ПМП при поражении органов дыхания план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему. Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания Первая помощь при поражение органов дыхания


0

Первая помощь при поражении органов дыхания

Инородные тела в дыхательных путях

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы - рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, - попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше.

Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортанинадгортанником . Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если это не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей

В каждом из этих случаев прекращается поступление наружного воздуха в легкие. Недостаточное поступление кислорода в головной мозг через 2-3 минуты может привести к смерти. Поэтому действовать надо четко и быстро.

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалить воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках , когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

Шумное затрудненное дыхание бывает также при отеке гортани , кожные покровы и слизистые при этом синеют. В этом случае на наружную поверхность шеи надо наложить холодный компресс, а ноги погрузить в таз с горячей водой. Больного надо как можно скорее доставить в лечебное учреждение.

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени.

После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин.

При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

Первая помощь при электротравмах

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием - электротравма . При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку).

Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным.

В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс.

Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина.

При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание , а при остановке сердца - его непрямой массаж .

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть . В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называютсяреанимацией (букв.: оживление).Биологическая смерть наступает после гибели мозга.

Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца .

В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин).

При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила и песка, а легкие и желудок от воды.

Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца - ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс.

Появление пульса - первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго - 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Первая помощь при отравлениях окисью углерода

Отравление наступает в результате вдыхания угарного газа, светильного газа, генераторного газа, продуктов горения, дыма в связи с образованием в крови карбоксигемоглобина и нарушением переноса кислорода кровью.

При лёгком отравлении кожа становится ярко-розовая, начинается головокружение. Появляется шум в ушах, общая слабость, тошнота, рвота, слабый пульс, обморок.

При тяжёлых отравлениях наблюдается неподвижность, судороги, нарушение зрения, дыхания и работы сердца, потеря сознания в течение часов и даже суток.

Первая помощь:

  • Вынести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение.
  • Освободить его от одежды, стесняющей дыхание, создать покой, дать ему понюхать ватку с нашатырным спиртом.
  • Если прекратилось дыхание, нужно провести искусственное дыхание. При остановке сердца немедленно начать непрямой массаж сердца на месте происшествия.

При попадании инородных тел в дыхательные пути все усилия оказывающего помощь направляются на то, чтобы оно было вытолкнуто струей воздуха. Пытаться извлечь застрявший в носу или гортани предмет нельзя, так как можно затолкнуть его еще глубже.

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором - приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

10673 0

Острая пневмония

Острая пневмония - общее заболевание организма с преимущественным вовлечением в воспалительный процесс респираторного отдела легких. Это весьма распространенное заболевание с довольно высокой летальностью (по преимуществу среди больных пожилого и старческого возраста). Этиологически острые пневмонии могут быть связаны с бактериями (пневмококк, стафилококк, стрептококк, Фридлендера и др.), вирусами, микоплазмой, риккетсиями, а также с воздействием химических и физических факторов.

В патогенезе их существенную роль играет нарушение иммунологической реактивности организма, дренажной и защитной функции воздухопроводящих путей; в одних случаях первостепенное значение имеет экзогенный (патогенный возбудитель), в других - эндогенный (активизация эндогенной микрофлоры на фоне снижения реактивности макроорганизма) пути возникновения заболевания. Различают долевые, очаговые и интерстициальные пневмонии.

Крупозная пневмония

Это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением одной (иногда более) доли легкого или ее значительной части фибринозным воспалительным процессом и своеобразным циклическим течением. Возбудитель - патогенный пневмококк. В типичных случаях заболевание начинается остро с озноба (в 80%), быстрого повышения температуры -до 39-40°С, болей в грудной клетке при дыхании, головной боли, реже - рвоты. При поражении базальной плевры боль локализуется в эпигастральной (реже - в подвздошных) области.

