем, но не пилотом, водолазом. Дело в том, что"физиологическая норма", еще не отражает состояние здоровья. Принцип"нормы"не может быть использован и по той причине, что на сегодня можно говорить о разных уровнях здоровья у вполне здорового человека. Так, на пример, у высококвалифицированного спортсмена после физической нагрузки анаэробного характера (работа максимальной и субмаксимальной мощности) рН крови достигает 7,0, но это не аргумент, чтобы говорит и о патологии. Поэтому правомерно говорить о здоровье как динамическое состояние, что позволяет проявиться как можно большему количеству. Видоспецифические функций при экономном расходе биологического субстрата, т.е. с доров - это способность индивида проявлять свои биологические и социальные функции проявляти свої біологічні та соціальні функції.

Согласно. ММ. Амосовым, который ввел понятие"количество здоровья", здоровье - это максимальная мощность органов и систем при сохранении качественных физиологических пределов их функций

По мнению. ВВ. Подвысоцкого (одного из основателей патофизиологии) не существует абсолютного здоровья и абсолютной патологии, так как между ними есть множество связей и переходов 00. Богомолец сформулировал понятие о единство нормы и патологии. Это можно продемонстрировать примером системы сообщающихся сосудов: чем больше здоровья, тем меньше возможности для болезни и наоборотавпаки.

Между состоянием здоровья и болезнью существует переходный, или"третье сословие", который дополнительно разделяют на передх-Воробей и недемонстративно патологические процессы

Главный признак предболезни - возможность развития патологического процесса вследствие уменьшения резервов здоровья, когда количественные изменения переходят в качественные

Есть два подхода к определению индивидуального здоровья - адаптативний и креативный

Врач-натуропат. Герберт. Шелтон дает следующее определение здоровья:"Здоровье - это состояние целостного и гармоничного развития при адаптации каждого из органов друг к другу. При этом каждый орган более эффективно в работает в интересах целого (организма), чем в свою пользу. Любая болезнь - это нарушение законов жизнедеятельности организма, законов природырироди".

Другие авторы, рассматривая индивидуальное здоровье, учитывают определению. Всемирной организации здравоохранения! льного и социального благополучия и способность приспосабливаться к условиям внешней и внутренней среды и естественного процесса старения, а также отсутствие болезни и физических дефектов. Но наведет не определение здоровья полностью исключает умственное благополучие. Следует помнить, что современный человек активно творит историю, создает новые формы социального и экономического уклада на планете. Земля. Но при этом 90% всех современных факторов риска существующих болезней цивилизации, а также угроза в целом экологическому благополучию природы имеет антропогенное происхождение, то есть является следствием творческой цивилизованной действие льности человека. Все глобальные кризисы е производными от человеческой деятельностиості.

Известный ученый и теоретик медицины. АИ. Струков взаемоповьязував понятия здоровья и свободы человека. Согласно его учению, болезнь - это нарушение нормального (оптимального) способа реализации потребностей (мат материально, духовных). Здоровье - это нормальный психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Здоровье и мировоззрение взаимосвязаны и взаемообумовле ни. Струков считает, что только духовное мировоззрение является главной основой настоящего здоровьеоров"я.

Согласно. ВП. Казначеевым, здоровье следует рассматривать как валеологический процесс формирования организма и особенности человека

По. А. Маслоу, основными потребностями человека есть не только потребности тела, но и стремление к безопасности, надежности, защиты, иметь семью, принадлежать к обществу, клана, друзей, иметь уважение, самоуважение, свободу, я которая обеспечит полное развитие своих талантов тощо.

ПВ. Симонов создал триадных структуру основных потребностей человека в его актуальном жизни:

1 гостиная (биологические) потребности

2. Социальные потребности

3 идеально потребности (познание окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования на земле

Принципиально эти потребности отражают три уровня организации существования человека - биологический (физиологический), сознательный (сверх жизни - интеграцию человека в социум), духовный (сверх-сознание) - духовную культа ур.

