Заболевания связанные с агрессией. Причины агрессии у человека: в чем корень зла? Формы агрессивного поведения


Агрессивность: виды, причины и способы проявления

22.04.2015

Снежана Иванова

Агрессивность представляет собой особую форму поведения человека, которая отличается намерением наносить вред или ущерб...

К сожалению, современный мир не только не способствует тому, что бы человек чувствовал себя максимально комфортно и безопасно, но и постоянно провоцирует его на различные негативные реакции, такие как агрессия и открытое нападение. Но здесь следует отметить, что агрессивность, а также тенденцию к проявлению насильственного и захватнического поведения, человек получил в наследство от своих давних предков, которые могли выживаться в сложных условиях только благодаря силовому захвату территорий и ресурсов.

С приходом цивилизации люди стали менее агрессивны, но когда над человеком или его близкими нависает определенная опасность, а также в ситуации потери стабильности своего положения (нет уверенности в экономическом и социальном благополучии), то тенденция к проявлению агрессии вновь набирает обороты. Также уровень агрессивности может существенно возрастать при перестройке старой системы ценностей личности и смены устоявшихся стереотипов, которые осуществляли регуляцию отношений человека с обществом.

Сегодня во всем мире наблюдается как частичная, так и полная дестабилизации всех сфер жизни, и в такой ситуации многие масс-медия еще больше усугубляют положение вещей, пропагандируя насилие в различных его проявлениях. Естественно все это негативным образом воздействует на психику человека, порождая напряжение, негативизм, тревожность, озлобленность, жестокость и насилие, что обязательно находит свое проявление в поведении и поступках людей, формируя у них стойкую характеристику личности – агрессивность. Но также стоить помнить о том, что агрессия и агрессивность человека не должны пониматься только лишь как негативные феномены, которые деструктивно воздействуют на его жизнь. Довольно часто определенный уровень агрессивности необходим каждому человека, являясь обязательным компонентом его инстинкта самосохранения и защиты (как физической, так и психологической).

Агрессивность человека: определение и сущность

Для того чтобы понять, что же такое агрессивность, необходимо проанализировать понятия агрессия и агрессивные действия. В психологии под агрессией (от лат. аggredi – нападать, нападаю) понимают специфическую форму разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда (сюда включается как физический вред, так и психологический). Подобное поведение воспринимается другими как такое, которое не отвечает определенным стандартам, нормам и правилам, утвержденным в конкретном обществе.

Следует подчеркнуть, что различные авторы, которых интересовала проблема агрессивности с научной точки зрения, рассматривали агрессию и как поведение, и как состояние, и как свойство психики, то есть, данный феномен находил отражение во всех формах проявления человеческой психики. Так, например, некоторые утверждали, что под агрессией следует иметь в виду определенное событие, а под агрессивным поведением – конкретных действий, которые совершаются человеком.

Согласно взглядам австрийского психотерапевта, основателя психоаналитического направления в психологии Зигмунда Фрейда (Фройда) тенденция к агрессии и агрессивным формам поведения является начальной инстинктивной предрасположенностью каждого человека как представителя конкретного биологического вида живых существ. Поэтому агрессию можно считать естественной формой реагирования человека на стресс, фрустрацию его потребностей (актуальных в данный момент), проявление которой сопровождается серией различных негативных эмоциональных состояний, таких как враждебность, ненависть, гнев, озлобленность и т.п. Агрессия может быть как деструктивной формой ответной реакции человека, так и конструктивной, когда она играет роль одного из способа сохранения индивидуальности личности, условием повышения ее самооценки и самоутверждения, средством достижения цели и способом снятия эмоционального напряжения.

Под агрессией понимают не только поведенческие и эмоциональные проявления, но и анализируют ее с точки зрения формы социального поведения человека. Агрессия – это любое поведение человека, которое отличается тем, что содержит в себе явную или скрытую угрозу, а также нанесение вреда. Таким образом, это определенное действие, направленное агрессором на свою жертву (это может быть как другой человек, так и любой предмет) с целью совершить над ней насилие или же причинить вред. Если агрессию можно рассматривать как намерение осуществления вреда, то агрессивное поведение уже направлено на совершение действия. Среди основных признаков такого поведения выделяют следующие его проявления:

  • тенденцию к доминированию над другими;
  • использование других людей соответственно своих целей и желаний;
  • стремление к разрушениям;
  • причинение ущерба окружающим людям, живым существам и вещам;
  • склонность к проявлению насилия и жестокости.

