Презентация изучение никотина на дыхательную систему. Влияние курения на дыхательную систему человека. Просмотр содержимого документа «презентация для урока "Табакокурение и его влияние на организм" »


Cлайд 1

Cлайд 2

Влияние курения на кровеносную систему человека. Курение повышает кровяное давление: кровеносные сосуды сжимаются, вынуждая сердце сокращаться лишние 20 – 25 тысяч раз в сутки, как результат сердце расширяется и повреждается. Курение способствует увеличению уровня холестерина в крови, что приводит к образованию тромбов, а это ведёт к таким заболеваниям как атеросклероз, инфаркт миокарда, облитерирующий эндартериит и т. д.

Cлайд 3

Гангрена ног. При атеросклеротических заболеваниях повышается риск омертвения тканей и ампутация конечностей. Облитерирующий эндартериит – поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Суть заболевания заключается в сужении и заращении просвета артерии, далее нарушается питание тканей и их онемение и омертвение(гангрена).

Cлайд 4

Окись углерода (угарный газ), содержащийся в табачном дыме связывается с гемоглобином, карбоксигемоглобин не может переносить кислород. При этом доставка кислорода к сердечной мышце резко нарушается – это приводит к серьёзным поражениям сердца и сосудов.

Cлайд 5

Влияние курения на железы внутренней системы. Никотин воздействует на надпочечники, которые при этом выделяют гормон адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений.

Cлайд 6

Никотин нарушает функцию щитовидной железы. Затрудняется подача йода, на этой почве развивается базедова болезнь, а в народе она называется пучеглазием. При лечении этой болезни обязательным условием является отказ от курения.

Cлайд 7

Влияние курения на пищеварительную систему. Многолетнее курение – одна из причин кишечных заболеваний. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту. Эти признаки могут быть проявлением гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих.

Cлайд 8

У курильщика Язык покрывается грязно – серым налётом. Зубы желтеют, трескается зубная эмаль, появляется неприятный запах изо рта, тошнота и изжога. Установлено, что никотин, действуя через кровь, и попадает в желудок со слюной, вызывает повышение кислотности желудочного сока почти в 2 – 2,5 раза. По данным ВОЗ, среди курящих показатель смертности от рака органов полости рта, и пищевода в 4 раза выше, чем в группе некурящих.

Cлайд 9

Влияние курения на дыхательную систему человека. Особенно сильно курение действует на органы дыхания. Посмотрите, какие лёгкие у курильщика. Как вообще такие лёгкие могут функционировать?

Cлайд 10

У курящих развивается кашель и активизируется выделение мокроты, бронхи воспаляются и сужаются. В лёгких курильщика обнаруживается повышенное содержание воспаленных клеток.

Cлайд 11

Курение ведёт к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта, а в дальнейшем и к другим более опасным заболеваниям.

Cлайд 12

Cлайд 13

Влияние курения на нервную систему человека. Никотин попадает в мозг через 7 секунд после первой затяжки. Появляются головные боли, головокружения, ослабляется память. Компоненты табака не расслабляют, а просто «тормозят» центры мозга. Привыкнув к сигарете, человек без неё уже не может расслабиться. Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения.

Cлайд 14

Никотин в первой короткой фазе Расширяет сосуды мозга, создаёт обманчивое улучшение умственной деятельности, а затем резко сужает их, отравляет клетки мозга. Курящие становятся нервными, рассеянными, грубыми. У них развиваются нервные заболевания – невралгии, невриты…

Cлайд 15

Влияние курения на кожу человека. Курение вызывает сужение кровеносных сосудов в глубинных слоях кожи, это уменьшает приток крови, истощая содержание в ней кислорода и важных питательных веществ. Курение разрушает коллаген и эластичные волокна, которые дают коже упругость и эластичность. Вдобавок мимика во время курения как сжимание губ при вдыхании приводит к дополнительным морщинам.

Cлайд 16

Кожа курильщика Сухая, Морщинистая, Дряблая, Имеет землистый оттенок. Курение ускоряет процессы старения в коже.