Согласно учению. Аристотеля, растения имеют вегетативную душу, животные - вегетативную и чувственную, люди - вегетативную, чувственную и рациональную. Нормальный человек имеет гармоничную целостность всех трех порядков с своего существования: физического (биологического), душевного (социальной адаптации) и духовного (личной удовлетворенности).

ВИ. Вернадский назвал оболочку земли, где живет человек, ноосферой, а не антропосферы именно потому, что за исключением ума остальное в человеке принадлежит биосфере. По. ОО. Ухтомским, человеком могли быть н ней только можно статстати.

Таким образом, начиная с уровня сознания, человек существует в двух качественно различных сферах своего существования: адаптационном и креативному. Первостепенное значение в адаптационного существования приобретают факторы внешн среды: физические, социальные, экологические. При этом человек приспосабливается к действию реального окружающей среды. В методологическом плане процессы адаптации нашли свое полное отражение в раб отах. ИП. Павлова об условных рефлексах, в бихевиоризме. Дж. Уотсона и его схеме 7 * -. К, где каждый стимул или ситуация (2) соответствует определенном поведении (или реакции -. К) -. К),

Креативное существования человека, в отличие от адаптационного, направлено на осмысление высших, отсутствующих в меняющейся реальности, ценностей и их практическое достижение. Швейцарский психолог. Ж. Пиаже считает, что в процессе социализации человек постоянно осмысливает новые для себя ценности и стремится к практическому достижению новых для себя целей. Этот социальное движение вперед и есть креативиою деятельностью человекини.

Таким образом, деятельность человека как продукта биологической и социальной эволюции направлена, с одной стороны, на адаптацию к условиям существования (физических и социальных), а с другой - на творческое осмысление жизни и постоянное движение вперед. Эта деятельность обусловлена??физическим, душевным и духовным здоровьям.

По. БН. Чумаковым, здоровье человека - прежде всего процесс сохранения и развития. ЕЕ психических и функциональных качеств, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни ття.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

1) биологические возможности;

По данным академика. ЮП. Лисицина, факторами, которые определяют здоровье, являются:

Здоровый образ жизни - 50-55%;

Экологические факторы - 15-20%;

Наследственность - 15-20%;

Медицина - 10-15%

Экономическую (уровень жизни);

Социальную (качество жизни);

Социально-психологическую (стиль жизни);

Социально-экономическую (уклад жизни)

Здоровье – один из основных источников счастья, радости и полноценной жизни. Оно является не только личным достоянием человека, но и общественным богатством, одним из важных показателей благосостояния и культурного уровня народа. На вопрос о том, что более ценно для человека – богатство или слава, один из древних мудрецов ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Богатство и деньги, слава и почести – всё не имеет цены для больного человека. Болезненное, безнадёжное состояние убивает в человеке всякую радость жизни, всякие планы и надежды. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

К сожалению, многие люди начинают по-настоящему ценить своё здоровье и решают изменить свой образ жизни только тогда, когда здоровье уже серьёзно подорвано. И глубоко ошибаются те люди, которые надеются с помощью лекарств поправить здоровье, испорченное злоупотреблениями и пренебрежением к нему в молодости.

Народная пословица говорит: "Что имеем, не храним, потерявши – плачем”. Многие люди попросту не забоятся и не думают о своём здоровье пока его не утрачивают. А когда здоровье нарушается, они тратят много сил, средств и времени на его восстановление, что, к великому сожалению, не всегда возможно.

Немецкий учёный М. Петтенкофер писал: "Часто мы поступаем как расточительный наследник богатых родителей, не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству. Мы расходуем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда из здоровых превращаемся в больных”.

Пытаясь разобраться в сущности здоровья и причинах болезни, мы приходим к выводу, что сам человек повинен в возникновении и развитии ряда заболеваний, особенно таких как гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни сердца. Преждевременная старость – это тоже результат пренебрежительного отношения к собственному здоровью, нежелание или неумение следить за его состоянием.

