О пользе каши. Проект "Почему полезны каши?" Призыв к действию


Польза каши.

Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.

Каша является самым распространенным блюдом русской кухни. С древних времен на русской земле каша символизировала жизнь, семью, мир и согласие. У семей с разным достатком каша была ежедневной едой.

«Щи да каша - пища наша» - правдиво гласит русская пословица.

Одинаково полезна каша и детям, и взрослым. Ее можно употреблять и на завтрак, и на обед, и на ужин. Разнообразию каш нет границ. Существует множество способов и рецептур приготовления каш: манной, пшенной, кукурузной, овсяной, геркулесовой, гречневой, рисовой, перловой и других, не менее вкусных и полезных. Каши отличаются по своему составу и делятся на рассыпчатые, вязкие и жидкие. Их можно использовать в качестве гарнира к птице, мясу, рыбе.

Гречневая каша - это кладезь витаминов группы В. Также она богата калием, кальцием, магнием, железом, марганцем. Гречневая каша благотворно влияет на работу сердца, желудочно-кишечного тракта, повышает гемоглобин (лучше в сочетании в витамином С), ее белок легко усваивается организмом.

Рисовая каша, даже больше чем гречневая, богата на витамины группы В. Поэтому благотворно влияет на нервную систему и, по последним исследованиям в Японии, повышает уровень интеллекта. Так что, полезно включать рисовую кашу в рацион школьника. Кроме того, рис (особенно коричневый) можно сравнить с метлой, которая выметает из организма токсические вещества.

Овсяная каша полезна для сердца – овсянка выводит из организма холестерин. Кроме того овсяная каша – мощный антиоксидант и богатый источник энергии.

Кукурузная каша богата на витамины и микроэлементы. Эта каша очень полезна для укрепления зубов, волос, костей, так как содержит фтор и кремний. Витамин А, содержащиеся в кукурузе, улучшает цвет и состояние кожи.

Пшенная каша поможет очистить организм после приема антибиотиков, выводит из организма токсины. Если пшенка – частый гость на столе, она нормализует давление, благотворно влияет на сердечно – сосудистую систему.

Пшенная каша медленно переваривается и надолго насыщает организм.

Перловая и ячневая каши похожи. Их можно назвать кашами красоты. Они нормализуют обмен веществ, очищают организм от токсинов, поскольку содержат много клетчатки. Перловая и Ячневая каши малокалорийны, но отлично насыщают организм и заряжают энергией. Еще они полезны для роста волос, укрепления костей и зубов. Перловка, также, содержит лизин (борется с вирусами) и важный микроэлемент – селен.

Пословицы и поговорки о каше

  • Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Доброму работнику - блины с кашей, лентяю – крапива.
  • Каши без воды не сваришь.
  • Щи да каша-пища наша.

Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу не спеша. Ложка за ложкой, Ели по немножку.

таня ф
Проект «Очень каши хороши для здоровья и души»

1. Введение…. 3

2. Основная часть проекта… . 6

3. Заключение…13

4. Методическое обеспечение….14

5. Приложения…. 15

Введение

За последние годы наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря

гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, едим соевый творог, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола домашнюю еду. Поэтому наш проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование знаний о здоровом питании , о пользе продуктов, приготовленных из разных круп, как ценном продукте для роста детского организма.

Актуальность

Исследования показали, что неправильное питание (употребление пищи с большим содержанием жира, рафинированного сахара, высококалорийной) может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как рак и сердечно - сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни.

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка , так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье , и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах : необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта .

Но, наблюдая за тем, как ребята едят кашу на завтрак, поговорив с детьми и родителями, мы пришли к выводу : одни ее любят, другие - не очень , а кто-то считает кашу бесполезным продуктом. Поэтому так важно дать детям представления о кашах, об их пользе для здоровья человека .

Ведь диетологи уверены : лучшего блюда, чем традиционная каша, просто не существует. Так почему полезно есть кашу и другие продукты из крупы? Полезность каши заключается в том , что злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества и любой, кто хочет быть здоровым и энергичным должен включать каши в свой рацион питания.

Проблема :

Недостаточные знания детей о пользе каш и их роли в укреплении здоровья детей .

Гипотеза :

Применяя нетрадиционные формы и методы оздоровления дошкольников посредством формирования знаний о правильном питании, реализация проекта обеспечит формирование представлений у детей о таком полезном продукте как каша, а значит, обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности .

Объект исследования : каши .

Цель проекта :

Формирование представлений детей о каше, как о полезном продукте питания для здоровья человека .

Задачи проекта :

1. Сформировать представления детей о правильном питании, о полезном продукте - каше, о витаминах в ней.

2. Развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых варят вкусные каши .

3. Развивать интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.