Итак, агрессия является деструктивной формой поведения, которая находится в конфронтации с существующими нормами и правилами в обществе, а также приносит физических вед человеку или же создает психологический дискомфорт его личности. Причем агрессия находит свое проявление и в реальном действии, и в фантазиях или намерениях. Когда происходит проявление агрессивности как ситуативной реакции человека, то здесь принято говорить не об агрессии, а об агрессивных действиях. Если же подобные реакции и действия периодически повторяются – это уже агрессивное поведение.

Что же касается агрессивности, то она представляет собой особую форму поведения человека, которое находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб, а также создавать им различного рода неприятности. Р. Немов считает агрессивность человека необходимой ответной реакцией, неспровоцированной враждебностью, которая направлена как к отдельным людям, так и к окружающему миру. Также агрессивность в психологии рассматривается в качестве свойства и черты личности, которая проявляется в следующем:

  • тенденции нападать на других людей и животных;
  • причинять неприятности окружающим людям и доминировать над ними;
  • наносить вред людям, животным и окружающему миру.

Большинство психологов агрессивность относят к свойствам личности, но, несмотря на то, что она стоит рядом с жестокостью, агрессивность человека можно смело считать более моральной категорией, так как не всякое действие, подкрепленное агрессией, будет характеризоваться как жестокое. В принципе, агрессивность можно определить как свойство личности, проявляющееся в готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения определенных результатов.

Причины агрессивности кроятся как в особенностях самой личности, так и в воздействии окружающей действительности, поэтому данное свойство часто определяется как биполярный феномен – как негативное проявление человека и как центральная функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни (более подробное это расписано в таблице).

Биполярность агрессивности

Таким образом, в психологии агрессивность рассматривается и как негативное свойство личности, и как необходимое условие для саморазвития и реализации человека, ведь для достижения цели и желаемых результатов необходимо проявлять множество различных лидерских качеств (настойчивость, силу, упорство и даже давление на других). Именно поэтому каждому управленцу просто необходим определенный уровень агрессивности в его поступках и действиях, иначе он просто не сможет контролировать и направлять других людей.

Основные причины агрессивности человека

Агрессивность человек, как было отмечено выше, должна рассматриваться в двух аспектах – как намерение причинить вред другом и как необходимость для гармонического развития человека, условием его успешной социальной адаптации и способностью преодолевать препятствия на своем пути (то есть то, что способствует формированию настойчивости, инициативности и лидерства). Поэтому все чаще в научной психологической литературе можно встретить данные, которые указывают на то, что при отсутствии у человека определенного уровня агрессивности, может привести к пассивности и комфорности его поведения, и как следствие – стирание его индивидуальности и существенное снижение социального статуса и положения в обществе.

Следует отметить, что, несмотря на то, что агрессивность находит свое проявление все людей, у каждого отдельного индивида она характеризуется различным уровнем и обладает своими особенностями. Сила агрессивных реакций, а также направленность и продолжительность агрессивных действий зависит от множества различных причин. Поэтому проблема агрессивности должна анализироваться с точки зрения воздействия на человека физиологических, психологических, социальных и ситуационных факторов. Но тут следует отметить, что какими бы не были физиологические и психологические особенности человека, основные причины агрессивности – конфликты и конфликтные ситуации, будь-то они кратковременными или долговременными, осознаваемыми или бессознательными, вынужденными или специально созданными. Таким образом, любое проявление агрессивности является следствием недовольства человека окружающей действительности, уровнем своей жизни, другими людьми или же самим собой.

Агрессивность, как и агрессия, может иметь:

  • явный или же скрытый характер, то есть человек может явно демонстрировать недовольство и совершать агрессивные действия, или же наоборот, не делать ничего (полное бездействия с целью нанесения подобным поведением вреда);
  • проявляться физически (нанесение вреда и увечий) или вербально (словесные оскорбления и угрозы);
  • быть прямой и непрямой, активной и пассивной.

Наиболее удачную классификацию проявления агрессивности человека предложила Д.Дмитрова , которая включает в себя 5 форм агрессивных реакций (они представлены в таблице).

