Праздник Махашиваратри — великая ночь Шивы. Праздник маха-шиваратри в индии


Что мы знаем об индийских праздниках?! В принципе ничего, нам бы со своими разобраться! Но мне интересно и разобраться в индийских!
Индийские праздники хороший пример гостеприимства, привлекающего людей со всех уголков мира. Одни и те же индийские праздники, отражающие бесчисленные легенды, отмечаются в различных регионах под разными названиями. Праздники Индии - это красочный калейдоскоп, именуемый Индия. Кухня, музыка, театрализованные представления, танцы, традиционная праздничная одежда, пёстрая гамма красок, яркая иллюминация - всё это праздники Индии. Поэтому когда я находилась на территории Индии за последние годы, я по-тихоньку знакомилась с ними. Отличный праздник Дивали, празднуется в ноябре. Это что-то типа нашего Нового года! Праздник огней, символизирующий победу добра над злом, света над тьмой. Все вокруг шумят, кричат, украшают свои дома и бабахают фейерверки! Праздник длиться 1-2 дня.

"Diwali" переводится с санскрита как "огненная гроздь" - фестиваль огней

Еще помниться мне праздник « Понгал» - это праздник первого урожая риса и сахарного тростника. Обычно он празднуется с размахом в течение 4 дней, правда это праздник празднуется только на юге Индии. И еще много много праздников!!! Я заметила, что у индийцев, гораздо больше праздников, чем у нас! Они также, как и мы, совсем не хотят в них работать)


"Pongal"-это "блюдо сладкого риса", которое готовится в честь праздника

А впереди еще праздник Холи. Это праздник весны - один из наиболее красочных праздников Индии, люди обсыпают друг друга цветным порошком и поливают водой.


Холи - самый яркий праздник красок

К чему я это?! Вчера состоялся великий праздник Шиваратри! Раньше я о нем ничего не слышала, поэтому в этом году решила принять участие в празднике!
Праздник Махашиваратри в Индии - это день преданности и поклонения и Парвати, отмечаемый всеми правоверными индуистами в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун (дата «плавает» от конца февраля до середины марта по григорианскому календарю). В этом году он был в понедельник (этот день считается днем Шивы) в ночь с 20 на 21 февраля.


Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей, этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Махашиваратри. Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.
В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой. В шивмандирах(храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных.
Существуют различные легенды, связанные с фестивалем Махашиваратри. Согласно одной из наиболее популярных легенд, Шиваратри знаменует день свадьбы Шивы и Парвати. Есть версия, что в этот день Шива исполнил Тандаву, танец создания, сохранения и уничтожения. Другая легенда о Шиваратри из Линга Пурана говорит, что именно в такую ночь Шива возник перед Брахмой и Вишну в форме безначального и бесконечного лингама. В любом случае это необычный день и он считается крайне благоприятным.


Праздник Шиваратри в Индии - это день преданности и поклонения

Что просят в этот день у Шивы?
Но особое значение Махашиваратри имеет для женщин и садху. Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году. Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам.
Как это было в ...
Готовиться начали за несколько дней, украшали мандир, учили мантры, девушки покупали красивые сари для праздника. Если честно, я вообще не готовилась и даже не собиралась праздновать. Я собиралась поехать в Хайдерабат на 10-тидневные съемки в кино, но по волей божей, осталась в ашраме. Мои подруги очень обрадовались, что я не уехала и уговорили пойти на праздник. Мне подарили красивое сари и даже помогли его надеть (это оказалось гораздо сложнее, чем я могла себе представить!.

