Совершенствование оказания медицинской помощи в условиях реализации нового законодательства об охране здоровья граждан и омс помощник министра здравоохранения. Развитие системы медицинской реабилитации – основное направление совершенствования медицинской


Постоянное повышение уровня медицинских услуг, оказываемых гражданам является одной из приоритетных задач, поставленных перед министерством и всей сферой здравоохранения. Ее представители ежегодно отчитываются правительству о достигнутых успехах на данном поприще. Как обстоит ситуация на самом деле? Какие факторы влияют на качество медпомощи, и какие именно мероприятия в этом направлении реально проводятся государством? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Анализ проблематики

На сегодняшний день в медицинской области не утихают разговоры и споры о том, разумно ли тратить большие деньги на финансирование различных мероприятий по совершенствованию контроля и улучшению качества медицинской помощи (КМП) при том, что согласно статистике никаких особых результатов такие вложения не дают. Не помогают и прямые инвестиции – так, в период с 2011 по 2014 гг. было проведено значительное вливание средств на закупку нового оборудования, ремонт медицинских организаций и повышение зарплат работникам.

Однако, исходя из данных Росстата, количество нарушений при оказании медицинской помощи гражданам не то что не уменьшилось, а даже выросло (с 18% до 23%). Такие цифры безусловно обескураживают и заставляют задуматься о том, стоит ли и дальше продолжать тратить деньги на медицину. Правительство государства решило, что нет, и запустило в том же 2014 году масштабную реформу по оптимизации системы здравоохранения. Промежуточные итоги преобразований показывают, что положение дел лишь ухудшилось - количество лечебных учреждений неуклонно снижается, а какого-то явного повышения качества обслуживания в оставшихся клиниках не наблюдается. В то же время финансирование этой сферы все также снижается - в 2016 году рост бюджета здравоохранения в РФ по сравнению с предыдущим годом составил всего 4,3%, в то время как российский рубль за этот же период обесценился на 13%.

Факторы, влияющие на качество медпомощи

В чем же причина сложившейся на текущий момент ситуации и почему проводившееся финансирование никак не отражалось на качественных результатах? Ответ кроется в детальном рассмотрении структуры обнаруженных дефектов и нарушений. В 2014 году почти половина из них (54,1%) оборачивалась нанесением вреда здоровью пациентов. Среди основных можно выделить два фактора:

  1. Врачебные ошибки и некомпетентность врачей (73,7%).
  2. Недостаток специалистов и медикаментов, сбои в работе медицинского оборудования (23,6%).

Таким образом, хорошо видно, что основная масса проблем кроется не в плохом уровне экспертизы качества или отсутствии необходимой инфраструктуры, а в людях. Если точнее - все дело в низкой квалификации персонала и слабой организационной работе лечебных учреждений. Следовательно, для улучшения качества медицинской помощи нужны реформы в системе подготовки кадров, постоянное повышение квалификации и обеспечение комфортных условий труда.

Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что уровень системы здравоохранения (как и, в принципе, всех социальных институтов) в России очень неоднороден и сильно зависит от региона. Есть клиники, в которых количество выявленных нарушений очень мало, но таких организаций не более 15% от общего числа. В связи с этим наряду с какими-то общегосударственными мероприятиями имеет смысл создание региональных программ развития здравоохранения.

Пути повышения качества медицинских услуг

Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. Существует множество подходов и мнений, касательно наиболее оптимальных и подходящих для России путей улучшения качества медицинской помощи. Вот лишь некоторые из них:

  • Совершенствование уже действующих и разработка новых нормативных актов в медицинской сфере. До сих пор нет закона, в котором было бы дано подробное разъяснение термину «качество медицинской помощи», а многие уже принятые документы функционируют лишь номинально (и хотя ответственность за разглашение врачебной тайны вроде бы как имеется и формально предусмотрена, в реальности отстоять свои права пациенту очень сложно);
  • Повышение внимания к деятельности младшего и среднего персонала лечебных учреждений (медсестры, санитары, лаборанты и т.п.). Несмотря на то, что они выполняют значительные работы, в том числе и по обеспечению безопасности и высокого качества оказания медицинских услуг, и от них в большей степени зависит уровень удовлетворенности пациентов, условия труда на таких вакансиях и размер заработной платы оставляют желать лучшего. Из-за этого никакого серьезного отбора на эти специальности не проводится, и туда зачастую попадают люди, малопригодные для подобного вида деятельности;
  • Повышение внимания к деятельности руководителей учреждений здравоохранения. Как показывает практика, на столь важные и ответственные посты назначаются лица, не обладающие требуемыми навыками и опытом работы. Речь идет в первую очередь о лидерских, организационных и психологических качествах, которыми, несомненно, должны обладать специалисты, претендующие на высокие должности;
  • Необходимость реформирования системы подготовки медицинского персонала. Начиная с сентября 2017 года, в медицинских вузах полностью упраздняется такой элемент профессиональной подготовки, как интернатура. Каким образом вчерашний выпускник сможет интегрироваться в медицинских организациях, и как это скажется на КМП большой вопрос.

Одной из главных задач здравоохранения является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки. Если такая задача будет реализована в полной мере, то качество медпомощи в РФ будет на должном, высоком уровне.

Деятельность государства в этом направлении

Согласно принятой стратегии развития здравоохранения в РФ на 2015-2030 года уже проводится ряд мероприятий для улучшения КМП. Например, создана трехуровневая система распределения медицинских мощностей (дорогостоящего оборудования, узкопрофильных специалистов и т.д.). Предполагается, что эта мера позволит существенно увеличить эффективность оказываемых услуг, поскольку теперь врачи дефицитных специальностей будут равномерно рассредоточены по всем регионам РФ, и медицинская помощь станет доступнее. Также постепенно реализуется программа по усилению государственного контроля за денежными средствами, используемыми в рамках системы ОМС. В ближайшем будущем для этих целей в сферу обязательного медицинского страхования внедрят институт «финансово-экономических менеджеров», специалистов получивших профессиональное образование в области экономики здравоохранения. Кроме того, ежегодно планируются и проводятся мероприятия, нацеленные на улучшение демографической ситуации в государстве (пристальное изучение проблем младенческой смертности и средней продолжительности жизни).

Вначале рассмотрим само понятие "медицинская помощь", обязанности по ее оказанию и право на такую помощь.

Общее понятие "медицинская помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления его здоровья.

В литературе, даже в нормативных документах часто путают понятия "первая медицинская помощь", "доврачебная помощь", "скорая помощь". Это не одно и то же. Это совершенно разные, иногда даже юридически, понятия.