Формы агрессивных реакций (согласно Д. Дмитровой)

Формы Характеристика
Агрессия физическая (или нападение) применение силы (или других различных агрессивных воздействий) к другому человеку или животному
Агрессия непрямая агрессивность направлена не на прямой объект, который является причиной проявления агрессивности, а на другого человека, предмет или же вообще не на кого (часто топает ногами, бьет кулаками по столу, стене и другой поверхности, хлопает (причем старается желать это погромче) дверьми и т.д.)
Вербальная (словесная) агрессия проявление агрессии через определенные формы, естественно негативные (крики и ссоры), через вербальные (речевые) выражение (использование угроз, проклятий, нецензурных слов и брани)
Склонность человека к раздражительности человек готов проявить агрессивность даже при наименьшей степени возбуждения (вспыльчивость, грубость, резкость и т.д.)
Негативизм такое поведение принято считать оппозиционным, которое зачастую направлено против старших как по возрасту, так и по социальному положению или должности (против родителей, руководства, начальства и т.д.), то есть против любого авторитета

Любое проявление агрессивности имеет под собой определенную почву, то есть существуют определенные факторы, которые способствуют подобным реакциям человека. Итак, основные причины агрессивности следующие:

  • ненависть, которая может принимать форму моральных убеждений, агрессивного утверждения собственных идеалов и власти, или же стать психопатологией характера человека;
  • ситуативные факторы;
  • личностные особенности (персональные факторы), тип темперамента и черты характера ;
  • ситуативные, социальные, социально-психологические и поведенческие факторы.

Более подробно перечисленные причины агрессивности (а точнее факторы, которые способствуют ее проявлению) описаны ниже в таблице

Факторы, способствующие повышению уровня агрессивности

Факторы Составляющие
Ситуативные климатические и температурные условия, влияние культуры и воздействие шумов;болевые ощущения, стрессовые ситуации, наблюдение за моделями агрессивных действий в масс-медиа;ожидание возможной мести или агрессии со стороны других, большое скопление людей в одном месте, неприятный запах или давление (теснота в транспорте, помещении) и нарушение ;воздействие алкоголя и наркотических веществ, сексуальное возбуждение, ощущение дискомфорта и т.д.
Личностные (или персональные) повышенный уровень враждебности и тревожности; раздражительность и депрессивность; , неадекватный уровень самооценки и притязания; нестабильность эмоциональной сферы и реактивность проявления эмоций, а также повышенная готовности к риску; особенности направленности личности (мотивация, потребности, цели и установки); низкий уровень интеллектуального развития;гендерные роли и половые различия;антисоциальные склонности, различные зависимости, трудности в построении социальных контактов, и тенденция к проекции агрессивности
Социальные уровень социального, экономического и политического развития в конкретном государстве, а также существующие в нем отношения; воздействие стрессогенных факторов,формирование культа насилия и враждебности в данном обществе, пропаганда негативных реакций в СМИ; ненормативное поведение значимых людей, низкое социально-экономическое положение в обществе, зависимость от различных видов соц. помощи, система воспитания, влияние окружающих людей (близкие и друзья) и т.д.
Поведенческие Действия, которые создают трудности для других людей, вандализм, бесцельность жизни, отсутствие стремления к саморазвитию.

Проявление агрессивности и условия ее формирования

Проявление агрессивности зависит от множества различных детерминант, среди которых необходимо отметить следующие: особенности индивидуального развития человека, его возраст, жизненный опыт, особенности нервной системы, а также воздействие внешних социальных и физических условий его существования. Что касается особенностей формирования определенного уровня агрессивности, то здесь особая роль отводиться социальному окружению и особенностям системы воспитания личности.