Примеряю подарок моих подруг - сари

Вообще рекомендуется в этот день поститься, но так как я себя не отношу к индуистам, я решила не париться и объелась мороженного(другое в такую жару и не полезет). К 2 часам дня мы отправились к мандиру, чтобы занять места, ведь сам праздник длиться очень долго и места должны быть такие, чтобы можно было увидеть все происходящее хорошо. Мандир очень огромный, говорят он рассчитан на 20 000 человек! По программе ашрама праздник начинался в 4 дня и должен был закончиться в 6 утра. Конечно же мы все решили, что мы все выдержим и потому останемся до утра!). Это оказалось не просто! Отсидеть в ашраме почти день и всю ночью казалось не возможным, поэтому мы по одному выходили, чтобы размять ноги и попить воды. Около часу ночи я поняла, что сил до утра не хватит и отправилась в свою комнату, для того чтобы отдохнуть, но спать абсолютно не хотелось. Повалялась не долго и отправилась обратно в мандир, было уже примерно 5 утра. Еще час баджанов и праздник подошел к концу, раздали прасад и мы разошлись по комнатам. Праздник мне очень понравился, но чего-то особого я не почувствовала, может потому что я не индуска?). Хотя особо одаренные рассказывали о том, как сила Шивы на них повлияла. У меня осталось море приятных впечатлений и сари! До сих пор хожу и пою « Ом намах Шивая»....Надеюсь все то, что я пожелала для вас и себя, все исполниться!!!

P.S. Посвящается моим подругам, которые поддержали меня в трудную минуту! Спасибо Вам!)

П очитаю Его, Великого Аскета, Священным Огнем Своего третьего Ока обратившего в пепел бога страсти; почитаю Его, избавляющего мир от всех страданий, Изначальную Причину всего сущего.

Прадошам, также известная как Прадош или Прадоша Врата, - особенный день поста, посвященный Верховному богу Шиве. Он отмечается на 13-й день растущей луны и 13-й день убывающей луны.

Прадошам – это возможность для каждого человека избавиться от неблагоприятной кармы. Пост и искреннее обращение мантрой к Шиве в эти дни освобождают человека от грехов. Отсюда и название этого поста – «Pra» значит избавление, а «Dosha» означает неблагоприятные кармические последствия/изъяны или самскары. Это привычки или рефлексы, которые мы привнесли с собой в это воплощение и которые зачастую портят нам жизнь, мешают достигать целей. К примеру жадность, обидчивость, говорим не подумав, чувство вины и постоянных сожалений. Доша - это ошибочный шаблон поведения, который мы повторяем, не смотря на желание измениться. Сюда же можно отнести жизненные неудачи, постоянно повторяющиеся в нашей жизни.

Пост в период «Прадош-врат» не только помогает смягчить влияние негативной доши, но и осознать причину ее возникновения. В этот лунный день Шива очищает Землю и людей от негативной кармы. Кармой продиктованы наши удачи и неудачи. Таким образом, пост в этот день, дает возможность ослабить тиски кармы и смягчить влияние дош (самскар).

В Шива Пуране написано, что тем, кто соблюдает пост в Прадошам рекомендуется обращаться к Шиве или посещать храмы посвященные Шиве.

Веды говорят, что Шива олицетворяет принцип разрушения в форме времени, а богиня Дурга - его вспомогательная энергия. Шива значит «всеблагой». Хотя он ходит в сопровождении духов, призраков и домовых, измазан пеплом и спит в крематориях, он всегда чист. Он никогда не оскверняется окружающим. Он своим влиянием очищает всех вокруг, помогает продвигаться падшим душам. Шиву еще называют Ашутошей, тем, кого легко удовлетворить. Он запросто дарит благословения любому, кто обращается к нему. Шива ездит верхом на быке. Он всегда поглощен размышлениями на трансцендентные темы, раскрывает другим сокровенные тайны о Боге, о любви, об отречении от мира.

Имя Шива, переводится с санскрита как «Благой» или «Милостивый». Шива, Махадев, Ишвара, Хара, Рудра - все это имена Божественной милости и сострадания. Шива тот, кто создает и разрушает творение. Он тот, кто полностью отречен от мира и в то же время способен одарить человека всеми благами. Он тот, кто принимает и дарует желаемое. Он есть персонификация энергии разрушения - поэтому именно ему и его супруге Парвати (Дурге) молятся если человек встречает препятствие, преодолеть которое нет сил. В древних текстах говорится, что те, кто молится Шиве в особенный день Прадошам, будет освобожден от всех грехов. Считается, что в Прадошам Шива и его супруга Парвати пребывают в благостном расположении духа и исполняют желания просителей.