Различают следующие уровни оказания медицинской помощи:

Первая медицинская помощь осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Собственно именно об этой помощи и пойдет речь в этой лекции. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования.

Первая доврачебная помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт. Это их уровень знаний и умений.

Первая врачебная помощь оказывается врачом, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. тем, где она оказывается - вне больничных условий или в поликлинике, машине «скорой помощи», в приемном отделении больницы.

Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами- специалистами высокой квалификации в условиях многопрофильных больниц или травматологических пунктов.

Специализированная медицинская помощь может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий.

Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в течение последних лет привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению.

Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежности.

Система организации оценки деятельности участковых терапевтов и условия, в которых они оказались, не способствовали становлению участкового врача, как хорошего домашнего доктора. При его ошибках в диагностике и лечении, проверяющие органы обращали внимание не на низкую квалификацию врача, а считали основной причиной его ошибок то, что он не направил больного на консультацию к специалисту. Участковый терапевт в дальнейшем стал направлять больных к другим специалистам даже в тех случаях, когда и сам считал, что в этом нет необходимости. Сегодня участковый терапевт не несет прямой ответственности за здоровье пациента, не имеет стимулов для повышения качества работы и профилактических мероприятий, не стремится к расширению диапазона своей деятельности, к использованию ресурсосберегающих медицинских технологий.

Переход к семейной медицине закономерен и весьма важен. Не надо его рассматривать лишь как наиболее экономичный и рациональный способ организации медицинской помощи. Это механистический подход. Переход к семейной медицине - это не только поиск наиболее эффективных и экономичных форм организации медицинской помощи, а необходимость интегрального видения человека, его здоровья и болезни. Общая врачебная практика создает благоприятные условия для структурных и кадровых преобразований в амбулаторном и стационарном звене здравоохранения. По данным опросов почти 70% населения считают, что необходимо развивать семейную медицину.

Врач общей практики оказывает личностную медицинскую помощь, как отдельным лицам, так и их семьям. Четкое различие между первичным и вторичным уровнем оказания медицинской помощи создает наилучшие условия взаимодействия между врачами первичного звена и специалистами, работающими в стационарах. Это одна из задач врача общей практики, семейного врача.

Перед ВОП стоит более широкий круг задач, чем перед врачом -специалистом. Это связано, в первую очередь, с его более тесной связью с населением. ВОП постоянно сталкивается с более широким, чем врачи других специальностей, кругом проблем медицинского и социального плана. Ему необходимы более широкие знания в области профилактики, психологии, социологии, общественного здоровья и других смежных дисциплин.

Уникальность общей врачебной (семейной) практики определяется тем, что врач имеет дело с болезнями на ранней стадии их проявления, использует доступную технологию в диагностике, несет ответственность за здоровье прикрепленного населения, обеспечивает преемственность в медицинской помощи, его деятельность имеет профилактическую направленность.

В своей работе ВОП принимает первичное решение по всем проблемам, которые представляются ему как врачу, осуществляет постоянное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями и находящимися в терминальном состоянии, осознает свою ответственность перед населением и местными органами власти, работает в сотрудничестве с коллегами и лицами немедицинских специальностей.

В настоящее время в медицинских вузах и учреждениях послевузовского профессионального дополнительного образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" прошли подготовку в клинической ординатуре и на различных циклах повышения квалификации 5293 врачей. Утверждена специальность "общая врачебная практика", развита сеть факультетов и кафедр семейной медицины.

Более чем в 20 субъектах Российской Федерации отрабатываются модели общих врачебных практик с учетом различных организационно-правовых форм деятельности.

Особую значимость для внедрения института врача общей (семейной) практики представляет сельская медицина. Такой опыт есть в Республике Карелия, где принят закон "Об общей врачебной (семейной) практике" и в течение 5 лет ведется работа по принципу врача общей практики в двух участковых больницах и в 9 врачебных амбулаториях. Работа проводится по "командному" принципу - во главе врач, у него медсестра-реабилитолог, семейная медицинская сестра, сестра медико-социальной помощи, а также сестры - инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т.д.

Создана и работает Всероссийская ассоциация врачей общей (семейной) практики, издается профессиональный журнал "Российский семейный врач".

Вместе с тем, реальной реформы первичного звена здравоохранения в ряде регионов Российской Федерации не произошло.

Сельские врачебные амбулатории, работа которых фактически организована по принципу амбулатории общей (семейной) практики, из-за отсутствия в номенклатуре лечебно-профилактических учреждений такого учреждения как "Общая врачебная (семейная) практика", не имеют лицензий на такой вид медицинской деятельности.

Внедрение службы врача общей (семейной) практики тормозится из-за отсутствия механизмов реализации в области реформирования первичной медико-санитарной помощи, в отсутствии единых подходов в этой проблеме на уровне регионов.

Необходимо разработать механизм перехода от зарубежных "пилотных" проектов поддержки реформы первичной медико-санитарной помощи на региональном уровне к разработке механизмов поэтапного внедрения службы общей врачебной (семейной) практики на всей территории России.

Подготовка специалистов общей практики должна вестись с учетом высоких требований к квалификации, и сопровождаться созданием дополнительных центров подготовки врачей общей практики.

Развитие оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики является наиболее перспективным направлением для российского здравоохранения и позволит решить ряд задач: перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, направить имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысить оплату труда специалистов высокой квалификации.

Анализ реализации отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" показал необходимость разработки системного подхода при совершенствовании нормативных правовых, социально-экономических, финансовых, материально-технических, организационно-методических и управленческих механизмов, обуславливающих особенности организации и функционирования службы общей врачебной (семейной) практики в структуре первичной медико-санитарной помощи российского здравоохранения.

Совершенствование организации медицинской помощи нагоспитальном этапеостается одной из основных задач здравоохранения. Стационарная служба, по-прежнему, остается наиболее ресурсоемким сектором здравоохранения. Минздрав России придает этому вопросу крайне важное значение.

Одним из основных направлений повышения эффективности использования коечного фонда определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению, перераспределение части ее объемов из стационарного сектора в амбулаторный.

Положительных результатов по оказанию стационарной помощи это не дало. Рост госпитализации продолжается в 2001г. 22,4, в 1997г. 20,5 на 100 жителей, а сокращению подверглись в основном койки на селе, так как сделать это было очень просто: стационары маломощные, неукомплектованные. Минздрав России считает, что в первую очередь необходимо заниматься не формальным сокращением коечного фонда, а экономически обоснованной реструктуризацией с дифференцированным подходом внедрения коек различной интенсивности лечения.