Агрессивность человека и способы ее проявление имеют существенные различия в зависимости от возраста, а именно:

  • в раннем возрасте дети проявляют агрессию (если не удовлетворяются их потребности и желания) с помощью плача, крика, отсутствия улыбки и отказа от контакта с родителями (также может наблюдаться жестокость по отношении к другим, более младшим по возрасту, малышам);
  • проявление агрессии в дошкольном возрасте становиться более разнообразной (дети уже не только плачут и кричат, но и используют в речи обидные и нецензурные слова, кусаются, щипаются, плюются и дерутся), конечно, все эти реакции носят в основном импульсивный характер;
  • младшие школьники зачастую направляют свою агрессивность на более слабых детей (выбирают себе «жертву») и проявляется она в форме давления, издевательств, насмешек, драк и ругани;
  • агрессивность в подростковом периоде чаще всего зависит от воздействия и оценки сверстников или старших товарищей, и здесь подобная форма поведения является способом утверждения в коллективе и стремлением занять свое место в референтной группе. Нужно отметить, что именно в этом возрасте происходит активное формирование агрессивности не только как ситуативного проявления, но и как стойкой характеристикой личности;

Проявление агрессивности при достижении взрослости, характеризуется большим разнообразием, ведь на нее оказывают воздействия многие факторы, в том числе и уже сформированные у человека индивидуальные особенности его личности. Среди индивидуальных психологических особенностей, которые детерминируют агрессивность необходимо выделить:

  • наличие страха возможности непризнания и неодобрения со стороны общества;
  • повышенная раздражительность, подозрительность и импульсивность;
  • зависимость от примет и условностей (особенно этнических, религиозных, языковых);
  • склонность испытывать не чувство вины и ответственности, а стыд и обиду;
  • низкая способность к адаптации и отсутствие навыков противостояния фрустраций.

Агрессивность человека формируется и трансформируется в течение всей жизни человека, поэтому на ее уровень, а также формы и способы ее проявления оказывают воздействие различные факторы и условия. Среди наиболее значительных условий формирования агрессивности следует выделить:

  • возрастные, гендерные и индивидуальные особенности;
  • примеры агрессивного поведения значимого окружения;
  • влияние масс-медиа и СМИ;
  • семейные факторы (полная или неполная семья, насилие в семье, обособленность и низкая контактность, недостаточность внимания, конфликтность и неадекватный стиль воспитания).

Что касается воздействия масс-медиа на формирование агрессивности, то в психологии это является наиболее спорным вопросом. Наибольший вклад в изучении этой проблемы внес американский учений Леонард Берковиц, который выделил факторы, при которых демонстрируемое насилие в масс-медиа может стать причиной формирования агрессивности, а именно:

  • если то, что демонстрируется, принимается человеком как проявление агрессивности и агрессии;
  • происходит идентификация человека с героем-агрессором;
  • происходит отождествления себя как объекта агрессии с жертвой, которую показывают в фильме, передачи или ток-шоу;
  • демонстрируемые события и сцены выглядят наиболее реально и захватывающе, чем оказывают существенное воздействие на эмоциональную и познавательную сферы человека (наблюдающий становиться как бы участником того, что он видит на экране).

Диагностика агрессивности: описания наиболее известных методик

Агрессивность у каждого человека имеет как свой собственный уровень, так и различные формы проявления, поэтому, если возникает необходимость в ее коррекции, изначально нужно наиболее точно и глубоко изучить все ее особенности. Здесь, конечно же, обычного наблюдения за человеческим поведением недостаточно, так как необходим целый ряд различных методик (диагностика агрессивности), которые помогут не только увидеть субъективно картину проявления агрессивности, но объективно подтвердить полученные результаты.

Внутреннюю агрессивность человека как свойство личности изучить довольно сложно, поэтому большинство диагностических методик нацелены на анализ внешних ее проявлений (агрессивные действия и поведение). Среди существующих на сегодняшний день различных методик, направленных на изучения агрессии человека, диагностика агрессивности зачастую проводиться с помощью опросника Басса-Дарки, теста Ассингера, методики «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк). Назначение и особенности этих методик описаны в таблице.

Методики, которые позволяют изучить особенности проявления агрессивности

Методика Назначение Особенности
Опросник А. Басса-А.Дарки изучения особенностей и видов агрессии имеет 8 шкал, которые позволяют понять, какой вид агрессии доминирует (физическая, вербальная и непрямая агрессия, раздражительность, негативизм, обида, комплекс вины или же подозрительность); также возможна диагностика агрессивности (прямой или мотивационной) и враждебности, благодаря подсчету их индекса
Тест А. Ассингера диагностика агрессивности в отношениях позволяет определить уровень конкретности человека в отношениях с другими (насколько он легок в общении и построении контактов с окружающими)
Самооценка психических состояний личности по Г. Айзенку исследование психических состояний наличие 4 шкал помогают описать уровни проявления различных состояний психики человека (тревожность, фрустрацию, агрессию и ригидность)

Необходимо отметить, что насколько бы не была универсальна определенная методика, которая позволяет изучить причины агрессивности и способы ее проявление, нельзя по результатам лишь ее одной делать какие-либо выводы и давать рекомендации по ее коррекции. Диагностика агрессивности всегда должна проводиться с использованием целого комплекса различных методов и методик, только тогда можно говорить про реальные результаты исследования реакций и поведения человека.