В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

  • Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом - это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
  • Спутанные волосы Шивы - единение духовной, физической и ментальной энергии.
  • Ганга, живущая в его волосах - это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
  • Луна в волосах Шивы - символ контроля над разумом.
  • Шива изображается трехглазым: один глаз - это солнце, второй глаз - луна, а третий - символ огня.
  • Глаза Шивы полуоткрыты - символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца - это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью - мир разрушается, чтобы родиться вновь.
  • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время - это прошлое, настоящее и будущее.
  • Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) - символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
  • Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
  • Тришула (трезубец) Шивы - это его энергии (шахти): знание (джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
  • Барабан (дамару) - символ формы существования - физическая и духовная.
  • Бык Нанди, сопровождающий Шиву - его неизменное средство передвижения.
  • Шкура тигра - символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
  • Шива, сидящий на обожженной земле - символ его контроля над физической смертью.

Природа божественности такова, что подобно воде, точащей камень, она способна растопить горы нашей кармы и изменить нас изнутри. Следовательно, изменить и наша мотивация. Проблемы есть у всех, и они зачастую похожи. Пост, молитва, садхана - это инструменты с помощью которых любой человек может изменить свою жизнь к лучшему. Не важно верит он или нет. Действия, совершенные в определенный благой период, со временем, принесут свои плоды и в сердце человека что-то изменится. Поститься в этот день может любой человек.

Период Прадош длится 1,5 часа перед рассветом и 1 час после заката. Существует 2 варианта соблюдения этого поста:

  1. соблюдение поста 24 часа: отказ от пищи (бходжана), сна (нидра), секса (майтхуна), чтения и изучения (адхяяна);
  2. соблюдение поста с восхода солнца до заката, затем выполнение Абхишеки или Шива-пуджи, после чего пост прерывается.

В этот день рекомендуется полное воздержание от пищи, допускаются лишь соки и вода.
Если, по каким-то причинам, полностью воздержаться от еды не получается, то допускается употребление фруктов и овощей в сыром виде.
Выходить из поста следует после наступления следующих лунных суток.
Вечером, за час до заката хорошо совершить омовение (принять душ или ванну), после чего прочитать мантры.

  • Шива-пуджа
  • подарки для Шивы (мед, молоко, вода Ганги, рис, фрукты)
  • чтение и слушание мантр Шивы
  • посещения храмов Шивы
  • зажжение благовоий и/или свечей
  • поклонению Шивалингаму или статуям Шивы
  • Абхишека

Шива пуджа - это обряд поклонения Шиве в форме шива-лингама, заключающий в себе последовательное подношение на лингам различных веществ (вода, молоко, растопленное масло, пепел, рис, цветы и т.п).

Абхишека - Ведическая церемония для Шивы, её проведение или участие в ней является актом прославления Великого покровителя Йоги. Древние тексты говорят, что поклонение Шиве в Прадошам имеет очень большое значение.

Согласно утверждению древних писаний Шастр, в Кали Юге (период времени в данный момент) человек может получить избавление от страданий, или освобождение воспеванием Имени Господа.

Намасмарана (повторение имени Бога: Нама - имя, Смарана - повторение) - это приемлемая духовная практика, которая окажет вам поддержку в жизни. Имя, которым человек обращается с молитвой к Всевышнему, может быть на любом языке. Оно может отражать различные отношения к Богу: отношения сына, слуги, друга, подданного. Имя может воспевать какое-нибудь одно или множество бесконечных качеств и деяний Господа. В любом случае, Божественное Имя - это знак и сигнал. Имя - это шкатулка, которая содержит Красоту и щедроты Милосердия Всевышнего, Великолепие и Всепрощение Божественного Провидения, Величие и Тайну. Мысленное повторение Его Имени на каждом дыхании привносит божественный кислород в нашу жизнь, освящая и укрепляя ее.

«Жизнь - это странствие, и человек влачит свои ноги по грубой и тернистой дороге жизни. С именем Господа на устах он никогда не будет страдать от жажды. С Образом Бога в сердце он не почувствует усталости и изнеможения, а компания Святого Духа вдохновит его на длительное путь и вселит в него веру, и надежду. Осознание того, что Господь рядом, стоит только позвать Его, и он не замедлит явиться, в какой бы момент Его ни позвали, придаст силу ногам и смелость глазам… Повторяйте Имя Господа с Любовью и лицезрейте образ Его, зафиксированный вашим внутренним зрением. Намасмарана - это лампада, излучающая свет в глубине вашего сердца, который разгонит мрак как внутри, так и вне вас. Внутренний покой души и внешние проявления Любви - это и есть признаки человека, поглощенного непрерывной Намасмараной».