Ранним признаком является и кашель, сначала с трудно откашливаемой вязкой мокротой слизисто-гнойного характера, затем приобретающей красный или ржавый вид. При объективном исследовании больной нередко занимает вынужденное положение (чаще на больном боку), лицо гиперемировано (более значительно - на больной стороне), на губах часто герпетические высыпания, слизистые имеют синюшный оттенок, склеры иктеричны. Дыхание поверхностное, до 30-40 в мин.

Пульс учащен - до 110-120 уд/мин, иногда аритмичный (экстрасистолия); артериальное давление часто снижено. Границы относительной сердечной тупости могут быть расширены в поперечнике, тоны приглушены, на верхушке - часто систолический шум. На ЭКГ - признаки перегрузки правых отделов сердца, смещение сегмента ST, изменения зубца Т; встречаются нарушения ритма и проводимости.

Физикальные изменения со стороны органов дыхания зависят от локализации и объема поражения, а также от фазы патологического процесса. В первые сутки заболевания над зоной поражения определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, дыхание ослабленное с усиленным выдохом, часто выслушивается крепитация, на ограниченном участке влажные (мелкопузырчатые) хрипы.

В последующие дни перкуторный звук становится тупым, дыхание - бронхиальным с большим количеством влажных хрипов, нередко определяется шум трения плевры, бронхофония усилена. В стадии разрешения болезни дыхание становится жестким (а в дальнейшем - везикулярным), появляется конечная крепитация, количество влажных хрипов уменьшается, тупость становится менее интенсивной, бронхофония нормализуется.

Атипично крупозная пневмония протекает следующим образом:

  • у детей начинается остро, но без озноба, общее состояние тяжелое из-за выраженной интоксикации; часто боли в животе, похожие на приступ аппендицита;
  • у стариков характеризуется общим тяжелым состоянием при умеренном подъеме температуры и скудных физикальных данных;
  • у алкоголиков наблюдается тяжелое течение с бредом (вплоть до картины белой горячки);
  • у больных с верхушечной локализацией - тяжелое течение при весьма скудных физикальных данных.
Осложнения: экссудативный плеврит, абсцедирование, кардит (эндо-, перимиокардит), гнойный менингит, гломерулонефрит, коллапс или инфекционно-токсический шок, отек легких.

Дифференциальная диагностика проводится с очаговой (сливной) пневмонией, фридлендеровской пневмонией, экссудативным плевритом, туберкулезной лобарной пневмонией.

Неотложная помощь: 1) при сильных болях - 2-4 мл 50% раствора анальгина или 5 мл баралгина с 1 мл 1% раствора димедрола внутримышечно; 2) подкожно или внутривенно 2 мл кордиамина или 2 мл 10% раствора сульфокамфокаина; при тяжелом состоянии - 0,5 мл 0,05% раствора строфантина или 1 мл 0,06% раствора коргликона внутривенно; 3) оксигенотерапия; 4) при резком снижении артериального давления -внутривенно капельно 200-400 мл полиглюкина и 100-200 мл гидрокортизона (или 60-120 мг преднизолона, или 4-8 мг дексаметазона).

Больной срочно должен быть доставлен (лежа, на носилках) в пульмонологическое отделение. Если госпитализация невозможна, следует начать антибактериальную терапию (под контролем участкового врача). При крупозной пневмонии наиболее эффективны антибиотики пенициллинового ряда (перед введением следует выяснить аллергологический анамнез, произвести внутрикожную пробу на чувствительность к пенициллину).

Фридлендеровская пневмония

Возбудитель - клебсиела. Поражает главным образом мужчин пожилого возраста, страдающих алкоголизмом или каким-либо истощающим хроническим заболеванием. Начинается остро с озноба, болей в боку и кашля. Лихорадка постоянная или ремиттирующая, у стариков может отсутствовать. Мокрота вязкая, часто окрашена кровью. Физикальные данные нередко скудны (ослабленное дыхание, умеренное количество влажных хрипов), течение болезни тяжелое. Прогноз серьезный, летальность высокая.