Коррекция агрессивности: особенности и эффективные методы

Агрессивность человека, как свойство личности, может усиливаться и подавляться в зависимости от индивидуальных особенностей, волевой саморегуляции и уровня самосознания. Многие исследователи не отрицают влияние генетического и физиологического в человеческой агрессии, но наряду с таким мнением подчеркивает более значительное воздействие на специфичность проявления агрессивности набора уникальных навыков социального поведения, приобретенных человеком на протяжении своего жизненного пути. Также оказывают влияние особенностей когнитивной и эмоциональной сферы, средовые, социальные и психологические факторы. Поэтому, если правильно направить психокоррекционную работу, можно существенно снизить уровень агрессивности и враждебности личности.

Следует отметить, что агрессия человека не является неизбежной формой его реагирования на различные трудности и неудобства окружающей действительности. Учеными доказано, что при правильной работе над собой, а также создания более комфортных условий для жизни, можно не только контролировать проявление агрессии, но и предотвратить различные ее психопатологические формы. И здесь наиболее эффективной является коррекция агрессивности, которая может осуществляться психотерапевтом или практикующим психологом-консультантом (иногда возникает необходимость обращаться к более узкому специалисту – психиатру, но это лишь тогда, когда агрессия начинает принимать патологические формы – серьезная угроза жизни и здоровью как другим людям, так и самому себе).

Среди основных методов и способов борьбы с высоким уровнем агрессивности следует отметить:

  • аутогенную тренировку, методы психорегуляции и релаксацию;
  • гипноз и аутосуггестию;
  • пиходрамму, арттерапию, гештальт-терапевтические методы, юнгианский психоанализ и холотропное дыхание;
  • различные тренинговые программы (например, тренинги социальных умений, самопознания и саморазвития).

Особо интересным является тренинг, направленный на формирования социальных умений и навыков. Он включает в себя следующие процедуры:

  • моделирование ситуаций, где демонстрируются примеры адекватного поведения, даже если провоцируют вступить в конфликт и проявить агрессивность;
  • ролевые игры (применение социальных умений в ситуациях, приближенных к реальным, но с максимальной безопасностью для психики человека, то есть под контролем тренера);
  • обратная связь и рефлексия (происходит обмен реакций между участниками и их анализ);
  • перенос сформированных на тренинговых занятиях умений и навыков в жизненные ситуации.

К психическим аномалиям следует отнести и повышенную агрессивность.

Агрессивность — устойчивое стремление индивида нанести другому физический или психотравмирующий вред, ущерб.

Виды агрессии

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсивной и аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели). Агрессивность как устойчивая черта формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности, является показателем несформированности у нее социальной идентификации.

Чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида . Можно сказать, что степень агрессивности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Причины агрессии

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако существенную роль здесь играют и генетические аномалии, и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип).

Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность . Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, «агрессивный тренинг». Агрессивность субъекта зависит от того. какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям.

Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение с помощью агрессивных действий.

Итак, обшей особенностью поведения психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида — сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.

Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личиной неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, давления на жертву.

Существуют следующие виды агрессивных действий (Басе, Дарки): 1) физическая агрессия (нападение); 2) косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами и т.д.); 3) склонность к раздражению (готовность к появлению негативных чувств при малейшем возбуждении); 4) негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); 5) обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения); 6) подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его; 7) вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов - угроза, проклятия, ругань).