В этот день благоприятно слушать Прадоша Врата Катха, или читать главы из .

Затем 108 раз произносится мантра которая восхваляет многообразные качества и аспекты Шивы.

Махамритьюнджая-мантра – одна из древнейших мантр, прославляющих Шиву. Обладает защитными свойствами, может побеждать опасность и смерть.

ОМ ТРИЙЯМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ
СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ
УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН
МРИТЙОР МУКШИЙЯ МАМРИТАТ

Перевод:
"Ом! Поклоняюсь Трехокому Господу Шиве,
Благоуханному, Несущему Благо!
Разрушающему узы рождений и смертей.
Да освободит Он нас от смерти ради Бессмертия!"

Одно из имён Шивы – Шамбху или Шамбо (Shambho), означающий «Великодушный», «Обитель радости» или «Приносящий счастье». Редкий и благоприятный аспект Шивы.

«Слава Великому Шиве! Слава Милосердному! Слава тому, кто приносит Счастье и Радость, которые живут в сердцах всех!»

Мантра: с верой и осознаванием её значения, в состоянии однонаправленного ума, стирает отчаяние, зависть, гнев, жадность, убирает иллюзии, освобождает от имеющейся ментальной нечистоты.

Регулярное обращение и почитание к Шиве в любой день и время с искренним и благим намерением проясняет сознание, наделяет мудростью, состраданием и дарует гармонию. Помогает преодолеть препятствия на пути развития, для того чтобы изменить свою жизнь, заручившись поддержкой Высших сил.

Шива Прадош 2019

Число День недели
3 января
18 января
Четверг
Пятница
1 Февраля
17 февраля
Пятница
Воскресенье
3 марта
18 марта
Воскресенье
Понедельник
2 апреля
17 апреля
Вторник
Среда
2 мая
16 мая
31 мая
Четверг
Четверг
Пятница
14 июня
30 июня
Пятница
Воскресение
14 июля
29 июля
Воскресение
Понедельник
12 августа
28 августа
Понедельник
Среда
11 сентября
26 сентября
Среда
Четверг
10 октября
25 октября
Четверг
Пятница
9 ноября
24 ноября
Суббота
Воскресение.
9 декабря
23 декабря
Понедельник
Понедельник

Слава Шиве!
Во благо всех живых существ!

February 13th, 2018

В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву - танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.

Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.

Существует несколько разновидностей Тандавы - это Ананда-тандава, Рудра-тандава, Трипура-тандава, Сандхья-тандава, Самхара-тандава, Кали-тандава и Ума-тандава. Иногда число тандав доводят до 9 и даже до 16.

Наиболее знаменита Ананда-тандава, танец, который символизирует пять функций Шивы в их единстве: шришти (создание (мира)), стхити (охранение), самхара (разрушение), тиробхава (иллюзия/сокрытие) и ануграха (милосердие).

В индуистской иконографии во время этого танца Шива представляется с 4 руками и с поднятой до половины своего тела левой ногой.

Правая нога Шивы, которую он держит полусогнутой, попирает карлика Апасмару, демона невежества.

В руках Шивы находятся барабанчик-дамару и пламя.

Голову бога украшают перья павлинов, полумесяц, череп, а в волосах Шивы течёт Ганг.

Иногда вокруг фигуры бога присутствует кольцо огня.

ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ШИВЫ

С танцем Шивы и Чидамбарамом связана очень интересная легенда.

Когда-то в предисторические времена в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).

Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.

Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.

Когда некоторые из риши поняли, что произошло, то пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана.

Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву, но тот с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку.

Затем риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами.

После этого Шива начал готовиться к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки, и третий глаз засиял между бровей.

Разъярившись еще больше, риши материализовали из огня свирепого демона-карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца.