Методика лечения та же, что и при крупозной пневмонии, но следует иметь в виду, что сульфамиды и препараты пенициллинового ряда при фридлендеровской пневмонии неэффективны; нужно применять антибиотики широкого спектра действия (цепорин, канамицин и др.).

Очаговые пневмонии протекают менее тяжело и редко требуют проведения неотложных мероприятий.

Острый бронхиолит

Встречается у детей, пожилых и ослабленных людей. В основе патологического процесса лежит воспаление слизистой оболочки бронхиол с набуханием и некрозом, закупоркой просвета бронхиол воспалительным экссудатом, нарушающей вентиляцию легких. Началу заболевания может предшествовать острый трахеобронхит. Больные возбуждены, занимают в постели полусидячее положение, лицо одутловато, отмечается синюшность с сероватым оттенком, акроцианоз.

Одышка до 40 дыханий в минуту. Дыхание поверхностное, кашель редкий, с трудно откашливаемой мокротой слизисто-гнойного характера. При перкуссии -легочный звук с тимпаническим оттенком, ограничение экскурсии легких. На фоне жесткого дыхания выслушиваются влажные и сухие свистящие хрипы. Дыхательная недостаточность нередко сопровождается сердечной (из-за повышения давления в малом кругу кровообращения).

Сердце увеличено в размерах, тоны приглушены, акцент II тона на легочной артерии. Тахикардия - 100-140 уд./мин. Отмечается увеличение печени, появляются отеки на ногах. Течение болезни тяжелое. Если в течение 2-3 дней не удается улучшить дренажную функцию бронхов, прогноз крайне неблагоприятен (летальный исход наступает при прогрессировании острой легочно-сердечной недостаточности).

Неотложная помощь: 1) строгий постельный режим; 2) оксигенотерапия (40% смесь кислорода с воздухом); 3) 0,25-0,5 мл 0,05% раствора строфантина в смеси с 10 мл 5% раствора глюкозы внутривенно медленно (а также коргликон, дигоксин); 4) 10 мл 2,4% раствора эуфиллина внутривенно медленно на глюкозе (или капельно); 5) отхаркивающие средства (терпингидрат, ингаляции 2% раствора натрия бикарбоната, трипсина и др.); 6) антибиотики (пенициллин, цепорин); 7) преднизолон в дозе 30-60 мг внутривенно; 8) мочегонные препараты (фурасемид, урегит); 9) экстренная госпитализация в терапевтическое (пульмонологическое) отделение.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма - хроническое, рецидивирующее заболевание аллергической или инфекционно-аллергической природы, клинически проявляющееся приступами удушья. Среди населения городов развитых стран заболеваемость составляет 1-2% и более. В основе патогенеза бронхиальной астмы лежат аллергические реакции немедленного и замедленного типов. В реакции антиген—антитело выделяются активные вещества -серотонин, гистамин, брадикинин и др., развивается дисиммуноглобулинемия (повышается содержание IE и уменьшается — IA и IG). Во время приступа удушья имеют место бронхоспазм, гиперсекреция и отек слизистой оболочки бронхов.

Клиника приступа бронхиальной астмы довольно типична: удушье часто возникает внезапно, ночью (иногда ему предшествуют кашель, чихание, насморк); больной принимает вынужденное сидячее положение. Грудная клетка находится в инспираторном положении; обращают на себя внимание затруднение выдоха, шумное, свистящее дыхание, нередко - синюшность губ, щек, кончика носа. Мокрота в начале приступа отделяется с трудом, на вид - густая, вязкая, светлая. При перкуссии грудной клетки - коробочный звук, подвижность нижних краев легких ограничена.

При аускультации на фоне ослабленного дыхания определяются свистящие хрипы как на вдохе, так и, особенно, на выдохе. Тоны сердца глухие, пульс частый. АД нередко повышается. На ЭКГ во время приступа: увеличенный, заостренный, уширенный зубец Р во II и III стандартных отведениях. Продолжительность приступа различна: от нескольких минут до нескольких часов. Завершение приступа знаменуется появлением большого количества мокроты, восстановлением дыхания, уменьшением количества хрипов и признаков эмфиземы легких.