  • 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
  • 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
  • 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
  • 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
  • 26. Динамические ряды, их виды.
  • 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
  • 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
  • 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
  • 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
  • 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
  • 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
  • 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
  • 38. Динамика населения, ее виды.
  • 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
  • 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
  • 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
  • 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
  • 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
  • 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
  • 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
  • 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
  • Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
  • 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
  • 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.
  • 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.
  • 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
  • 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
  • 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
  • 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
  • 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
  • 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
  • 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
  • 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
  • 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
  • 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
  • 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
  • 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
  • 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
  • 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
  • Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
  • Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
  • Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
  • Раздел 6. Работа диагностических отделений.
  • Раздел I. Деятельность женской консультации.
  • Основные направления совершенствования стационарной медицинской помощи:

    а) интенсификация лечебного процесса

    б) перепрофилирование больниц и отделений (реструктуризация) для краткосрочного и долгосрочного пребывания, различной интенсивности лечебно-диагностического процесса, сохранения незагруженных отделений городских клинических больниц (с учетом заданий на чрезвычайные ситуации мирного времени) с созданием:

    1) больниц, отделений, палат интенсивного лечения для коррекции неотложных состояний и

    лечения пациентов в ограниченный период (не более 5–6 дней)

    2) больниц, отделений, палат для долечивания (после завершения острого периода заболевания);

    3) подразделений медицинской реабилитации на амбулаторном, стационарном и санаторном этапах (для восстановления ограничений жизнедеятельности, возникших в результате перенесенных заболеваний и травм, у лиц, имеющих определенный реабилитационный потенциал).

    4) больниц, отделений, палат медико-социальной помощи (преимущественно для решения социальных проблем, жизненных ситуаций, улучше ния состояния здоровья больных пожилого возраста)

    в) увеличение ответственности и экономической самостоятельности стационаров

    г) обеспечить развитие сети дневных стационаров в больницах

    д) провести стандартизацию медицинской помощи (путем создания протоколов диагностики и лечения и т.д.)

    Основные направления совершенствования специализированной помощи в РБ:

    а) реструктуризация коечного фонда - обеспечение рационального количества и соотношения коек по уровню интенсивности лечебного процесса (восстановительные койки, койки для длительного пребывания хронических больных, койки для медицинско-санитарной помощи).

    б) концентрация СМП и высоких медицинских технологий путем создания специализированных центров

    в) обеспечение четкой организационной структуры каждой специализированной службы

    г) разработка и пересмотр основных протоколов диагностики и лечения заболеваний

    д) разработка государственной программы по развитию специализированной медицинской помощи

    82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.

    Охрана материнства и детства (ОМД) - комплекс социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию образа жизни семьи, укрепление здоровья женщин и детей и позволяющий женщине совмещать материнство с участием в общественной и производственной жизни страны.

    Законодательные акты, регламентирующие ОМД:

    а) конституция РБ - 2 статьи: 32 ст. - брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства; 45 ст. - данным контингентам гарантируются права на охрану здоровья

    б) з-н о правах ребенка (1993 г.). Ребенок - лицо до 18 лет включительно.

    в) З-н о Здравоохранении (2002 г), раздел "Охрана материнства и детства".

    г) трудовое законодательство.

    Этапы организации и медицинские учреждения ОМД :

    I. Оказание помощи женщинам до беременности, подготовка к материнству, планирование семьи (женская консультация, консультация "Брак и семья", медико-генетические консультации)

    II. Мероприятия по антенатальной охране плода (женские консультации, детская и взрослая поликлиники)

    III. Интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов (родильный дом)

    IV. Охрана здоровья новорожденного (родильный дом, детская поликлиника, стационар)

    V. Охрана здоровья детей дошкольного возраста (детские поликлиники, больницы, сады, школы)

    VI. Охрана здоровья детей школьного возраста

    Разделы ОМД : акушерско-гинекологическая помощь и лечебно-профилактическая помощь детям.

    Руководство службой Охраны здоровья матери и ребенка :

    1. На уровне республики: министерство Здравоохранения → управление медицинской помощь → отдел медицинской помощи матерям и детям → 2 штатных специалиста: главный акушер-гинеколог и главных педиатр республики

    2. Областной уровень: управление ЗО при областном исполкоме → 2 штатных специалиста (главный акушер-гинеколог и главный педиатр области)

    3. Районный уровень: ЦРБ → главный врач.

    В зависимости от численности района специалисты : если больше 70 тыс. вводится должность заместителя главного врача ЦРБ по родовспоможению и детству, а заведующий акушерско-гинекологическим отделением выполняет должность главного акушер-гинеколога и главного педиатра района; если меньше 70 тыс. есть штатная должность главного педиатра района, а главный акушер-гинеколог района - заведующий акушерско-гинекологическим отделением.

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

    Многопрофильный колледж

    Медицинский колледж

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Развитие системы медицинской реабилитации - основное направление совершенствования медицинской помощи населению

    Выполнила:

    Студентка группы 16111

    Бардукова А.В.

    Проверил:

    Лисицин В.И.

    Великий Новгород 2015 г.

    Введение

    1. Теоретические аспекты медицинской реабилитации

    1.1 Медицинский аспект реабилитации

    1.2 Психологический аспект реабилитации

    1.3 Профессиональный аспект реабилитации

    2. Организация медицинской помощи на современном этапе

    2.1 Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах

    2.2 Совершенствование организации высокотехнологичных видов медицинской помощи

    2.3 Совершенствование организации медицинской помощи ветеранам войн

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Медицинская помощь оказывается населению при заболеваниях, а также в целях предупреждения заболеваний путем проведения соответствующих профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    К медицинской помощи относится и реабилитация. Определение понятия «реабилитация» дано законодателем в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

    С первой половины ХХ века по настоящее время в России реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению, представленный самодостаточными и мало интегрированными между собой структурами: амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной.

    В настоящее время медицинская помощь населению Российской Федерации оказывается в 9 620 учреждениях здравоохранения, в том числе в 5 285 больницах, 1 152 диспансерах, 2 350 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 833 самостоятельных стоматологических поликлиниках.

    Первичная медико-санитарная помощь -- совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих оздоровление, профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечение и реабилитацию населения. Первичная медико-санитарная помощь представляет первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения, что диктует необходимость ее максимального приближения к месту жительства и работы людей. Основным принципом ее организации является территориально-участковый.