Наконец риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога. Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.

После этого начался Тандава (Tandava) - Космический танец. Его гигантские энергии повергли риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха.

Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.

Шива Натараджа - король танца

Значительно позже, когда на Земле сменилось много цивилизаций, Вишну возлежал на своём змее Шеша. Вдруг Шеша почувствовал, что Вишну стал многократно тяжелее. Он спросил его, что произошло, и Вишну ответил, что вспомнил Космический танец Шивы, свидетелем которого был в давние времена и рассказал ему эту историю.

После этого Шеша уже не мог думать ни о чем другом, как о желание увидеть танец Шивы. Вишну дал ему разрешение оставить его на некоторое время, чтобы осуществить свою мечту.

Шеша на многие века ушел в глубокую аскетическую медитацию (тапас) и когда он достиг высшей концентрации, перед ним появился Шива и сказал, что может выполнить любое его желание. Шеша ответил, что у него только одно желание - увидеть Космический танец.

Шива ответил, что этот танец может быть исполнен только в определенное время и в определенном месте на Земле - у естественной линги в лесу Тилай. Так как это срединная точка Земли, где находится её сердечный центр - Лотосовое Пространство. Через это место проходит главный энергетический канал (nadi) нашей планеты, оно зовется Cit Ambara.

Чтобы стать свидетелем танца, змей Шеша должен был быть рожден на Земле в человеческом теле под именем Патанджали. Когда он вырастет, ему следует прийти в лес Тилай и, встретив там другого святого Вьяграпада, выполнить тапас, а затем провести пуджу. И тогда явится Шива и исполнит свой танец.

Затем, когда все это воплотилось в реальность, то у лотосового пруда в лесу Тилай начался Космический танец.

Кроме двух святых его свидетелями стали 3000 потомственных священников-браминов Муварийаваров (Muvariyavar), позже их стали называть Дикшитарами. Именно они и стали хранителями традиции города Чидамбарама - «Город бога космического танца».

Они появились в лесу не случайно, сообщество этих священников было связано с Шивой с давних времен.

Согласно одной из легенд, однажды они были приглашены Богом Творцом Брахмой, проводить богослужение на небесах. Когда они отправились на небо, их было 3000.

Возвратившись, они пересчитались, чтобы проверить все ли на месте, и их оказалось 2999. Тогда из Сабхи раздался голос и сказал, что 3000-м был сам Шива.

Дикшитары - особая каста браминов, которые живут изолированным сообществом и не вступают в браки ни с кем из вне. Запрещаются даже браки с другими браминами.

Сейчас их вместе с членами семей около 3000 человек. Из них 300 являются священниками.

Порядок проведения праздника в честь великой ночи Шивы

Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.

Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Маха-Шиваратри. Его можно есть только на следующий день.

Многие индусы участвуют в джагран - всенощном бдении в различных храмах Шивы по всей стране.

Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Маха-Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.

После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды. Затем они отправляются ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.

И к концу Маха-Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки в прямом смысле.

В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу.

Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.

В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных инструментов.

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.

Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) — коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

Последовательность проведения богослужения Шиве

В эту святую ночь каждые три часа совершают большую полную пуджу (богослужение). Начинается богослужение с вступительного обряда — краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании.

Вслед за этим начнется 1-я — вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве.

В ведийском поклонении древних ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), не иконам, а священному огню, именно с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа, в течение таких жертвоприношений разливают в огонь топлёное масло, подбрасывают веточки определённого дерева.

Вайдика-пуджа

В вайдика пуджу повторяются мантры из Вед и предлагаются исключительно саттвичные (обладающие качеством благости) подношения.

Молитвы в этот промежуток времени - приблизительно с 19.00 — 22.00 также должны произноситься только с благими намерениями, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб.

Например: «Господи! Даруй мне веру, даруй мне спасительное знание и истинного гуру!» — такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа). Полезно в это время молиться о других: «Боже! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…» и т. п.

Линга-пуджа

В процессе Линга-пуджи совершается абхишека - непрерывное, длительное возлияние воды на Шивалингам. При этом все желающие могут подойти к алтарю, сделать над Шивалингамом дхена-мудру - положение кистей рук, напоминающее вымя коровы, и сосредоточиться на тех желаниях, чаяниях, в которых имеют нужду.