Однако в ряде случаев приступ не купируется и переходит в астматическое состояние. Это состояние удушья, которое обусловлено стойким и длительным нарушением бронхиальной проходимости, не поддающимся длительно (более суток) обычным методам лечения. Основными причинами приступа являются отек слизистой оболочки бронхиол, сгущение мокроты и нарушение ее выведения; второстепенное значение имеет спазм гладкой мускулатуры бронхов. Возникновению астматического состояния могут способствовать обострение хронического бронхита, отмена глюкокортикоидных гормонов, прием снотворных средств, бессистемный прием симпатомиметических средств.

Существенным моментом является возникновение глубокой блокады бета-адренергических структур гладкой мускулатуры бронхов и закупорка их просвета вязкой мокротой. В результате развивается газовый и метаболический ацидоз, гиповолемия, повышение концентрации натрия в крови. Это происходит на фоне резистентности адренореактивных структур легких к симпатомиметикам.

По степени тяжести выделяют 3 стадии астматического статуса:

I стадия - стадия сформировавшейся резистентности к симпатомиметикам (стадия отсутствия вентиляционных расстройств или стадия компенсации). Больные в сознании; наблюдаются экспираторная одышка, тахипное до 40 в мин, акроцианоз, потливость, умеренная тахикардия; АД может быть несколько повышено. Над легкими выслушивается жесткое дыхание, на фоне которого определяются рассеянные сухие хрипы (в сравнительно небольшом количестве). Количество мокроты уменьшено. Эта стадия обратима, однако летальный исход может наступить из-за многократного применения симпатомиметических средств.

II стадия - стадия декомпенсации (стадия прогрессирующих вентиляционных расстройств). Сознание сохранено. Больные возбуждены или. наоборот, апатичны. Выраженная синюшность кожи и слизистых, вены набухшие, лицо одутловато. Дыхание шумное, с участием вспомогательной мускулатуры, резкая одышка. Легкие эмфизематозны. на фоне резко ослабленного дыхания выслушивается небольшое количество сухих хрипов; встречаются участки, где дыхание не выслушивается вообще. Эта стадия прогностически очень опасна, требует немедленного начала интенсивной терапии.

III стадия - стадия гиперкапнической и гипоксической комы. Характерны дезориентация бред, заторможенность и. в конечном итоге, полная потеря сознания. Кома чаще развивается медленно, реже - быстро. Дыхание поверхностное, резко ослабленное. Прогноз весьма тяжелый.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в немедленной госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии (лежа, на носилках с приподнятым головным концом).

Приступ бронхиальной астмы следует дифференцировать с бронхоспастическим вариантом сердечной астмы, развивающимся нередко у пожилых людей, больных ХИБС или инфарктом миокарда (особенно на фоне хронического бронхита).

Неотложные лечебные мероприятия включают:

  • мероприятия, направленные на снятие спазма бронхов (стимуляторы бета-адренорецепторов, эуфиллин);
  • применение противоотечных средств (глюкокортикоидные гормональные препараты, ингибиторы протеолитических ферментов);
  • санацию трахеобронхиального дерева (при астматическом статусе);
  • оксигенотерапию и ИВЛ;
  • коррекцию метаболизма.
Для купирования приступа бронхиальной астмы чаще всего в настоящее время используют ингаляции симпатомиметиков. Сальбугамол (вентолин) является стимулятором В2-адренорецепторов бронхов, не вызывает тахикардии и гипертензии. Для купирования приступа обычно достаточно 1-2 вдохов препарата. Беротек (фенотерол) обладает мощным бронхолитическим эффектом, действие его достаточно селективно. Иногда может вызвать мышечное дрожание.