Известный советский физиолог академик П.К. Анохин писал: "Сегодня становится ясно, что инфаркты сердца, гипертоническая болезнь, мозговые инсульты – это только трагические финалы, так сказать жертвы длинного ряда осложнений в организме человека…

Причины же спрятаны и зреют в тончайших процессах мозга, в его почти неуловимых химических реакциях, в молекулах мозгового вещества, собирающих и безжалостно суммирующих до патологических размеров всё то, что человек переживает на протяжении всей своей жизни: безудержные эмоциональные разряды, расстройства, длительные, гнетущие неприятности… Мы должны вмешиваться в назревающую болезнь ещё в той стадии, когда нет ни гипертонии, ни склероза, ни инфаркта миокарда… Именно профилактика должна сказать здесь своё решающее слово”. И с этим нельзя не согласиться. Каждый из нас для того, чтобы предотвратить ряд серьёзных заболеваний должен в первую очередь хорошо знать, от каких факторов зависит здоровье, как легко его можно потерять и с помощью каких средств и методов можно сохранить его.

Чтобы глубже понять сущность здоровья и причины возникновения болезни, давайте с вами обратимся к величайшей Книге - Библии, истинному слову Божьему, к слову любящего нашего Творца.

В первой главе книги Бытие мы читаем о том, что человек был сотворён по образу и подобию Божьему. Следовательно, человек был сотворён совершенным во всём, как совершенен Сам Бог. В том числе он имел и отменное, идеальное здоровье. Более того, Бог наделил человека даром бессмертия. Но всё это дано было человеку на условии выполнения установленных Богом законов Вселенной.

К великому сожалению человек нарушил установленную Творцом связь с Ним, выразив недоверие к Его слову. С момента грехопадения нарушилась природа человека. Человек лишился дара бессмертия и его тело с тех пор стало подвержено болезни.

Давайте с вами посмотрим, что же такое здоровье и болезнь с точки зрения традиционной медицины.

Обратим внимание на формулировку понятия "здоровье”, данную Всемирной Организацией Здравоохранения:

"Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.

Эта формулировка очень похожа на слова Иисуса Христа: "Придите ко Мне… и найдете покой душам вашим” (Мат. 11, 28, 29).

К сожалению, при определении понятия "здоровье” у традиционной медицины возникают трудности. А именно: что взять за точку отсчёта при определении здоровья конкретного человека?

Некоторые исследователи вводят понятие "абсолютное здоровье”, которое они рассматривают как идеальное, не существующее в реальных условиях состояние организма, служащее своеобразной точкой отсчёта, аналогично тому, как в физике приняты понятия "равномерное прямолинейное движение”, "абсолютно чёрное тело”. Но такое абстрактное представление о здоровье в практической медицине не может быть использовано. В то же время необходимы определённые показатели, на основании которых медицина могла бы решить вопрос о состоянии здоровья конкретного человека.

Для теоретической и практической медицины очень важно определить понятие "здоровье” или "норма”, отклонение от границ которых можно считать болезнью, патологией.

Некоторые учёные считают, что "норму” невозможно точно определить, потому что каждый человек представляет собой "отклонение от нормы” [Уилльямс (R. Williams)] или же потому, что "все люди – инвалиды разного рода, и всё их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей” [Рамсей (P. Ramsay)].

Из-за невозможности дать чёткое определение норме, на практике приходится исходить из среднестатистического представления о ней. Но здесь используется чисто субъективный подход, а установленная таким путём норма не может быть постоянной в течение длительного времени; она должна углубляться и уточняться в связи с новейшими достижениями медицины и биологии. Так, исследования биоритмов, проведенные в 70-е г.г. показали, что даже на протяжении суток многие важнейшие биологические показатели подвержены значительным колебаниям, которые могут маскировать проявление болезни. Также существенное влияние оказывают сезонные и метеорологические факторы. Поэтому, по мере углубления медицинских и биологических знаний, понятие "норма” уточняется.

Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не имеет чётких границ, по представлению учёных, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезненного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этим возникло понятие "практически здоровый человек”, у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности. Вместе с тем отсутствие видимых проявлений нарушения здоровья не говорит об отсутствии болезни, так как перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, само по себе не нарушая здоровья, может привести к возникновению болезни при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей. Расстройства адаптации (приспосабливаемости) организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды являются переходными состояниями между здоровьем и болезнью.

Поэтому, в самых общих чертах традиционная медицина определяет здоровье как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Вы видите, какие трудности возникают у практической медицины с определением понятия "здоровье”? Не меньшие трудности возникают и с понятием "болезнь”.

Особая трудность в определении понятия "болезнь” связана с тем, что в это понятие должны включаться только такие признаки болезни, которые характерны для любых её форм. Дать совершенное определение понятию "болезнь” настолько же трудно, насколько легко найти недостатки в любых попытках кратко и всеобъемлюще определить это понятие.

Нелегко ввести в определение болезни такой, наиболее общий для всех её форм, признак, как отличие её от здоровья. Чёткой границы между состоянием здоровья и болезни, нормой и патологией в большинстве случаев не бывает. Само понятие "норма” в медицине и биологии может пониматься по-разному. Попытка рассматривать болезнь как отклонение от среднестатистической нормы в связи с постоянным развитием статистических методов не может служить надёжной меркой отличия болезни от здоровья.

В зарубежной медицине существуют попытки рассматривать индивидуальную норму в отношении к идеалу, принятому за эталон.

Если норма есть сохранение человеком всей присущей ему полноты и широты жизнедеятельности, то и наиболее общим признаком начала заболевания, очевидно, надо считать общее ослабление, снижение уровня жизнедеятельности или ограничение её широты хотя бы в определённых отношениях, что должно неизбежно сказаться и на обычных нормальных взаимоотношениях человека с окружающей средой. Исходя из этого ряд авторов при определении болезни указывают на нарушение трудоспособности человека или снижение его социально полезной деятельности как на основной признак болезни. При большинстве болезней (особенно острых) трудоспособность человека, безусловно, снижается или утрачивается полностью. Эта мерка болезненного состояния человека практически очень важна.

Однако, ещё С.П. Боткин заметил, что чахоточные больные (иногда даже лихорадящие) – работники умственного труда – могут вполне удовлетворительно выполнять свои профессиональные обязанности. Можно, конечно, предполагать, что, не будь эти люди больными, они сделали бы больше и в своей профессии, но доказать это также невозможно, как и обратное.

Профессиональная трудоспособность может быть не нарушена, но снижение способности выполнять другие виды труда всегда легко обнаружить. Так, больной гипертиреозом (гипертиреоз - заболевание щитовидной железы) в большинстве случаев не способен выполнить работу, требующую мелких, точных движений и концентрации на этом внимания, а больной туберкулёзом не может соревноваться (например, в беге) со здоровым человеком.

Авторы, вносящие в определение болезни признак нетрудоспособности, пытаются также обойти очевидную неприменимость его к болезни малолетних детей ссылкой на то, что детские болезни якобы потенциально снижают трудоспособность взрослого человека.

Указанная К. Марксом характеристика болезни как стеснённой в своей свободе жизни шире критерия трудоспособности. В отличие от критерия "снижение трудоспособности”, данная Марксом характеристика применима к болезням человека любого возраста.

При любом заболевании, несомненно, имеет место ограничение свободы жизни в определённых отношениях. Это ограничение, стеснение жизнедеятельности, функциональная неполноценность человека при болезни, даже в чём-то очень серьёзная, не всегда распространяется на все возможные виды его трудовой деятельности; всегда в чем-то ограничивая свободу жизни человека, болезнь не всегда снижает его профессиональную деятельность. Поэтому для отличия болезни от нормы критерий "стеснение свободы жизни человека” ряд авторов считают оптимальным.