Тем временем, жрец (священник) льет через пальцы подошедших на Шивалингам непрерывной струёй воду.

Раджасика-пуджа

Ближе к полуночи начнётся 2-я — раджасика пуджа. Раджасическая значит «страстная, активная, динамичная».

Эта пуджа будет сопровождаться мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья.

И молитвы здесь о процветании, о богатстве, славе, карьере, с личными (эгоистическими) мотивациями в гуне раджаса (страсти). Но это совсем не значит, что обязательно о чём-то просить Шиву. Можно просто славить его, наслаждаться самим процессом поклонения ему.

Тамасическая пуджа

Третья стадия (3-я пуджа) — тамасическая. Здесь совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах вместе с Его супругой Махакали.

И начнётся она с жертвоприношения животного, после чего, на Шивалингам будет возлита жертвенная кровь.

Подношения в эту пуджу такие же тамасичные, тяжёлые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба, тяжёлые виды пищи и т. п.

В это богослужение произносятся молитвы и мантры Тантр «левой руки». Здесь уже дозволяются заклинания, молитвы о том, чтобы Шива учинил расправу над демонами, злыми духами, врагами, завистниками и недоброжелателями.

Во время этой стадии надо медитировать над тем, чтобы со всеми, кто создаёт проблемы (для вас) в этой жизни, разобрались Шиваганы (преданные воины Шивы):
«Моего врага бей, бей! Пожирай, пожирай! Убивай, убивай! Изгоняй, изгоняй!».

Но в данной ситуации врагом может быть не столько конкретное лицо, но и внутренние враги, пороки и недостатки.

Так, жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём) символизирует разбитие своего эго (ахамкары) и медитиция при этом направлена на то, какие качества в себе самом человек хотел бы разбить вдребезги.

Так же, как у кокоса, у человеческого эго прочная, толстая скорлупа, но пустое пространство внутри.

Гордыня, чувство собственной значимости так же лживы, как кокос: твёрдый снаружи, но пустой и жидкий внутри.

Когда же совершается заклание жертвенного животного, медитируют: это убивается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а не козёл, кролик, петух — они только символы, а наше заблуждение, наше неведение.

Душа животного при этом, получив благословение, перерождается в лучших формах, а жертвенное мясо будет приготовлено и утром роздано как причащение.

Нет достоверных данных в отношении описания тамасической пуджи. Так не известно проводится ли этот обряд в полной мере в современном мире, или опускается / заменяется более гуманной имитацией. Так же не известно полностью ли это соответствует ведийским писаниям, или данная информация получила искажения с течением времени. Особенно вызывает сомнение следующее: ведийская культура (индуизм) предполагает полное вегетарианство (вообще эта идея имеет более широкий смысл: закон ахимсы), тогда приготовление жертвенного животного в качестве причастия не представляется возможным и логичным. Хотя животные жертвоприношения все равно проводились. Например ашвамедха ягья, подробно описанная в древнем эпосе Рамаяна, преведённая царём Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.

Четвёртая пуджа

Последняя — 4-я пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм.

Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой.

Время Брахма-мухурты (мухурта — время равное 1/30 части суток, примерно с 3 до 5 утра) — предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием.

Считается, что это время позволяет войти в высшее состояние сознания (турию) и турьятиту (состояние выше турии), то, которое над мыслью, над умом, то, в котором имманентное (проявленное) сознание связано с трансцендентным (Абсолютным, Божественным).

Четвёртая, заключительная пуджа, даёт возможность ощутить Шиву как Душу своей души, как своё Высшее Я.

Здесь будет совершена хома (агнихотра, огненное жертвоприношение). В огне будут сжигаться письменные молитвы. Их можно написать заранее или прямо по ходу службы.

Маха Шива Ратри или Великая ночь Шивы.

Эта ночь особенно благоприятна для обуздания ума, для молитв и ритуалов, которые помогут преодолеть или осознать причину психологических, духовных или материальных препятствий, приводящих к страданиям и несвободе. Любая духовная практика будет благоприятной для этого дня: йога, чтение мантр, медитации, а также пост и другие.