Широко применяют и алупент или астмопент (орципреналин), вызывающий хороший бронхорасширяющий эффект (3-4 вдоха по 0,75 мг, а также подкожно внутримышечно по 1-2 мл 0,05% раствора или внутривенно по 1 мл 0,05% раствора медленно, в разведении). Следует иметь в виду, что препарат может вызывать тахикардию, а также парадоксальное усиление бронхоспазма на фоне применения других адреномиметических средств. Изопреналин (изопропилнорадреналин, изопротеренол, изупрел, эуспиран, новодрин, изадрин) стимулирует В1- и В2-адренорецепторы.

Наряду с выраженным бронхоспастическим действием вызывает тахикардию (на фоне гипоксии возможно развитие аритмий). Адреналин, возбуждающий не только В-рецепторы, но и а-рецепторы, используется редко из-за риска возникновения побочных явлений (гипертензии, тахикардии, аритмии): при отсутствии противопоказаний вводят подкожно 03-05 мл 0,1% раствора. Надежным бронхолитическим эффектом обладает эуфиллин. который вводят внутривенно по 10 мл 2,4% раствора в смеси с 10 мл 40% раствора глюкозы в течение 3-5 минут.

Больные с купированным приступом бронхиальной астмы при ранее установленном диагнозе не подлежат экстренной госпитализации, но лица с первичным приступом должны быть госпитализированы.

Неотложная терапия больных с астматическим статусом начинается (и продолжается во время транспортировки) с внутривенного капельного введения 15-20 мл 2,4% раствора эуфиллина и 60-90 мг преднизолона в смеси с 500 мл 5% раствора глюкозы. При отсутствии противопоказаний вводят 5 тыс. ед. гепарина (в дальнейшем суточная доза составляет 20 тыс. ед.). Терапия преднизолоном продолжается и в стационаре (суточная доза может достигать 10 мг/кг).

Оксигенотерапия используется с самого начала оказания помощи больным с астматическим статусом (с помощью аппаратов КИ-3, КИ-4 или через любой аппарат для ингаляционного наркоза кислород подают в равной смеси с воздухом с положительным давлением в конце выдоха), В случае угнетения дыхания необходим переход на вспомогательную ИВЛ. Прямым показанием для перехода на ИВЛ на догоспитальном этапе является астматический статус III степени - гиперкапническая и гипоксемическая кома.

На догоспитальном этапе предпочтительнее ИВЛ осуществлять ручным способом с помощью аппаратов типа РДА или ДП-10 (мешок АМБУ), при этом частота дыхания постепенно снижается - до 12—16 в минуту. Следует помнить, что ИВЛ у таких больных может осложняться напряженным пневмотораксом.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в срочной госпитализации в палату интенсивной терапии и реанимации, для чего используются бригады интенсивной терапии или специализированные бригады СП.

Б.Г. Апанасенко, А.Н. Нагнибеда

Первая помощь при поражении органов дыхания

Инородные тела в дыхательных путях

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы – рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, – попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше.

Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортани надгортанником . Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если это не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей

В каждом из этих случаев прекращается поступление наружного воздуха в легкие. Недостаточное поступление кислорода в головной мозг через 2-3 минуты может привести к смерти. Поэтому действовать надо четко и быстро.

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалить воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.


Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках , когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.


Шумное затрудненное дыхание бывает также при отеке гортани , кожные покровы и слизистые при этом синеют. В этом случае на наружную поверхность шеи надо наложить холодный компресс, а ноги погрузить в таз с горячей водой. Больного надо как можно скорее доставить в лечебное учреждение.

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени.

После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин.

При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

Первая помощь при электротравмах

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием – электротравма . При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку).

Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным.

В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс.

Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина.

При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание , а при остановке сердца – его непрямой массаж .

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть . В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называются реанимацией (букв.: оживление). Биологическая смерть наступает после гибели мозга.

Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца .

В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин).

При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила и песка, а легкие и желудок от воды.


Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца – ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс.