Cлайд 17

Влияние курения на половую систему. Особенно большой вред никотин приносит женщинам. Яйцеклетки женщины живут более30 лет и следовательно накапливают канцерогены, Pb210 b Po210, они и вызывают мутации, которые являются причиной физических отклонений и уродств, так как курящая женщина носит в себе постоянно действующий реактор.
  1. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!
  2. 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8-12 лет!
  3. Радиоактивные элементы содержащиеся в сигарете:

  • Изотопы полония -210 являются первопричиной рака легких .
  • Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, получает дозу облучения в 3,5 раза
    • расстройство сна и аппетита;
    • плохая успеваемость;

Влияние никотина на человека.
А знаете ли вы?
Что дыхательная система первая подвергается атаке никотина. Появляются хронические заболевания: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок, рак губы, легких.

Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% - курильщики)

Рак гортани (в 6 - 10 раз больше).

Нервная система

  • Развиваются нервные заболевания - невралгии, невриты, плекситы.

Кровеносная система

  • Стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз;
  • Инфаркт миокарда, гипертрофия сердечной мышцы чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет);
  • Острый инфаркт миокарда (у 80% курящих со школьной скамьи).

Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, кровоизлияния в мозг

Курение и здоровье будущего ребенка

  • Самый большой вред курение наносит нерожденным детям.
  • Весь никотин, угарный газ, безопорен и даже некоторые радиоактивные вещества из сигарет, попадая в организм беременной женщины, после первой же затяжки моментально проникают сквозь плаценту к ребенку.
  • Немецкие ученые доказали, что для детей курящих матерей уже в раннем возрасте характерны невнимательность, импульсивность и бесполезная сверхактивность, даже уровень умственного развития у них ниже среднего.
  • Большинство детей, рожденных курильщицами, появляются на свет с низким весом, часто болеют, развиваются медленнее, чем их сверстники, чаще умирают в детстве.

Пассивное курение несёт не меньший вред.

Пассивное курение повышает риск болезни сердца на 60%

Мифы о курении

На морозе сигарета согревает? Так ли это?

Сигареты с пометкой “легкие” не так вредны, как обычные…а правда ли это?

Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что в последствии может привести к заболеванию раком не самих легких, а так называемой легочной «периферии» — альвеол и малых бронхов.

Это должен знать каждый:

  • При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус.
  • Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны.
  • Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты, пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
  • Подумайте о том, что здесь сказано.
  • Если вы считаете, что вред, наносимый курением вашему здоровью, маячит где - то далеко, а может быть, и вообще минует вас, - вы ошибаетесь.
  • Вред, наносимый курением вашему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться даже на развитии вашего будущего ребенка еще задолго до его рождения.
  • Подумайте об этом.

Просмотр содержимого документа
«презентация для урока "Табакокурение и его влияние на организм" »

Табакокурение

и его влияние на организм



В наше время курение – общечеловеческая проблема, с которой борется весь мир

Россия является самой курящей страной. Число курильщиков в России возрастает за счёт женщин и детей


А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Что Горящая сигарета

это химическая фабрика, продуцирующая

400 соединений,

в их числе более

40 канцерогенов и 12 кокаканцерогенов

КАНЦЕРОГЕН – ракообразовывающий

КОКАКАНЦЕРОГЕН – вещество, усиливающее воздействие НИКОТИНА


А знаете ли вы, что содержится в сигарете?

  • В дыме одной сигареты весом 1г содержится:
  • 25 мг угарного газа, 0,03 мг синильной кислоты,
  • 6-8 мг никотина, 1,6 мг аммиака,
  • 25 мг угарного газа,
  • 0,03 мг синильной кислоты,
  • 0,5 мг пиридина, формальдегид,
  • радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут, стронций, смолы и деготь и др.
  • Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!
  • 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8-12 лет!
  • В 100 сигаретах приблизительно 70 мл табачной смолы.


  • Изотопы полония -210 являются первопричиной рака легких .
  • Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, получает дозу облучения в 3,5 раза больше дозы, принятой международным соглашением по защите от радиации.
  • Радиоактивный свинец и висмут:
  • расстройство сна и аппетита; нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность; плохая успеваемость; отставание в физическом развитии.
  • расстройство сна и аппетита;
  • нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность;
  • плохая успеваемость;
  • отставание в физическом развитии.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? ЧТО дыхательная система

  • Первая подвергается атаке никотина. Появляются хронические заболевания: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок, рак губы, легких.
  • Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% - курильщики)
  • Рак гортани (в 6 – 10 раз больше).

ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА ЧЕЛОВЕКА Нервная система

  • Как нервный яд, никотин в начале возбуждает нервную систему, а затем подавляет её. В первой короткой фазе расширяет сосуды мозга затем резко сужает их.
  • Отравляет клетки мозга (ухудшается память, зрение, умственная работоспособность, появляется бессонница, головные боли).
  • Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными.
  • Развиваются нервные заболевания – невралгии, невриты, плекситы.

ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА Человека КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

  • Снижается количество эритроцитов и гемоглобина, появляется аритмия пульса.
  • Стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз;
  • Инфаркт миокарда, гипертрофия сердечной мышцы чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет);
  • Острый инфаркт миокарда (у 80% курящих со школьной скамьи).
  • Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, кровоизлияния в мозг.

КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  • Самый большой вред курение наносит нерожденным детям.
  • Весь никотин, угарный газ, безопорен и даже некоторые радиоактивные вещества из сигарет, попадая в организм беременной женщины, после первой же затяжки моментально проникают сквозь плаценту к ребенку.
  • Немецкие ученые доказали, что для детей курящих матерей уже в раннем возрасте характерны невнимательность, импульсивность и бесполезная сверхактивность, даже уровень умственного развития у них ниже среднего.
  • Большинство детей, рожденных курильщицами, появляются на свет с низким весом, часто болеют, развиваются медленнее, чем их сверстники, чаще умирают в детстве.

Пассивное курение несёт не меньший вред

Пассивный курильщик, находясь в одном помещении с активным курильщиком в течение часа, вдыхает такую дозу газообразных составных частей дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Некурящие люди вынуждены вдыхать большое количество канцерогенных веществ, которые содержатся в табачном дыме, и которые, задерживаясь в лёгких, накапливаются до критических значений.

Медицинскими исследованиями установлено, что пассивное курение является причиной многих сердечнососудистых заболеваний, существует прямая зависимость возникновения рака лёгких и заболеваний органов дыхательной системы

Пассивное курение повышает риск

болезни сердца на 60%


МИФЫ О КУРЕНИИ Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру?

На самом деле никотин не имеет отношения к образованию жировых отложений в организме. Сигареты снижают аппетит на короткое время, когда же действие токсичных веществ проходит, человек ест в два раза больше. Статистика показывает, что курящих полных людей столько же, сколько и стройных.


На морозе сигарета согревает? ТАК ЛИ ЭТО?

  • Табачный дым создает кратковременный согревающий эффект (содержащиеся в нем яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление.
  • Температура горящей сигареты достигает до 300 градусов, а во время глубокой затяжки до 900-1100* что создает «входные ворота» для воспаления.

Стоит ли так “греться”, чтобы получить взамен как минимум ангину?


Курение успокаивает нервы и спасает от стрессов

На самом деле компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.п.) не расслабляют, а просто «тормозят» важнейшие участки центральной нервной системы. Зато, привыкнув к сигарете, без нее человек уже расслабляться фактически не может. Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса попадают в зависимость от курения.


Сигареты с пометкой “легкие” не так вредны, как обычные… а правда ли это?

  • Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что в последствии может привести к заболеванию раком не самих легких, а так называемой легочной «периферии» - альвеол и малых бронхов.
  • Состав отравляющих веществ в легких сигаретах почти такой же, как и в крепких сигаретах.

  • При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус.
  • Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны.
  • Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться – отказаться от следующей сигареты, пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
  • Подумайте о том, что здесь сказано.
  • Если вы считаете, что вред, наносимый курением вашему здоровью, маячит где - то далеко, а может быть, и вообще минует вас, - вы ошибаетесь.
  • Вред, наносимый курением вашему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться даже на развитии вашего будущего ребенка еще задолго до его рождения.
  • Подумайте об этом.

Отказ от курения – это победа над собой

Будь сильнее! Откажись от курения!