    Несмотря на развитую сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, существующая система первичной медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения страны и современного общества.

    Объект исследования - все виды населения.

    Предмет исследования - основное направление совершенствования медицинской помощи населению.

    Цель работы - исследование основного направления совершенствования медицинской помощи населению.

    1. Теоретические аспекты медицинской реабилитации

    1.1 Медицинский аспект реабилитации

    Стремление к восстановлению здоровья и трудоспособности больного немыслимо без борьбы за сохранение его жизни.

    Нетрудно представить, что позднее оказание медицинской помощи, включая и госпитализацию, ведет к появлению всевозможных осложнений, т.е. усугубляет течение болезни. Установлено, что чем меньше серьезных осложнений и чем доброкачественнее течение заболевания, тем больше больных и в более короткие сроки возвращаются к трудовой деятельности. Следовательно, предупреждение осложнений, своевременное и правильное лечение имеют решающее значение в эффективности реабилитационных мероприятий.

    Медицинский аспект реабилитации восстановление здоровья больного при помощи комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и заместительных функций.

    К медицинской реабилитации относят консервативное и хирургическое лечение, медикаментозную терапию, лечебное питание, климато- и бальнеотерапию, лечебную физкультуру, физиотерапию и другие методы, которые используют стационарно и (или) амбулаторно. Медицинские мероприятия непременно входят в комплекс реабилитационных мероприятий, но являются далеко не едиными, чтобы в полном объеме решить задачи, возложенные на реабилитацию. Считается, что реабилитационное направление в медицине начало развиваться недавно, с конца 60-х лет XX ст., и рассматривалось сначала как составляющая лечебного процесса. Однако представляется более логичным и по содержанию, и по форме рассмотреть противоположное мнение - лечение является составной реабилитации.

    Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья), вступивший в силу с 1 января 2012 г., уделяет внимание многим аспектам системы здравоохранения, которые не были урегулированы в ранее действовавшем базовом нормативном правовом акте в данной области. К их числу можно отнести и вопросы медицинской реабилитации. Впервые на уровне закона закреплено определение понятия «медицинская реабилитация» и предпринята попытка определить ее место в системе оказания медицинской помощи.

    В статье 40 Закона об охране здоровья говорится, что реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов. Представляется важным разграничить понятия «медицинская реабилитация» и «санаторно-курортное лечение».

    1.2 Псих ологический аспект реабилитации

    Психологический аспект реабилитации коррекция психического состояния пациента, а также формирование его рационального отношения к лечению, врачебных рекомендаций, выполнения реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к жизненной ситуации, которая изменилась вследствие болезни.

    Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от преморбидных особенностей личности, от ее защитных механизмов.

    Крайне важной является оценка психологического статуса индивида, который дает возможность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям. Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Формирование различных расстройств в состоянии здоровья зависит от характера и интенсивности эмоционального стресса, переживаемого человеком.

    Важная цель психологической помощи инвалидам является обучение больного самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

    В целях вторичной профилактики функциональных расстройств при проведении психологической реабилитации особое внимание необходимо уделять лицам, черты личности которых являются психологическим фактором риска (так называемый тип «а», которому свойственны такие черты, как стремление к лидерству, соперничество, неудовлетворенность собой, неумение расслабляться, лихорадочная поглощенность работой и пр.). Эффективная психологическая реабилитация инвалидов приводит к формированию у них адекватной оценки своих возможностей, стойкой трудовой направленности, исчезновению «рентных» установок (вызванных, как правило, незнанием своих возможностей, неприспособленностью к новым условиям жизни).

    Ни теоретически, ни практически до настоящего времени не нашли решения вопросы психологии социального партнерства в сфере реабилитации инвалидов. Особое значение это партнерство приобретает при выборе и реализации социальных мер реабилитации.

    Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, обеспечение техническими средствами.

    1.3 Профессиональный аспект ре абилитации

    Профессиональный аспект реабилитации является разрешение вопросов трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения работоспособности больных. Этот вид реабилитации предусматривает восстановление теоретических знаний и практических навыков по основной специальности до уровня знаний и навыков, необходимых для выполнения на надлежащем уровне профессиональной деятельности за ранее приобретенной специальностью.

    Социально-экономический аспект реабилитации это возвращение пострадавшему экономической независимости и социальной полноценности. Это восстановление, а при невозможности, создание нового приемлемого для конкретного человека положения в семье, коллективе или в социуме большего масштаба. Приведенные задачи решают не только медицинские учреждения, но и органы соцобеспечения. Поэтому реабилитация - многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Все виды реабилитации важно рассматривать в единстве и взаимосвязи. Вместе с тем в нашей стране и практически во всем мире нет единой службы, которая обеспечивала бы комплексность и эффективность реабилитации.

    Первоначально реабилитация отождествлялась с восстановлением трудоспособности, которая, в свою очередь, является критерием эффективности реабилитации. Профессиональный аспект реабилитации шире. Это не просто восстановление трудоспособности, а восстановление профессиональной деятельности.

    Профессиональный аспект реабилитации следует рассматривать с точки зрения не только восстановления утраченной трудоспособности, но и дальнейшей профилактики возможного ее снижения. Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов: правильной экспертизы трудоспособности, систематической вторичной профилактики, а также выполнения программы, направленной на повышение физической и психической толерантности больных (инвалидов). В докладе экспертов ВОЗ указывается, что «целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Это означает вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе или, если это возможно, подготовить больного к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующим его физическим возможностям, или подготовить к работе с неполным рабочим днем, или к работе в специальном учреждении для инвалидов».

    В решении этих важнейших задач принимают участие не только клиницисты, по и специалисты смежных областей: профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, эргономики, трудового обучения и воспитания, трудового законодательства и др.

    Таким образом, в решении задач профессиональной реабилитации необходим комплексный подход и содружество различных специалистов, среди которых ведущими должны быть клиницисты. Трудовые мероприятия заключаются в подготовке инвалидов к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и проводиться параллельно с медицинскими, психологическими и другими реабилитационными мероприятиями. Еще до получения определенных производственных навыков или переквалификации инвалид (больной) должен быть профессионально ориентирован в основных специальностях и знать требования к избираемой им профессии. Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалидов.

    В соответствии с требованиями, предъявляемыми к трудоспособности и трудоустройству, профессия должна: не усугублять тяжести общего состояния инвалида; способствовать наибольшим проявлениям способностей инвалида; обеспечить инвалиду максимальное удовлетворение; соблюдать принцип соответствия физической работоспособности инвалида уровню энергозатрат при данной профессиональной деятельности.