Появление пульса – первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго – 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Первая помощь при отравлениях окисью углерода
Отравление наступает в результате вдыхания угарного газа, светильного газа, генераторного газа, продуктов горения, дыма в связи с образованием в крови карбоксигемоглобина и нарушением переноса кислорода кровью.

При лёгком отравлении кожа становится ярко-розовая, начинается головокружение. Появляется шум в ушах, общая слабость, тошнота, рвота, слабый пульс, обморок.

При тяжёлых отравлениях наблюдается неподвижность, судороги, нарушение зрения, дыхания и работы сердца, потеря сознания в течение часов и даже суток.

Первая помощь:

  • Вынести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение.
  • Освободить его от одежды, стесняющей дыхание, создать покой, дать ему понюхать ватку с нашатырным спиртом.
  • Если прекратилось дыхание, нужно провести искусственное дыхание. При остановке сердца немедленно начать непрямой массаж сердца на месте происшествия.

При попадании инородных тел в дыхательные пути все усилия оказывающего помощь направляются на то, чтобы оно было вытолкнуто струей воздуха. Пытаться извлечь застрявший в носу или гортани предмет нельзя, так как можно затолкнуть его еще глубже.

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором – приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

Тема урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

Цель урока: познакомить учащихся с возможными нарушениями дыхания; разъяснить приемы первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность действий при методах реанимации и условия его применения.

Оборудование: мультимедийный проектор, куклы для оказания первой помощи, листы контроля.

Тип урока: урок практического применения знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Опрос.

1. Грипп 2. Бронхит 3. Бронхиальная астма 4. ОРЗ 5. Туберкулез 6. Рак легких

III. Изучение нового материала (15 мин)

1. Тема урока слайд 1

2. Цели урока слайд 2

Как вы думаете, что может привести к нарушению дыхания? Ответы учащихся

3. Причины нарушения дыхания слайд 3

4. ПМП

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха слайд 4,5

слайд 6,7,8,9

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких слайд 10

Нужно помнить! Слайд 11

  • Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

III. Практическая работа (10 мин)

Работа в группах. слайд 12

Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Карточка №1.

У Пети перестал работать светильник, он решил его самостоятельно починить. При этом забыл отключить светильник из розетки. Он вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Петя потерял сознание. Пульс еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Карточка №2.

Маленькая Оля играла с конструктором. Вдруг внезапно девочка стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка №3.

Друг Олег ел вишни при этом, он рассказывал анекдот и хохотал. Внезапно он стал задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 4

Подростки пошли купаться на речку. Вдруг Вася исчез под водой. Его вытащили на берег, он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 5

Во время грозы в люду попала молния. Девочка упала без чувств.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

IV. Самоанализ работы в группах. (5 мин)

Выставление оценок.

Закрепление. (3 мин)

Рефлексия. что полезного сегодня на уроке получили?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание (1 мин): Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая помощь при поражении органов дыхания

Изучить приемы оказания первой помощи при поражении дыхания Выяснить причины нарушения проходимости дыхательных путей; Выяснить значение и приемы оказания первой доврачебной неотложной помощи; Познакомиться с техниками наружного массажа сердца и искусственного дыхания Цель урока: Задачи урока:

Причины нарушения дыхания Язык (в бессознательном состоянии) Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей Травма - нарушение анатомии, кровь и тд. Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье Инфекция - пленки при дифтерии, гнойники Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха Признаки: Пострадавший задыхается (судорожные дыхательные движения), не способен говорить, внезапно становится синюшным, может потерять сознание. Положи младенца на предплечье левой руки, ладонью правой руки хлопни 2-3 раза между лопатками. Переверни младенца вниз головой и подними его за ноги.

Обхвати пострадавшего сзади руками и сцепи их в "замок" чуть выше его пупка, под реберной дугой. С силой резко надави - сложенными в "замок" кистями - в надчревную область. Повтори серию надавливаний 3 раза. Беременным женщинам сдавливать нижние отделы грудной клетки. Если пострадавший без сознания, сядь сверху на бедра, обеими ладонями резко надави на реберные дуги. Повтори серию надавливаний 3 раза.