При определении понятия "болезнь” необходимо уяснить, относится ли это понятие к явно выраженному проявлению болезни, или же его следует распространять на все стадии развития болезни, независимо от того, проявляется ли болезнь видимо или нет.

О возможности существования во внешне здоровом организме болезненных изменений в различных органах и тканях, не проявляющихся ни субъективно, ни объективно, врачи знали давно. В понятие "болезнь” обычно их не включали. В принципе такое представление о болезни существует и в современной медицине, когда, характеризуя состояние человека, врачи определяют "практически здоров”. Но проблема так называемой скрытой патологии, т.е. не проявляющейся видимым нарушением здоровья, этим не снимается.

Скрытые патологические процессы иногда развиваются годами и десятками лет без симптомно. Во всех таких случаях состояние видимого здоровья и ненарушенной трудовой деятельности сочетается со скрытым течением вполне определённой болезни. Поэтому в медицинской практике существует термин "патологический процесс”. Понятие "патологический процесс” охватывает всю динамику развития данной болезни. Этот термин более общий, чем "болезнь”.

Понятие "патологический процесс” определяется как "сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в повреждённых тканях, органах или организме”, ещё не выраженное клинически.

В связи с трудностями определения понятия "болезнь” существует понятие (и термин) "предболезнь”. Самой общей характеристикой понятия "предболезнь” является то, что само по себе это состояние, хотя и патологическое, ещё не нарушает здоровья; оно только несёт в себе объективные предпосылки для его нарушения.

Самое краткое из известных определений болезни – "жизнь при ненормальных условиях” – принадлежит Р. Вирхову. Это определение входит в состав многих старых и современных определений, но само по себе оно весьма недостаточно, так как касается только этиологического (т.е. рассматривающего причину возникновения болезни или патологического состояния) аспекта понятия, не затрагивая характеристики болезни как таковой.

Ю. Конгейм (1878) определял болезнь как уклонение от нормального жизненного процесса, обусловленное взаимодействием внешних и внутренних условий и регуляторных процессов организма. Ю. Конгейм отмечал участие в процессе болезни регуляторных механизмов, т.е. приспособления.

С.П. Боткин дал развёрнутую характеристику общего понятия о болезни. Смотря на болезнь как на обычное (т.е. естественное) явление при невыгодных для организма условиях, Боткин писал, что "…понятие о болезни неразрывно связано с её причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм или через его ближайших или отдалённых родителей”. "Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспособляющейся способностью организма, представляется нам в форме болезни… Реакция организма на вреднодействующие на него влияния внешней среды и составляют сущность болезни”.

Многие русские и советские клиницисты и патологи исходили в своих определениях из идей С.П. Боткина. Существующие определения понятия "болезнь” чем-то ограничены и доступны для критики. Но они имеют практическую ценность в качестве ориентира для научного подхода к проблеме болезни.

И только снова и снова обращаясь к Слову Божьему, к Библии, мы можем понять, что причина болезней кроется в нарушении взаимоотношений с Богом, в нарушении связи с Ним.

И поэтому, вероятно, самым приемлемым определением понятия болезни будет следующее: "Болезнь – это усилие природы освободить организм от последствий нарушения законов здоровья”(Е.Г. Вайт. "Служение исцеления”, с. 74).

Литература:

2. БМЭ. Болезнь. – Москва, "Советская Энциклопедия”, 1976, т. 3, с. 283- 292

3. БМЭ. Здоровье. – Москва, Советская Энциклопедия”, 1978, т. 8, с. 355-357

4. Е. Вайт. "Служение Исцеления” Пер. с англ. – Заокский, "Источник Жизни”, 1996, с. 125-136

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек - homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек - социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек - это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь - нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеции писал, что человек - животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека по сути разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологическое от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия - это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье - такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.