Шива (санскр.शिव, śiva, «Благосклонный», «Милостивый», «Благой»).

Он тот, кто создает, поддерживает и разрушает творение, защитник праведности, победитель демонов, податель всех благ и управитель всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;в одном направлении индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла – Махаюги, с целью создания пространства для нового творения. Считается создателем сакрального звука («Ом») и санскрита , языка культа. Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита – духи и демоны;беЗкорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение .

Также известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху , Махадева, Махешвар (Великий Бог), Натараджа и другие имена Шивы .

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами – единение духовной, физической и ментальной энергии; носящий полумесяц на голове – символом контроля над разумом; обвитый змеями как браслетами (на шее и плечах), символизирующие эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Одет в тигровую или слоновью шкуру и восседает на них, что олицетворяет скрытую энергию и победы над вожделениями. На лбу – третий глаз, означающий его способность видеть вглубь, и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света – огонь, солнце и луна или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. В руках Махадева держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения.

Шива - это высшее сознание человека.

Шива - это космический мужской принцип.

Шивой называют ту силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования.

Шива-Натарадж – воплощение космической мистерии творения. Бог с развевающимися волосами танцует в огненном ореоле, разрушая и создавая новые миры и формы. Процесс этот беЗконечен как сама Вселенная.

Есть легенда, что Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности.

Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха-йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги.

МАХАШИВАРАТРИ

В эту ночь, согласно преданию, Шива совершил тандава - танец первичного творения, сохранения и... разрушения.

Йогины и разные практики почитают проявления Шивы – как Отца Мира, и как Шакти - Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой.

К Шиве обращаются в течении всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку (abhiṣeka; «омовение», «окропление», обычно сопровождаемые декламацией ведийских мантр и/или киртанов), повторяя мантры и выполняя другие ритуалы и практики.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В 9 столетия Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Легенды Шиваратри

В соответствии с Пуранами, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы, Брахма и Вишну, сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы, и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Шивы).
Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи - вепря, - и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.
На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника, Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.
В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, - Брахма и Вишну, - склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.
Однако, Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.

Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным, и он празднуется как Махашиваратри, - великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, практики постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Всеблагому в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные дни.

МАНТРЫ ШИВЕ

1) Шива шадакшара мантра (6-ти слоговая мантра Шивы):
Ом Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу) – мантра, очищающая все элементы.

2) Шива панчакшара мантра (5-ти слоговая мантра Шивы):
Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу).

3) Маха-мритьюнджая-мантра – мантра Победителя смерти
Ом Трьямбакам Яджамахе

Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве),
Сугандхим Пуштивардханам
наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Урварукам ива бандханан
Подобно тому, как спелый огурец отделяют от стебля,
Мритьор мукшиа ма мритат
да освободит он меня от оков сансары и смерти и да укрепит он меня в бессмертии
Эта мантра способна предотвращать несчастные случаи, уберечь от неизлечимых болезней и несчастий. Она дарует здоровье, долгую жизнь, умиротворенность, богатство, преуспевание, удовлетворение, долгую жизнь и освобождение. Эту мантру рекомендуется читать в свой день рождения.

4) Шива мокша мантра :
Шиво Хам
Я есть Шива. Мокша мантра, дарующая освобождение и божественное сознание.

5) Рудра Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха

Татпурушая Видмахе
Да постигнем мы тот Высший Дух!
Махадевая Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Высшего Бога.
Танно Рудрах Прачодайат
Тот Рудра да направит нас к постижению Истины!

6) Шива Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Махадевая Видмахе
Да постигнем мы Великого Бога!
Рудрамуртае Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.
Танно Шивах Прачодайат
Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

7) Мантра прибегания к Шиве за защитой:
Ом. Намах Шивайа шантайа
Поклонение Шиве, полному покоя
Карана-трайа-хетаве
Опоре и причине Трех миров!
Ниведайами чатманам
Отдаюсь Тебе всею душою
Гатиствам Парамешвара
Прибегаю к Тебе, о Всевышний Господь!