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы. Запрокинь голову пострадавшего.(Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника! Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. Положи основание ладони на точку компрессии. Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту. - детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев; - подросткам - ладонью одной руки; - у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки

Чередуй два "вдоха" искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями, независимо от количества человек, проводящих реанимацию. Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий). Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!

первая помощь при поражении электрическим током Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами. Сбрось с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом (палка, пластик). Оттащи пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Определи наличие пульса на сонной артерии, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания. При отсутствии признаков жизни проведи сердечно-легочную реанимацию. Если пострадавший пришел в сознание, укрой и согрей его. Следи за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца

Нужно помнить! Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии дыхания. Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

Работа в группах. Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе Домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал сайта http://www.rg.ru/2010/12/25/pomosh.html


Тип урока: урок биологии с использованием информационных технологий, урок - обобщение.

Целеполагание учителя:

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;
  • познакомить с последовательностью оказания первой помощи при поражении органов дыхания;
  • акцентировать внимание на необходимость знаний и умений по оказанию первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.

Развивающая:

  • развить креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие выводы;
  • формировать навыки оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах;
  • развивать навык планирования работы, организации работы с дополнительным материалом.

Воспитательная:

  • формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни;
  • помочь учащимся осознать их значимость при оказании первой помощи пострадавшему.

Целеполагание ученика:

  1. Повторить материал о строении дыхательной системы.
  2. Познакомиться с последовательностью оказания первой помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.
  3. Научиться оказывать первую помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении, при электротравмах.

Оборудование и дидактические материалы: ПК, проектор, интерактивная доска, таблицы, карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент. (2 мин.)

Учитель: Ребята, доброе утро. Меня зовут Кузнецова Ольга Александровна, я учитель биологии.

Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.

У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах, касающихся нашего здоровья.

2. Актуализация знаний (3 мин.) на выполнение заданий. (Мотивация).

Учитель: В нашей жизни очень много опасностей. Наша современная жизнь неотъемлемо связана с транспортом, электроприборами, все мы ходим купаться и бывает так, что не соблюдаем элементарные правила когда кушаем в столовой.

Войны, катастрофы, крупные аварии… уносят десятки, сотни, тысячи жертв…

Как вы думаете: «А могло ли быть меньше жертв?»

Каким способом можно помочь пострадавшим?

Действительно, вовремя оказанная первая доврачебная помощь могла бы уменьшить количество жертв на 1/3.

Поэтому уже изучив строение дыхательной системы, работу органов дыхания и их регуляцию мы можем сегодня узнать…

Тема нашего урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

А ты сможешь оказать первую помощь при остановке дыхания?

Задачи урока:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;
  • вооружить себя знаниями оказания первой доврачебной помощи при поражении органов дыхания.

3. Работа по карточкам (5мин.).

А) Учитель раздаёт задания учащимся (1 мин.)

Работать мы будем следующим образом.

Первый ряд (Знатоки) расскажут нам:

1 парта - о строении дыхательной системы;

Второй ряд (Исследователи) изучат материал учебника с.115-117 и назовут нам причины и первую помощь при:

1 парта - попадании инородных тел в дыхательные пути;

2 парта - утоплении или заваливании землёй;

3 парта - удушье;

4 парта - электротравмах.

Причина нарушения

Признаки нарушения

Первая помощь

Попадание инородных тел

а) в носовую полость

б) в ротовую полость (гортань)

  1. затруднённое носовое дыхание, кровотечение, а также выделение слизи из носа
  2. удушье и кашель
  1. Зажать свободную ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет.
  2. Сильный кашель, если не помогает пострадавшего можно несколько раз хлопнуть по спине, предварительно перегнув его через колено, так чтобы голова опустилась как можно ниже; детей поднимают за ноги.

Утопление

Лицо и шея синего или серого оттенка, сосуды шеи ярко выражены.