Запомни – человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть!»

Д. Бершадский

краткое содержание других презентаций

«Растительный мир России» - Растительный мир. Растения смешанных лесов. Болота. Растения тундры. Растения степи. Растения тайги. Тундра. Растительный и животный мир нашей страны. Тайга. Типы растительности. Растительный мир России. Пустыни. Флора России. Смешанные леса. Степь. Луга. Растения пустыни.

«Строение и функции нервной системы» - Строение и функция нервной системы. Нервы и нервные узлы. Нервные клетки. Головной и спинной мозг. Ответ организма на раздражение. Нервная система. Рефлекс. Мозг. Интегративная система. Отделы нервной системы. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции. Рецепторы. Функции нервной системы.

«Лабораторные работы по биологии» - Движение крови по сосудам. Результат задержки дыхания. Гигиена органов чувств и здоровье. Регуляция дыхания. Исследовать кожу своего лица. Перечень лабораторных работ. Оцените результат. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Наследственность и здоровье. Скелет. Воспитание культуры здорового образа жизни. Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Количество дыхательных движений. Мышечная система.

«Дождевые черви - животные» - Кожно-мускульный мешок. Нервная система. Общая характеристика типа. Строение головной части. Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые. Поперечный разрез. Класс Малощетинковые черви. Значение. Выделительная система. Пищеварительная система. Вторичная полость тела. Кровеносная система. Класс Пиявки. Представитель малощетинковых. Размножение. Тип Кольчатые черви.

«Заболевания пищеварительной системы» - Колит. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Панкреатит. Холецистит. Виды заболеваний. Причины расстройства пищеварительной системы. Гастрит. Содержание. Дисбактериоз. Заболевания пищеварительной системы. Общие сведения.

«Домашние цветы» - Растение. Золотой ус. Традесканция. Линолеум. Домашние цветы. Гибискус. Первая помощь при отравлениях. Сансевиерия. Ядовитые растения. Яд молочая. Комнатные растения.

Разделы: Биология

Цели :

  1. закрепить знания по теме "Дыхание";
  2. 2) рассмотреть причины заболеваний органов дыхания, а также меры профилактики этих заболеваний;

3) познакомить с индивидуальными средствами защиты дыхательной системы;

4) побеседовать на тему влияния курения на органы дыхания.

Оборудование: интерактивная доска, презентация; для каждого учащегося - опорный конспект, плакаты, иллюстрирующие вред, наносимый организму курением, ватно-марлевая повязка, политическая карта мира, рукопись, принадлежавшая якобы Колумбу.

Д/з: повторить тему "Дыхание".

Ход урока

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. (Б. Шоу)

1. Организационный момент.

2. Вступительные слова учителя.

Скажите, ребята, а зачем человек дышит?

Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия, работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой работе потребление кислорода возрастает в 6 раз. Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания, а как это сделать, мы сегодня и познакомимся на нашем уроке, ведь его тема "Гигиена органов дыхания. Влияние курения на дыхательную систему" (слайд 1) Эпиграфом к нашему уроку, я выбрала слова Бернарда Шоу, поскольку сегодня вы будете много работать самостоятельно, а ведь знания, полученные таким путем более прочные.

Помогут нам в изучении новой темы опорные конспекты, которые есть у каждого из вас.

Но прежде, чем перейти к новой теме, мы вспомним предыдущий материал.

3. Проверка домашнего задания.

1. Несколько человек работают по тестам.

2. В это время класс решает творческие задачи по биологии (слайд 2).

1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2. Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный).

3.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

(После этого вида работы собрать тесты у учащихся).

3. Работа на интерактивной доске.

Задание 1 (слайд 3).

Выберите три правильных утверждения:

А) В носовой полости воздух увлажняется, согревается, задерживается пыль;

Б) При глотании вход в пищевод закрывает надгортанник;

В) Трахея образована скелетом их хрящевых колец;

Г) Основной орган дыхательной системы - трахея;

Д) Деятельность дыхательной системы управляет дыхательный центр, расположенный в мозжечке;

Е) Слабое раздражение слизистой оболочки полости носа вызывает чихание.