Различные виды агрессивных действий могут быть обусловлены различными факторами и входить в структуру разных типов девиантного поведения. Наиболее яркий вид - физическая агрессия в виде нападения на жертву - как правило отражает криминальное поведение, хотя может встречаться и при делинквентном типе отклоняющегося поведения. Агрессивность психически больных и лиц с психической патологией в виде психопатологического и патоха-рактерологического типов отклоняющегося поведения отличается лишь особенностями мотивации и симптоматикой заболеваний. Криминогенное же значение психических аномалий заключается в том, что они при главенствующей роли социально приобретенных особенностей личности, взаимодействуя с ними, облегчают совершение преступления, выступая не причиной, а внутренним условием (Ю.М. Антонян, С.В. Бородин).

Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э.Фромма - доброкачественной и злокачественной). Различие перечисленных форм заключается в намерениях, предшествовавших проявлению агрессивности. При конструктивной злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он является основой выбора именно данного способа взаимодействия с людьми.

Конструктивная форма агрессии может названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия может быть признаком психопатологического типа девиантного поведения, в частности, при олигофрении или иных синдромах, сопровождающихся снижением интеллекта. Суть ее заключается в нарушении способности больного олигофренией или деменцией правильно оценивать действия окружающих и собственные реакции, неумении просчитать и спланировать последствия собственных дейт ствий. Вследствие этого, к примеру, дружеское рукопожатие может закончиться переломом костей кисти руки, а душевные объятия - болезненным удушением. Признаки инфантилизма и интеллектуальной недостаточности способны привести к тяжелым последствиям и в рамках игровой агрессии, когда человек как бы «заигрывается» в пылу эмоциональной вовлеченности и не соизмеряет силу и выраженность движений в отношении партнера по игре или совместной деятельности. Агрессивность как удовлетворение потребности в самоутверждении и самоуважении, как правило, встречается при патохарактерологическом типе девиантного поведения. Она является неотъемлемой составной частью эмоционально неустойчивого и истерического расстройств личности, при которых часто вспышки гнева, раздражения и физической агрессии не имеют преднамеренного злого умысла, а формируются как ответные реакции по механизмам «короткого замыкания» или «смещенного аффекта».

Преимущественно т.н. конструктивная агрессивность встречается при таких психопатологических синдромах, как астенический (церебростенический, неврастенический) и истерический. В рамках астенического и истерического симптомокомплексов агрессивность проявляется раздражительностью, обидчивостью, вспышками гнева, а также вербальной агрессией. Особенно часто вербальная агрессия и раздражительность встречаются при истерическом синдроме в рамках истерического расстройства личности. Человек с подобными рас-

стройствами эмоционально негативно реагирует на попытки окружающих уличить его во лжи, притворстве, срыве истерической маски, привлечения его к ответственности за собственные поступки, т.е. на ситуации, в которых происходит блокада удовлетворения основной потребности истерика - быть в центре внимания и оказываться значимым для окружающих. Действия, которые приводят к невозможности индивида с истерическими чертами характера оказываться «заметным*, «быть на виду», «управлять вниманием окружающих» способствуют бурным аффективным реакциям с элементами агрессии. Особенно красочными представляются вербальные проявления агрессивности истерика. В силу хорошо развитой способности говорить он склонен в условиях конфликта проявлять виртуозные речевые способности, использовать красочные сравнения с негативными литературными образами или поведением животных, облекать это в форму ненормативной лексики и использовать угрозы и шантаж, прибегать к сверхобобщениям и крайним степеням оскорблений. Как правило, агрессия при истерическом синдроме не выходит за рамки вербальной. Встречается лишь битье посуды, выбрасывание и уничтожение вещей, порча мебели, но не прямая агрессия с насилием.

Неконструктивная агрессивность является признаком либо криминального поведения, либо психопатологического. В первом случае агрессивность человека опосредуется его осознаваемым деструктивным отношением к реальности и окружающим его людям, оппозиционной стратегией и тактикой взаимодействия с действительностью, которая расценивается враждебной. Во втором - она обусловлена психопатологическими симптомами и синдромами, чаще других - затрагивающими сферу восприятия, мышления, сознания и воли.

Наиболее часто агрессивность значительной степени выраженности (часто неподдающаяся волевой коррекции) входит в структуру таких психопатологических синдромов, как: эксплозивный, психоорганический, дементный, кататонический, гебефренический, параноидный (галлюцинаторно-параноидиый), паранойяльный, парафренный, психического автоматизма, делириозный, сумеречного расстройства сознания.