Нет пульса

Осмотреть полость носа и рта.

Удалить песок и инородные предметы.

Положить пострадавшего лицом вниз на бедро согнутой в колено ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли.

Резкими движениями сдавить живот и грудную клетку и встряхнуть.

Маленьких детей поднимают за ноги.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Западание языка

Дыхание с хрипами или отсутствует

Открыть рот.

Оттянуть язык вперед или переменить положение головы откинув ее назад.

Дать понюхать нашатырный спирт

Отек гортани

Дыхание с шумом, удушье, кожа и слизистые покровы синеют

На наружную поверхность шеи наложить компресс.

Ноги погрузить в таз с горячей водой.

Доставить в больницу.

Заваливание землей

Осмотреть полость носа и рта.

Удалить грязь и инородные предметы.

После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, закутать в тёплую одежду, дать горячий напиток.

Электротравма:

б) молнией

  1. Бледная кожа, отсутствие дыхания, пульса.
  2. Тёмно-синие пятна на коже в виде дерева, отсутствие дыхания, пульса.
  1. Отключить источник тока.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  1. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

После восстановления дыхания пострадавшему дать горячий напиток.

Отравление угарным газом

Потеря сознания, синюшность слизистых оболочек и лица, остановка дыхания

Вынести пострадавшего на свежий воздух.

Придать горизонтальное положение тела пострадавшего.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

После восстановления дыхания пострадавшего согреть: растереть спиртом, положить согревающие грелки к ногам, дать понюхать нашатырный спирт.

Третий ряд (Эврика) работают с творческим заданием.

1 парта - составить алгоритм действий по оказанию первой доврачебной неотложной помощи

а) применение средств индивидуальной защиты;

б) устранение причин воздействия угрожающих факторов;

в) срочная оценка состояния пострадавшего;

г) вызов помощи, в том числе «скорой»;

д) придание пострадавшему безопасного положения;

е) устранение опасных для жизни состояний;

ж) контроль за состоянием пострадавшего до прибытия медицинских работников.

2 парта - сформулировать определение первой доврачебной неотложной помощи и ее задачи

Первая доврачебная неотложная помощь (ПДНП) - комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников

Задачи:

а) проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего;

б) предупреждение возможных осложнений;

в) обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего.

Б) Заканчиваем выполнение заданий.

Скажите мне пожалуйста ребята: Когда нужно делать выдох на сгибании или на разгибании мышц?

4. Физкультминутка (1 мин.).

1 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.

На счет - три, четыре - выдох.

2 упражнение

Руки к плечам, вверх - вдох.

Руки к плечам, вниз - выдох.

3 упражнение

Руки на поясе. На счет раз (выдох) - поворот туловища вправо,

два (вдох) - исходное положение.

На счет три (выдох) - поворот туловища влево,

четыре (вдох) - исходное положение.

5. Проверка заданий (10 мин).

6. Просмотр видеофрагмент «Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца» (5 мин).

1. Зачем голову пострадавшего нужно запрокидывать назад (чтобы шея и подбородок составляли единую линию)

2. Как соблюдают личную гигиену при выполнении искусственного дыхания (нагнетание воздуха проводится через марлю или платок)

3. Почему нужно закрывать нос при выполнении искусственного дыхания рот в рот, и наоборот при рот в нос

4. Почему при непрямом массаже сердца от края грудины нужно отступить, и на сколько?

5. Сколько спасателей нужно задействовать делая искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

6. На сколько сантиметров нужно продавливать грудину?

7. Д/З. Подведение итогов. Рефлексия настроения.

Д.з. Совместно с учителем информатики поместите информацию которую вы узнали сегодня на уроке в буклет

Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

И в завершении:

Перед вами таблички:

Если вам на уроке было всё понятно и интересно;

Если вам не всё было понятно, но интересно;

00- если вам всё было непонятно и не интересно.

Какое сейчас у вас настроение? Спасибо, я очень рад за вас!