Задание 2 (слайд 4).

Установить соответствие (соедините линиями органы и выполняемые ими функции).

(А - 2;. Б - 1; В - 4;. Д - 3).

Задание 3 (слайд 5).

Найдите ошибки в тексте, объясните их.

"Дыхательная система образована носовой полостью, носоглоткой, гортанью, пищеводом, бронхами и легкими. Диафрагма и межреберные мышцы обеспечивают дыхательные движения. Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр. Он расположен в продолговатом мозге. Регуляция дыхания осуществляется рефлекторно, без участия головного мозга".

Задание 4 (слайд 6).

Установите последовательность процессов вдоха.

А) увеличение объема грудной клетки

Б) расширение легких

В) сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие

Д) понижение давления воздуха в легких.

(В, А, Б, Д, Г)

4. Объяснение нового материала.

Итак, ребята, уже, пожалуй, у вас не вызывает сомнения тот факт, как важно снабжение нашего организма воздухом, содержащим достаточное количество кислорода и как много существует причин, не зависящих от нас и зависящих, которые могут вызвать серьезные заболевания органов дыхания. Какие же это причины? Чтобы разобраться в этом, давайте посмотрим в ваши опорные конспекты и постараемся заполнить таблицу №1. В этой таблице две причины уже отмечены, а две вам придется найти самостоятельно.

(Через некоторое время правильность заполнения проверяется с помощью слайда 7).

Обратите внимание на следующую таблицу (в опорном конспекте таблица №2). Ее тоже нужно заполнить в течение нескольких минут самостоятельно. Первые три работы оцениваются, (правильность выполнения задания проверяется с помощью слайда 8).

Вы уже знаете, как важно дышать чистым воздухом. Когда он чист, дыхательные пути широко раскрыты и воздух обильно поступает в легкие. Все процессы, протекающие в организме, совершаются нормально, повышается обмен веществ, появляется бодрость и прекрасное самочувствие.

Но за чистый воздух надо бороться. Воздух загрязняется выхлопными газами автомашин, газами промышленных предприятий и другими веществами, отравляющими наш организм. Особенно загрязнен воздух больших городов. Но если соединение гемоглобина с углекислым газом (карбогемоглобин) носит нестойкий характер и в легких гемоглобин освобождается от углекислого газа, то при отравлении угарным газом образуется очень прочное соединение гемоглобина с этим газом - карбоксигемоглобин. Карбоксигемоглобин блокирует гемоглобин и выключает эритроциты из газообмена, что является смертельно опасным для человека

Ученые-гигиенисты многих стран работают над проблемой очистки воздуха городов от вредных примесей. Но больше всего воздух загрязняет пыль. Сейчас мы с вами прослушаем небольшое сообщение о влиянии пыли на организм человека и о мерах профилактики заболеваний органов дыхания.

Сообщение "За чистый воздух"

Пыль есть почти везде. Только в море, в 1000 - 1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там, в 1 мл воздуха до 5 тыс. частичек пыли. Ветер переносит ее на очень далекие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль пустыни Сахары, а в Европе - вулканическая пыль с островов Индонезии.

Пыль очень вредна для человека. Она травмирует мерцательный эпителий дыхательных путей, предохраняющий своей неутомимой работой наши легкие от скопления в них пыли. Но пыль опасна для организма и по другим причинам.

Ведь в воздухе кроме вредных примесей есть много бактерий. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн. бактерий и более. Бактерии не носятся в воздухе свободно. Они "пассажиры" частиц пыли и переносятся только с нею. Вот почему борьба за чистый воздух - это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий в воздухе, а, следовательно, тем меньше их попадет к нам в дыхательные пути и легкие.

В комнатах пыли в 10-20 раз больше, чем на улице. Надо чаще проветривать помещение. Наружный воздух особенно чист ночью и рано утром. Проветривание уносит не только пыль, но и другие вредные примеси, например углекислый газ.

В классе, если помещение не проветривается, углекислого газа к 11 часам становится почти в три раза больше, чем перед началом занятий.

Гораздо меньше пыли бывает после поливки улиц, дворов, садов. Даже в большом городе днем, когда в воздухе очень много пыли, количество ее, а, следовательно, и бактерий после поливки уменьшается наполовину.