    Трудотерапия, несомненно, способствует восстановлению физической работоспособности, оказывая и благоприятное психологическое воздействие на инвалида. Не случайно Целье говорил, что «безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает пашу молодость».

    Трудотерапия меняет отношения инвалидов с другими людьми, т.е. улучшает его социальную реабилитацию. Различают функциональную трудовую терапию, направленную на восстановление нарушенных функций организма в связи с болезнью, и производственную, подготавливающую больного (инвалида) к трудовой деятельности и помогающую восстановить профессиональные возможности инвалида. М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев выделяют несколько сторон лечебного воздействия труда: стимуляция жизненных процессов и повышение сопротивляемости организма; отвлечение от болезненных переживаний; укрепление интеллектуально-волевых качеств в соответствии с условиями и требованиями реальности; повышение психического тонуса инвалида; освобождение его от чувства своей неполноценности и ущербности; восстановление связи инвалида с коллективом. Деятельный образ жизни является одним из средств, стимулирующих умственное и физическое развитие человека. В процессе трудовой деятельности происходит формирование полноценной личности.

    Бездеятельный образ жизни ведет к слабости, снижению уровня жизненных функций организма. Труд должен доставлять радость, не быть обременительным, не приводить к утомлению, соответствовать физическим возможностям организма.

    При выполнении любой работы высокая работоспособность достигается не сразу. Для этого требуется определенное время, так называемый период врабатываемости. Поэтому во всякий труд надо входить постепенно, как бы набирая темпы. Стремительное начало в работе приводит к преждевременному утомлению. Постоянный труд положительно влияет на организм человека в любом возрасте

    Трудотерапия -- важный фактор в системе реабилитационных мероприятий. Ведь часто из-за соматических и психических расстройств человек надолго отрывается от любимой работы и коллектива, начинает забывать ранее приобретенные трудовые навыки. При хронических заболеваниях именно безделье, отрыв от систематической работы являются главными факторами, которые вызывают инертность, безразличие, пассивность, отход от друзей. Задачей и целью трудотерапии яв- ниются не дать больному возможность впасть в безделье, нос становить его активное отношение к труду и вновь создать начинающие утрачиваться стереотипы трудовой деятельности с их комплексом социальных связей. Целесообразная работа в коллективе помогает найти обратный путь в коллектив и общество. Активный и разнообразный режим дня способствует еще и тому, что тускнеют и становятся менее актуальными мотивы, определяющие, поведение больного, то есть болезненные переживания и явления.

    2 . Организация медицинс кой помощи на современном этапе

    2.1 Совершенствование организации медицинской помощи на догос питальном и госпитальном этапах

    Вначале рассмотрим само понятие "медицинская помощь", обязанности по ее оказанию и право на такую помощь.

    Общее понятие "медицинская помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления его здоровья.

    В литературе, даже в нормативных документах часто путают понятия "первая медицинская помощь", "доврачебная помощь", "скорая помощь". Это не одно и то же. Это совершенно разные, иногда даже юридически, понятия.

    Различают следующие уровни оказания медицинской помощи:

    Первая медицинская помощь осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Собственно именно об этой помощи и пойдет речь в этой лекции. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования.

    Первая доврачебная помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт. Это их уровень знаний и умений.

    Первая врачебная помощь оказывается врачом, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. тем, где она оказывается - вне больничных условий или в поликлинике, машине «скорой помощи», в приемном отделении больницы.

    Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами- специалистами высокой квалификации в условиях многопрофильных больниц или травматологических пунктов.

    Специализированная медицинская помощь может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий.

    Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в течение последних лет привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению.

    Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежности.

    Система организации оценки деятельности участковых терапевтов и условия, в которых они оказались, не способствовали становлению участкового врача, как хорошего домашнего доктора. При его ошибках в диагностике и лечении, проверяющие органы обращали внимание не на низкую квалификацию врача, а считали основной причиной его ошибок то, что он не направил больного на консультацию к специалисту. Участковый терапевт в дальнейшем стал направлять больных к другим специалистам даже в тех случаях, когда и сам считал, что в этом нет необходимости. Сегодня участковый терапевт не несет прямой ответственности за здоровье пациента, не имеет стимулов для повышения качества работы и профилактических мероприятий, не стремится к расширению диапазона своей деятельности, к использованию ресурсосберегающих медицинских технологий.

    Переход к семейной медицине закономерен и весьма важен. Не надо его рассматривать лишь как наиболее экономичный и рациональный способ организации медицинской помощи. Это механистический подход. Переход к семейной медицине - это не только поиск наиболее эффективных и экономичных форм организации медицинской помощи, а необходимость интегрального видения человека, его здоровья и болезни. Общая врачебная практика создает благоприятные условия для структурных и кадровых преобразований в амбулаторном и стационарном звене здравоохранения. По данным опросов почти 70% населения считают, что необходимо развивать семейную медицину.

    Врач общей практики оказывает личностную медицинскую помощь, как отдельным лицам, так и их семьям. Четкое различие между первичным и вторичным уровнем оказания медицинской помощи создает наилучшие условия взаимодействия между врачами первичного звена и специалистами, работающими в стационарах. Это одна из задач врача общей практики, семейного врача.

    Перед ВОП стоит более широкий круг задач, чем перед врачом -специалистом. Это связано, в первую очередь, с его более тесной связью с населением. ВОП постоянно сталкивается с более широким, чем врачи других специальностей, кругом проблем медицинского и социального плана. Ему необходимы более широкие знания в области профилактики, психологии, социологии, общественного здоровья и других смежных дисциплин.

    Уникальность общей врачебной (семейной) практики определяется тем, что врач имеет дело с болезнями на ранней стадии их проявления, использует доступную технологию в диагностике, несет ответственность за здоровье прикрепленного населения, обеспечивает преемственность в медицинской помощи, его деятельность имеет профилактическую направленность.

    В своей работе ВОП принимает первичное решение по всем проблемам, которые представляются ему как врачу, осуществляет постоянное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями и находящимися в терминальном состоянии, осознает свою ответственность перед населением и местными органами власти, работает в сотрудничестве с коллегами и лицами немедицинских специальностей.

    В настоящее время в медицинских вузах и учреждениях послевузовского профессионального дополнительного образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" прошли подготовку в клинической ординатуре и на различных циклах повышения квалификации 5293 врачей. Утверждена специальность "общая врачебная практика", развита сеть факультетов и кафедр семейной медицины.