8) Мантра преданности Шиве:
Шиве бхактиш-шиве бхактиш
Преданность Шиве, преданность Шиве
Шиве бхактир-бхаве бхаве
преданность Шиве в рождении за рождением
Анйатха шаранам насти
у меня нет другого прибежища и защиты
Твамева шаранам мама
лишь Ты Один - мое Прибежище!

9) Мантра-призывание Шивы:
Ом. Намасте Асту Бхагаван Вишвешварая Махадевая Трьямбакая Трипурантакая Трикагникалая Калагни-Рудрая Нилакантхая Мритьюнджаяя Сарвешварая Садашивая Шриман-Махадевая Намаха.
Поклонение Господу, Владыке Вселенной, Великому Богу, Трехокому, Уничтожителю трех демонических городов (трех видов зла: гнева, вожделения и зависти), Олицетворению трех священных огней, Огню Вечности и Разрушения, Синешеему, Великому Победителю смерти, Всевладыке, Вечноблагому! Святому Великому Богу - поклонение!

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.

Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) - коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

Махашиваратри, Маха-Шиваратри или «великая ночь Шивы» - это праздник в честь одного из Богов индуизма Бога Шивы, который приходится на февраль-март, в канун весеннего равноденствия и обязательно перед новолунием.

В 2018 году Махашиваратри, Маха-Шиваратри, Великая Ночь Шивы будет отмечаться по всей Индии с ночи 13-го на 14-е февраля, накануне новолуния. Новолуние 15 февраля 2018.

В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву – танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.

Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.

Наиболее знаменита Ананда-тандава, танец, который символизирует пять функций Шивы в их единстве: шришти (создание (мира)), стхити (охранение), самхара (разрушение), тиробхава (иллюзия/сокрытие) и ануграха (милосердие).

Порядок проведения праздника в честь великой ночи Шивы

Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.

Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Маха-Шиваратри. Его можно есть только на следующий день.

Многие индусы участвуют в джагран - всенощном бдении в различных храмах Шивы по всей стране.

Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Маха-Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.

После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды. Затем они отправляются ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.

И к концу Маха-Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки в прямом смысле.

В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу.

Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.

В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных инструментов.

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.

Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) - коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

В эту святую ночь каждые три часа совершают большую полную пуджу (богослужение). Начинается богослужение с вступительного обряда - краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании.

Вслед за этим начнется

  • Вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве
  • Линга-пуджа
  • Раджасика-пуджа
  • Тамасическая пуджа

Завершающая пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой.

Так, непрерывно, всю ночь, совершается поклонение, почитание и медитация. Нужно, хотя бы на это время, освободить свой ум от мирских мыслей. Оставить одно только имя Шивы, и повторять: «ом намах шивайя» - «Ом поклонение Благому!».

Нужно постараться целиком погрузиться в осознавание, в духовный опыт. Забыть о потребности в сне, пище, питье. Забыть о телесном.

Эта Ночь даёт уникальные возможности.

Ом Намах Шивайя

Другие новости

Встреча с Дмитрием Морозовым «Освобождение от родительских программ»

Вспомните свое детство, хоть это, часто, и не самое приятное занятие. Мы получаем программы так рано и так незаметно, что они оказываются в слое сознания, который предшествует разумности. Повзрослев и поумнев, мы их все равно не видим. Ребенком мы познавали мир не разумом, а всеми пятью органами чувств, потоками информации по всем каналам восприятия (даже теми, которые мы еще не знаем и не принимаем во внимание). И это было радостное занятие, которое не оставляло места скуке или тревогам о будущем. Родители представали всесильными


Экспресс-гадания в Весеннее равноденствие

20 марта - день Весеннего равноденствия. Это сакральное событие почитается всеми народами мира с древних времен. Так как этот праздник считается еще и магическим, то гадания этот день приобретают особую силу. Обязательно зарядитесь волшебством дня весеннего равноденствия. "БЕЛЫЕ ОБЛАКА" приглашают на экспресс-гадания одного из специалистов: Гадание на кофейной гуще Предсказания на картах Таро Предсказания на рунах Консультация астролога Консультация хироманта​ Ждем Всех, кто хочет заглянуть в свое будущее. Стоимость 800 рублей (консультация одного специалиста).