Очень оздоровляют воздух зеленые насаждения. В пробах воздуха, взятых в сквере и на улице, оказалось разное количество вредных примесей: в воздухе сквера их вдвое меньше, чем в воздухе улицы. Беречь деревья, кустарники и цветы нужно не только потому, что они украшают города и села, но и потому, что они сохраняют наше здоровье.

В нашей стране установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.

Охраняются лесные ресурсы нашей страны, ежегодно проводится посадка деревьев - этих неутомимых поставщиков атмосферного кислорода.

(По окончании один ученик на интерактивной доске, остальные в опорных конспектах составляют список профилактических мероприятий, направленных против заболеваний органов дыхательной системы - слайд 9).

Что входит в понятие "общее укрепление организма"? Прежде всего, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, в том числе и дыхательные. Некоторые несложные упражнения, которые займу немного времени, но окажут организму большую помощь, я вам сейчас покажу. Выполняйте вместе со мной.

1 упражнение

Руки в стороны, затем вверх - вдох.
Руки в стороны, затем вниз - выдох.

2 упражнение

Руки к плечам, вверх - вдох.
Руки к плечам, вниз - выдох.

3 упражнение


На счет - три, четыре - выдох.

4 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.
На счет - три - резкий выдох.

Ребята, для защиты органов дыхания во время эпидемии гриппа, существуют определенные индивидуальные средства защиты, к которым относится ватно - марлевая повязка (показать). Ватно - марлевую повязку можно сшить в домашних условиях из подручных средств.

А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

"Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри" (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Действительно, как утверждают историки, табак завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания - от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте).

Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.

Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960-х годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Посмотрите на таблицу, сколько ядовитых веществ содержит табачный дым и как они влияют на организм человека! Хочу привести высказывания некоторых выдающихся людей. Писатель А. Дюма: ":я отложил свою сигарету и поклялся. Что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь".

Л. Толстой, бросив курить, сказал: "Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове:".

5. Заключение.

И в заключение урока, хочу вас познакомить с уникальной исторической находкой, которую буквально на днях сделали испанские историки. Была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Колумба:

"Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности, адмирал и вице- адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись:

Не жевать и не курить сухую траву (табак), которой угощали нас туземцы и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, "вянет" кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак".

Конечно, вы понимаете, что такой рукописи на самом деле не существует, но, думаю, что любой здравомыслящий человек, оценивший все последствия воздействия табака на организм, готов подписаться под этими словами. На этом наш урок закончен.

6. Домашнее задание.

Cлайд 1

Тема урока: «Гигиена органов дыхания. Влияние курения на дыхательную систему». Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Б. Шоу.

Cлайд 2

Творческие задачи 1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. 2. Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? 3. У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления?

Cлайд 3

Выберите три правильных утверждения: А) В носовой полости воздух увлажняется, согревается, задерживается пыль; Б) При глотании вход в пищевод закрывает надгортанник; В) Трахея образована скелетом их хрящевых колец; Г) Основной орган дыхательной системы – трахея; Д) Деятельность дыхательной системы управляет дыхательный центр, расположенный в мозжечке; Е) Слабое раздражение слизистой оболочки полости носа вызывает чихание.

Cлайд 4

Установите соответствие Органы дыхательной Функции системы А. Нос 1. Голосовой аппарат Б.Гортань 2. Увлажнение воздуха В. Трахея 3. Газообмен Г. Легкие 4. Воздухоносные пути

Cлайд 5

Найдите ошибки в тексте, объясните их « Дыхательная система образована носовой полостью, носоглоткой, гортанью, пищеводом, бронхами и легкими. Диафрагма и межреберные мышцы обеспечивают дыхательные движения. Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр. Он расположен в продолговатом мозге. Регуляция дыхания осуществляется рефлекторно, без участия головного мозга».

Cлайд 6

Установите последовательность процессов вдоха А) увеличение объема грудной клетки Б) расширение легких В) сокращение межреберных мышц и диафрагмы Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие Д) понижение давления воздуха в легких.

Cлайд 7

Cлайд 8