    Более чем в 20 субъектах Российской Федерации отрабатываются модели общих врачебных практик с учетом различных организационно-правовых форм деятельности.

    Особую значимость для внедрения института врача общей (семейной) практики представляет сельская медицина. Такой опыт есть в Республике Карелия, где принят закон "Об общей врачебной (семейной) практике" и в течение 5 лет ведется работа по принципу врача общей практики в двух участковых больницах и в 9 врачебных амбулаториях. Работа проводится по "командному" принципу - во главе врач, у него медсестра-реабилитолог, семейная медицинская сестра, сестра медико-социальной помощи, а также сестры - инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т.д.

    Создана и работает Всероссийская ассоциация врачей общей (семейной) практики, издается профессиональный журнал "Российский семейный врач".

    Вместе с тем, реальной реформы первичного звена здравоохранения в ряде регионов Российской Федерации не произошло.

    Сельские врачебные амбулатории, работа которых фактически организована по принципу амбулатории общей (семейной) практики, из-за отсутствия в номенклатуре лечебно-профилактических учреждений такого учреждения как "Общая врачебная (семейная) практика", не имеют лицензий на такой вид медицинской деятельности.

    Внедрение службы врача общей (семейной) практики тормозится из-за отсутствия механизмов реализации в области реформирования первичной медико-санитарной помощи, в отсутствии единых подходов в этой проблеме на уровне регионов.

    Необходимо разработать механизм перехода от зарубежных "пилотных" проектов поддержки реформы первичной медико-санитарной помощи на региональном уровне к разработке механизмов поэтапного внедрения службы общей врачебной (семейной) практики на всей территории России.

    Подготовка специалистов общей практики должна вестись с учетом высоких требований к квалификации, и сопровождаться созданием дополнительных центров подготовки врачей общей практики.

    Развитие оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики является наиболее перспективным направлением для российского здравоохранения и позволит решить ряд задач: перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, направить имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысить оплату труда специалистов высокой квалификации.

    Анализ реализации отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" показал необходимость разработки системного подхода при совершенствовании нормативных правовых, социально-экономических, финансовых, материально-технических, организационно-методических и управленческих механизмов, обуславливающих особенности организации и функционирования службы общей врачебной (семейной) практики в структуре первичной медико-санитарной помощи российского здравоохранения.

    Совершенствование организации медицинской помощи нагоспитальном этапеостается одной из основных задач здравоохранения. Стационарная служба, по-прежнему, остается наиболее ресурсоемким сектором здравоохранения. Минздрав России придает этому вопросу крайне важное значение.

    Одним из основных направлений повышения эффективности использования коечного фонда определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению, перераспределение части ее объемов из стационарного сектора в амбулаторный.

    Положительных результатов по оказанию стационарной помощи это не дало. Рост госпитализации продолжается в 2001г. 22,4, в 1997г. 20,5 на 100 жителей, а сокращению подверглись в основном койки на селе, так как сделать это было очень просто: стационары маломощные, неукомплектованные. Минздрав России считает, что в первую очередь необходимо заниматься не формальным сокращением коечного фонда, а экономически обоснованной реструктуризацией с дифференцированным подходом внедрения коек различной интенсивности лечения.

    2.2 Совершенствование организации высокотехнологи ческих видов медицинской помощи

    медицинский помощь организация

    Основанием для направления граждан Российской Федерации в учреждения здравоохранения федерального подчинения, подведомственные Минздраву России и РАМН, для рассмотрения возможности госпитализации для оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи является: решение органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, в том числе его структурных подразделений - Департамента организации и развития медицинской помощи населению и Управления организации медицинской помощи матерям и детям, Российской академии медицинских наук, в том числе ее структурного подразделения - Отдела регулирования специализированной медицинской помощи населению.

    При возникновении необходимости направления больного в учреждение здравоохранения федерального подчинения, подведомственное Минздраву России и РАМН, для оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи из субъекта Российской Федерации в адрес руководителя учреждения предварительно направляется обращение и подробная выписка из истории болезни, содержащая заключение соответствующего главного специалиста органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, а также данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания не более месячной давности.

    При направлении больных в учреждения здравоохранения федерального подчинения, подведомственные РАМН, копия обращения направляется в Российскую академию медицинских наук (Отдел регулирования специализированной медицинской помощи населению).

    Направление больных в учреждение здравоохранения федерального подчинения, подведомственное Минздраву России и РАМН, выдает Приемная по обслуживанию иногородних больных.

    Для организации лечебно-консультативной помощи больным, нуждающимся в дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, создается Комиссия по отбору больных на обследование и лечение для оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи.

    Комиссия принимает окончательное решение о дальнейших действиях в отношении больного. Срок решения вопроса о показанности больному дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи не должен превышать 14 дней со дня поступления медицинских документов, а при очной консультации - не более 7 дней.

    Направляет руководителю органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации решение Комиссии с указанием примерного срока вызова больного на очную консультацию и (или) госпитализацию. Обоснованный отказ в госпитализации сопровождается подробными рекомендациями по дальнейшей тактике ведения больного.

    В случае возникновения очередности на госпитализацию заносит сведения о больном, ожидающих госпитализацию для оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи".

    2.3 Совершенствование организации ме дицинской помощи ветеранам войн

    Ежегодно отмечается снижение численности инвалидов и участников Великой Отечественной войны (в основном за счет умерших от естественных причин смерти, в связи с их преклонным возрастом). Основными причинами смерти у участников боевых действий являются неестественные: травмы, отравления, убийства и суициды.

    Одной из первоочередных задач по улучшению социально-экономических условий жизни ветеранов войн является создание их поименного Регистра, медицинская часть которого (банк данных о полученных ранениях, увечьях, заболеваниях, проведенном лечении и состоянии здоровья на текущий момент) должна формироваться и постоянно находиться только в лечебно-профилактических учреждениях, учитывая конфиденциальность этой информации.

    Не последнюю роль в создании Регистра должны сыграть общественные организации и объединения ветеранов, поскольку именно от их активной работы по разъяснению среди членов ветеранских союзов необходимости диспансерного учета, постоянного медицинского наблюдения, своевременной диагностики и лечения последствий "боевой травмы" зависит эффективность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья этих контингентов.

    Именно активное диспансерное наблюдение, регулярное плановое лечение и медицинская реабилитация позволяют обеспечить активное долголетие этого контингента (смертность в целом в возрастной группе 70 лет и старше колеблется в пределах 8 -20 %).