При эксплозивном и психоорганическом синдромах, встречающихся при эмоционально неустойчивом расстройстве личности, эпилептических изменениях личности или в отдаленном периоде органических поражений головного мозга (вследствие черепно-мозговых травм, атеросклероза, алкоголизма и др.) агрессия носит, в

отличие от агрессии при истерическом и астеническом симптомокомплексах, характер физической и нередко делинквентной. Пациент склонен агрессивно реагировать при малейшей оскорбительной для него ситуации, которые в действительности могут быть объективно безобидными. Он взрывчат, вспыхивает мгновенно по типу «короткого замыкания». Контроль за своими действиями утрачивается им вслед за появлением бурных негативных эмоций, которые нарушают процесс осмысленного понимания ситуации. Агрессия при психоорганическом синдроме носит затяжной характер в силу ригидности аффекта и застревания на одних и тех же эмоциях. Типичным становится злопамятность, мстительность, враждебность. Преступления, совершаемые больными эпилепсией с изменениями личности, являются самыми жестокими и кровавыми, особенно если у пациента имеется тенденция к сумеречному расстройству сознания. При этом агрессивные действия направляются против мнимых преследователей. Больной «замечает», что они готовят на него покушение и пытается упредить их. Сумеречное расстройство сознания начинается и заканчивается остро. После него пациент может не помнить, что совершил агрессию против окружающих.

При деменции различного генеза (атеросклеротической, травматической, нейроинфекционной, атрофической и иной) пациент совершает агрессивные действия вследствие неправильного понимания поведения и высказываний окружающих. Нередко больной усматривает обидные слова, брошенные в его адрес, пристальный взгляд, действия, нацеленные на ущемление его прав. Часто пациент агрессивен, будучи убежденным, что близкие родственники или соседи специально выводят его из состояния душевного равновесия. Они как будто бы крадут или портят его вещи, продукты питания, специально создают шум, «плохую атмосферу», придираются по мелочам. Агрессивность часто сочетается с ворчливостью, брюзжанием, недовольством всем и вся, подозрительностью.

Агрессивность при кататоническом и гебефреническом синдромах, встречающихся, как правило, при шизофрении носит выраженный неконструктивный характер в силу того, что является немотивированной, непрогнозируемой, нецеленаправленной и разрушительной. Ее основой служит симптом импульсивных действий - неожиданных для окружающих и самого человека эпизодов физической агрессии, сопровождающихся угрюмостью, неконтактностью, неконтролируемостью, настойчивостью и решительностью. Такой больной может внезапно ударить случайного прохожего, бросить камень, укусить рядом находящегося человека и вновь заняться своими делами. Отмечается неадекватность и неустойчивость аффекта: от угрюмости, молчаливости до дурашливости, неуместного гримасничанья и вычурного смеха. Нередким спутником агрессии при кататоническом и гебефреническом синдромах бывает негативизм. Он проявляется в активной и пассивной формах: пациент, с одной стороны, может активно отказывать от того, что предлагается со стороны окружающих; с другой, совершать поступки, когда его них не просят.

В рамках психопатологических синдромов, при которых основным проявлением являются бредовые идеи (паранойяльный, параноидный, парафренный, синдром психического автоматизма), агрессивность обусловлена ложной интерпретацией действительности. При бредовых синдромах, характеризующихся ложной убежденностью больного в том, что его преследуют, за ним следят, им манипулируют, его обкрадывают, ему причинять физический вред, агрессивные реакции носят оборонительный и упреждающий оттенок. Известен феномен «преследования преследователей», когда пациент сам начинает готовить расправу с обидчиками, не дожидаясь их агрессивных действий. При парафренном синдроме, сопровождающимся бредом величия, агрессивность обусловлена непризнанием общественностью или конкретными людьми заслуг пациента. При синдроме психического автоматизма возможна появление кинестетической его формы, характеризующейся убежденностью больного в том, что его действиями управляют со стороны. Агрессия при этом рассматривается им как непреднамеренная, вынужденная мера, которой он неспособен противостоять.

Синдромы расстроенного сознания (делириозный и сумеречного помрачения сознания) сопровождаются агрессивным поведением пациентов из-за того, что психические нарушения включают яркие зрительные галлюцинаторные образы, которые склонны к угрозам в адрес больного. Агрессия носит ответный и защитный характер.

Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными. Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха. Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

— деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено. Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами. Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Формы агрессивного поведения

Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

  • вербальная (выссказывания)
  • физическая

Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

Физическая агрессия делится на три подвида :

  • символическая (угрозы и запугивания)
  • косвенная (нанесение материального ущерба)
  • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, и другие негативные последствия.

Агрессивно-пассивное поведение

Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих. К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв. Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека :

  • как скажешь; Ok
  • я не злюсь
  • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
  • да иду уже!; ну сейчас!
  • я думал/думала, ты знаешь
  • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
  • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
  • ну конечно, я был бы счастлив
  • почему ты так расстроился?
  • я же просто пошутил!

Агрессия мужчин и женщин

Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми. Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии. Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

  • Бьорквист
  • Лагерспец
  • Харрис
  • Джентри и т. д.

Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор. Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину. Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

Объекты агрессии

Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство». Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой. Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины. Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи. К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

Характеристика агрессивного поведения

Агрессивное поведения может проявиться даже у очень маленьких детей, когда ребенок не получает что-либо желаемое. Агрессию могут спровоцировать 3 фактора:

  • биологический
  • психологический
  • социальный

Биологический фактор:

  • инфекционная болезнь
  • получение
  • употребление психотропных веществ
  • алкоголь
  • наркотические вещества
  • наследственные особенности

Психологический фактор:

  • зависимость
  • мнительность
  • тревожность
  • импульсивность
  • эмоциональная неустойчивость
  • эгоцентризм

Социальный фактор:

  • асоциальный круг общения
  • влияние коллег
  • влияние друзей
  • влияние семьи

Выделяют такие особенности именно агрессивного поведения :

  • оскорбления
  • унижение чести и достоинства другого человека
  • шантаж
  • порча имущества
  • склонность к физическому воздействию
  • рукоприкладство/драки

Агрессивное поведение педагога

Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:

  • низкий уровень профессионализма
  • профессиональное выгорание
  • снижение престижа профессии учителя
  • агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.

Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.

Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.

Агрессия после инсульта

Агрессивное поведение является характерным последствием перенесенного инсульта. Причина заключается в изменениях психофизического состояния. Пациенты характеризуются беспричинными изменениями настроения, вспыльчивостью, раздражительностью. Родственники должны иметь терпение, чтобы с ним общаться. Важным условием выздоровления является покой и положительные эмоции.

Коррекция агрессивного поведения

Агрессивное поведение в части случаев можно скорректировать своими силами, но иногда нужно прибегать к очной помощи специалистов. Различны методы коррекции агрессии у детей, подростков и взрослых. Для снижения агрессии у детей актуальны такие действия:

  • правильная организация распорядка дня и досуга ребенка
  • активные занятия физкультурой, спортом, танцами
  • профилактика
  • нормализация режима сна и бодрствования

Что касается психологических методик коррекции агрессивного поведения у детей, актуален целый их ряд. Первая методика называется «игрушка в кулаке». Малыша просят закрыть глаза, в руку ему кладут игрушку и просят сильно сжать ее. После чего малыша просят открыть глаза и проверить, что зажато в его ладошке. Вторая актуальная методика называется «мешочек гнева». В тканевый мешочек небольших размеров насыпают крупу или песок с небольшими камушками. Ребенку можно его пинать, бить, кидать, когда он чувствует в себе приплыв злости, гнева, раздражения.

Факторы снижения агрессивности

Могут быть использованы такие стратегии для коррекции агрессивного поведения у детей:

  • ориентация на переживания и эмоции окружающих
  • на стимуляцию и демонстрацию гуманных чувств у агрессивного ребенка и жертвы
  • переживание чувства радости и гордости, когда ребенок овладел собой, не проявляет агрессивности
  • переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения
  • отреагирование чувства обиды у агрессивного ребенка и того, на кого направлено его агрессивно поведение
  • моделирование ситуации неуспеха с целью преодоления чувства неуспеха и т. д.

Для коррекции агрессии у взрослых можно использовать специальные психологические методики, если у самого агрессора есть желание меняться. Если желание небольшое, непостоянное или его нет, стоит мотивировать человека обратиться на очную консультацию к психологу или психотерапевту. Только регулярная практика поможет скорректировать свое поведение на благо себе и окружающим.