    В соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Программой государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, всем ветеранам оказываются скорая, стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь, включая ежегодную диспансеризацию, за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования, а также осуществляется льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное и слухопротезирование).

    Медицинская помощь ветеранам и инвалидам войн во всех лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации, независимо от ведомственной принадлежности, оказывается по приоритетному принципу: первоочередной прием в поликлиниках и внеочередная плановая госпитализация для стационарного лечения. Существенных проблем в реализации этой льготы, установленной Федеральным законом "О ветеранах", нет, поскольку она не требует выделения дополнительных финансовых средств из бюджетов.

    Больничными учреждениями, ориентированными на преимущественное оказание плановой стационарной помощи ветеранам, являются расположенные в 54 субъектах Российской Федерации 61 госпиталь ветеранов войн. Здесь же осуществляется их диспансерное наблюдение и медицинская реабилитация. Только в 2002 г. было открыто 3 госпиталя ветеранов войн в Приморском крае, Тамбовской и Брянской областях.

    Отказов в стационарном лечении в медицинских учреждениях, не имеющих отделений или палат для ветеранов войн, нет и госпитализация ветеранов осуществляется по приоритетному принципу. Вне очереди производится и амбулаторное обслуживание ветеранов.

    По данным ежегодных осмотров более трети участников и почти половина инвалидов войны нуждаются в стационарном лечении.

    Учитывая преклонный возраст ветеранов Великой Отечественной войны, на базе многих госпиталей были созданы геронтологические центры, основной функцией которых является организационно-методическая помощь всем лечебно-профилактическим учреждениям субъекта федерации по оказанию гериатрической помощи лицам пожилого и старческого возрастов. Некоторые из них (в Ярославле, Самаре, Ульяновске и др. городах) имеют статус международных центров по проблемам пожилых.

    Во многих госпиталях постоянно действуют медико-социальные экспертные комиссии, некоторые устанавливают или изменяют группу инвалидности ветеранам, связывают инвалидность с пребыванием на фронте, определяют показания к обеспечению автотранспортом, нуждаемость в постороннем уходе уже в период лечения в госпитале.

    Именно госпитали ветеранов войн наиболее тесно сотрудничают с ветеранскими организациями по вопросам решения целого ряда медицинских и медико-социальных проблем ветеранов. Представители ветеранских объединений входят в попечительские советы этих лечебных учреждений, активно способствуют привлечению внебюджетных средств для улучшения материально-технической базы госпиталей, снабжения их медикаментами и продуктами питания.

    Благодаря активной деятельности общественных объединений ветеранов вопросы медицинской помощи этим контингентам, в том числе лекарственного обеспечения и различных видов протезирования, регулярно рассматриваются на коллегиях территориальных органов управления здравоохранением.

    Одна из актуальных задач сегодня - создание эффективной межведомственной системы медицинской и медико-социальной реабилитации участников боевых действий. Обсуждению организационно-методических аспектов создания в Российской Федерации единой межведомственной системы медико-социальной реабилитации участников боевых действий и контртеррористических операций, членов семей погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов было посвящено рабочее совещание начальников госпиталей ветеранов войн, военно-медицинских учреждений различной ведомственной принадлежности.

    Поскольку диагностика и лечения последствий "боевой травмы" сегодня осуществляются как в госпиталях ветеранов войн, так и в учреждениях общей лечебной сети, основное внимание на совещании было уделено вопросам медицинской реабилитации участников боевых действий.

    В 1989 г. в Российской Федерации были созданы 3 реабилитационных центра для "воинов-интернационалистов" мощностью около 1000 коек: "Русь" в Московской области, "Байкал" в Иркутской области и "Анапа" в Краснодарском крае, финансировавшиеся из федерального бюджета.С 1994 г. "Байкал" и "Анапа" перестали функционировать как центры восстановительного лечения. Реабилитационный центр "Русь" был передан Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане. Инвалиды-"афганцы", члены семей погибших проходят в нем медицинскую реабилитацию за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству труда и социального развития Российской Федерации на санаторно-курортное лечение инвалидов.

    Появились серьезные трудности в проведении медицинской реабилитации "воинов-интернационалистов" на местах, поскольку специализированных медицинских учреждений, в которых осуществляется комплексная лечебно-диагностическая, консультативная, медико-социальная помощь, диспансерное наблюдение только этого контингента, в стране единицы.

    Однако, проблема ограниченной доступности медицинской реабилитационной помощи участникам боевых действий не только в малом числе специализированных центров, но и в отсутствии четкой системы межведомственного взаимодействия и преемственности в решении этих вопросов.

    Как единая система поэтапной медицинской реабилитации, включающей все организационные звенья оказания медицинской помощи (поликлиника, стационар, учреждения восстановительного и санаторно-курортного лечения) работают лечебно-профилактические учреждения гг. Санкт-Петербурга и Москвы, Волгоградской, Нижегородской, Омской, Ростовской, Рязанской и других областей. Во многих случаях эта система работает как межведомственная и включает в себя структурные подразделения социальной защиты, службы занятости и пр.

    При этом основным звеном данной системы, как правило, являются госпитали ветеранов войн. Создаваемые в их структуре центры или обособленные подразделения медицинской реабилитации нуждаются не только в переоснащении иным медицинским оборудованием с учетом изменения структуры заболеваемости и инвалидности среди более молодых контингентов, но и во внедрении новых лечебных и реабилитационных методик, переподготовке кадров.

    Часть предстоящих задач может быть решена путем разработки и реализации соответствующей федеральной целевой программы. Другая часть задач обеспечения текущей деятельности такой межведомственной структуры может быть решена только при определении целевого источника текущего финансирования.

    Одним из целевых источников финансирования медицинской и медико-психологической реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, получивших "боевую травму", в том числе посттравматические стрессовые расстройства, могут быть средства "дополнительного" государственного медицинского страхования, охватывающего только контингенты, направляемые в "горячие" точки.

    Аккумулирование этих средств в государственном медицинском страховом фонде или соответствующей военно-страховой медицинской компании (единых для всех "силовых" структур или в каждой из них), обеспечение такими страховыми полисами участников боевых действий позволит им получать необходимые реабилитационные мероприятия в медицинских организациях и учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

    Возможным механизмом оптимизации функционирования межведомственной системой реабилитации, эффективного управления ею было бы создание координационных советов при органах исполнительной власти на местах, в которые входили бы руководители территориальных органов управления здравоохранением, социальной защиты, фондов обязательного медицинского и социального страхования, службы занятости, образования, а также "силовых" министерств и ведомств, общественных организаций ветеранов и пр.

    Создание аналогичных координирующих органов в федеральных округах и на федеральном уровне, которым были бы подотчетны по этим вопросам уполномоченные военно-страховые медицинские компании и фонды, позволило бы сделать систему государственных гарантий охраны и восстановления здоровья военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов действительно эффективной.

    Заключение

    Одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально-значимых заболеваниях и патологических состояниях.

    Стандарты медицинской помощи разрабатываются в соответствии с показателями Программы государственных гарантий, и их выполнение гарантируется гражданам на всей территории Российской Федерации.

    Создание стандартов медицинской помощи позволит рассчитать реальную стоимость медицинских услуг в каждом субъекте Российской Федерации, определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств), обосновать подушевые нормативы финансирования и оптимизировать варианты проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения.

    Внедрение порядков оказания медицинской помощи позволит оптимизировать ее этапность, использовать правильный алгоритм взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обеспечения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению.

    Порядки и стандарты оказания отдельных видов медицинской помощи выступают основой программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, соответствующих современному уровню развития медицины и обязательных к исполнению.

    Одним из главных элементов обеспечения качества следует рассматривать разработку профессиональными сообществами (ассоциациями) клинических рекомендаций (руководств), содержащих сведения по профилактике, диагностике, лечению конкретных заболеваний и синдромов, которые будут служить основой для разработки стандартов медицинской помощи, индикаторов качества лечебно-диагностического процесса.

    На сегодняшний день в стране отсутствует стройная система восстановительного лечения и реабилитации. Во многих случаях больной выписывается из стационара «под наблюдение участкового врача», что в реальности означает «под собственное наблюдение». На амбулаторно-поликлиническом уровне слабо развита патронажная служба, не разработана система «стационара на дому», часто не обеспечивается преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой, больным не доступны реабилитационные мероприятия.

    Существующие в настоящее время отделения (кабинеты) по восстановительному лечению и реабилитации не соответствуют современным требованиям по оснащению диагностическим и лечебным оборудованием. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов ЛФК, физиотерапевтов, логопедов, нейропсихологов, медицинских психологов, трудотерапевтов, социальных работников и др.). Полностью отсутствует необходимая нормативно-правовая база процесса восстановительного лечения и реабилитации.

    Таким образом, также не удовлетворяются имеющиеся потребности значительной части населения Российской Федерации в восстановительном лечении и реабилитации.

    Современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в области управления кадровым потенциалом отрасли.

    Целью кадровой политики является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, а также устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения.

    Организация кадровой политики должна быть согласована с образовательной политикой в системе непрерывного профессионального образования, а также направлена на стимулирование мотивации медицинских работников к повышению профессиональной квалификации.

    Список литературы

    1. Федеральный портал PROTOWN.RU

    2. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 192 РАМН № 67 от 10.11.2004г.

    3. Приказ Минздрава РФ и РАМН от 10.07.2000 №252,50 «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения»

    4. Василий Боголюбов «Медицинская реабилитация» книга 1. с.5-6, 23.

    5. Л.Ф. Гайдаров, Г.Ю. Лазарева, В.В. Леонкин, Э.А. Муллаярова, Е.В. Ситкалиева, М.В. Соколова «Справочник по реабилитации после заболевания» 1-2

    6. Шаров Дмитрий Викторович, Иванюк Сергей Александрович «Реабилитация после переломов и травм»

    7. http/Medli.ru

    8. Урс Буман, Майнрад Перре «Клиническая психология» . 60-61

    9. Григорьева М.В. «Психология труда» 20

    10. Приказ №529 от 16.04.2009 г. Об установлении порядка внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»

    11. Приказ № 5 13.01.2010 г О проведении углубленных медицинских осмотров ветеранов Великой Отечественной войны.

    12. Приложение № 1. «Сведение от организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению» .

    13. Медицинская энциклопедия.

    14. http://www.medical-enc.ru/

    15. Кремлевская медицина клинический вестник И.о. главного редактора к.м.н. И.А. Егорова с. 9,24

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие, формы и уровни бесплатной медицинской помощи. Виды ее оказания на этапах медицинской эвакуации. Неотложные меры при состояниях, угрожающих жизни раненых и больных. Группы мероприятий квалифицированной хирургической и терапевтической помощи.

      реферат , добавлен 02.02.2015

      Правовые основы организации муниципального здравоохранения в РФ. Система скорой медицинской помощи. Регулирование проблем работы станций скорой медицинской помощи путем организации централизованной станции скорой медицинской помощи в г. Коркино.

      контрольная работа , добавлен 23.08.2012

      Изучение проблемы качества и эффективности медицинской помощи. Характеристика категорий, видов, способов и функций управления качеством медицинской помощи. Ознакомление с основными этапами создания системы управления качеством медицинской помощи в ЛПУ.

      курсовая работа , добавлен 11.06.2012

      Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

      курсовая работа , добавлен 03.11.2013

      Политика качества в здравоохранении. Повышение качества и доступности медицинской помощи. Механизмы реализации основных направлений в управлении качеством медицинской помощи. Структуры по управлению качеством медицинской помощи на федеральном уровне.

      реферат , добавлен 10.11.2009

      Отделения для оказания медицинской помощи в критических ситуациях. Агентства общественной безопасности. Преемственность оказания помощи и стандартизация сведений о пациенте. Риск инфекционного заболевания. Небрежное лечение на догоспитальном этапе.

      методичка , добавлен 15.04.2009

      Особенности первой фельдшерской, врачебной и доврачебной помощи. Оказание квалифицированной помощи пострадавшим в отдельных медицинских учреждениях. Принципы специализации и интеграции в практическом здравоохранении. Развитие медицинской помощи.

      курсовая работа , добавлен 20.11.2011

      Основные виды помощи пораженным в очаге или на его границе. Цели, перечень мероприятий первой медицинской помощи, периоды оказания и виды формирований. Организация оказания медицинской помощи в очагах ядерного, биологического и химического поражения.

      реферат , добавлен 24.02.2009

      Организация работы отделения скорой медицинской помощи, ее основные функции. Структура отделения скорой медицинской помощи в г. Кириши, нормативное регулирование оказания медицинской помощи. Оснащение бригады скорой, виды выполняемых манипуляций.

      отчет по практике , добавлен 12.02.2015

      Организация медицинской помощи населению, ее типы. Медико-социальные услуги гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Оказание помощи больным венерическими заболеваниями и СПИДом.