4. Закрепить представления детей о продуктах, необходимых для приготовления каши .

Для родителей :

1. Стимулировать интерес родителей к вопросам правильного и здорового питания детей .

2. Вовлечь родителей в работу над проектом , создавая положительную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Тип проекта : исследовательско - творческий.

Продолжительность : две недели.

Возраст детей : вторая младшая группа (3-4 года) .

Участники проекта : дети, педагоги, специалисты ДОУ и родители.

Продукт проекта :

Презентация «Каша-здоровье наша » .

Выставка творческих работ с использованием различных круп.

Оформление стенгазеты «Каша – здоровье наше » .

Ожидаемый результат :

Через систему разнообразных мероприятий будет сформировано осознанное понимание значимости употребления каш.

Повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях .

Основная часть проекта .

Этапы работы над проектом :

1этап-подготовительный : (информационно-исследовательский) .

Проведение анкетирования родителей с целью получения информации о здоровом и правильном питании детей (Приложение 2) .

Уточнить представление детей о пользе каши как о ценном продукте для роста детского организма (Приложение1) .

Подготовить методическое обеспечение проекта .

Основной план работы по образовательным областям с учетом принципа интеграции.

Образовательные области

Виды деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Познавательное развитие

Презентации «Крупы. Где они растут» . «Без каши ни во что и труды наши» . «Каша – неотъемлемая часть в рационе питания детей дошкольного возраста» . «Какая каша полезнее» .

Д/и «Помоги Золушке» , «Узнай и назови крупу» , «Четвертый лишний» , «Ищем клад» , «Наполни емкость» .

Экспериментирование : .

Опыт .

Игры на развитие мелкой моторики «Разберем крупу» , «отгадай на ощупь» .

Анкетирование «Правильное и здоровое питание » .

Памятки «О пользе каш» .

Социально – коммуникативное развитие

Беседы : «Что я люблю есть?» «Каша, что это такое?» , «Полезны ли каши «Что укрепляет здоровье »

Беседа о злаках, рассматривание разных видов злаков.

Беседа о пользе каши – «манная, рисовая, пшенная, перловая, кукурузная каша» .

С/р игры : «поможем зверушкам накрыть на стол» , «За обеденным стол» , «Поварята» .

Речевое развитие

Чтение русской народной сказки «Каша из топора» , «Лиса и журавль» , «Петушок и бобовое зернышко» . Н. Носова «Мишкина каша» .

Украинская сказка «Колосок» .

- Хороводная игра «1,2,3 – ты горшочек наш вари» .

Заучивание пословиц о каше.

Речевая игра «Из какой крупы какая каша?» «Отгадай кашу по описанию» .

Словесная игра «Сварим кашу»

Загадки «О крупах и кашах» .

Рассуждалка «Что такое здоровое питание

Разучивание с детьми стихов, частушек.

«» .

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность :

«Моя любимая каша» .

Аппликация : «Моя любимая каша витаминная» (с использованием круп) .

Инсценировка сказки «Каша из топора» .

Изготовление стенгазеты «Каша - здоровье наше »

Изготовление аппликации из круп.

Физическое развитие

П/и «Съедобное – не съедобное» .

Песня с движениями «Варись каша» .

П/и «Петушок и курочка» .

Хороводная игра «1,2,3 – горшочек каши вари » .

П/г «Кашка - малашка» , «Сорока – белобока, кашу варила» .

Дыхательная гимнастика : «Варим кашу» .

Игры – эстафеты :

- «Соберем урожай» .

Физ. минутка «Как у бабушки Наташи» .

2 этап – практический.

1день (07.11.16г)

Тема : «Любимые и полезные» .

Игровое развлечение «Правильно питайся, будешь ты здоров » .

-Беседа : «Что я люблю есть?» . «Каша, что это такое?» .

Чтение русской народной сказки «Каша из топора» .

Игры для развития мелкой моторики «Разберем крупу» , «Отгадай на ощупь» .

Взаимодействие с родителями :

Консультация по теме : «Здоровье близко и ищи его в миске» .

2день (08.11.16г.)

Тема : «Здравствуй, каша» .

Беседа о злаках, рассматривание разных видов злаков.

Презентация «Крупы. Где они растут?»

Дидактическая игра «Помоги Золушке» .

Чтение сказки «Горшочек каши » .

Народная мудрость о питании (пословицы и поговорки о каше, крупе) .

Игровая ситуация «Научим Мишку пользоваться салфеткой» .

Взаимодействие с родителями :

Совместная работа детей и родителей по изготовлению аппликации из круп «Каша-пища наша»

3день (09.11.16г)

Тема : «Хороша кашка , да мала чашка» .

-Беседа : «Полезны ли каши .

Заучивание пословиц о каше.

Изготовление аппликации с использованием круп.

-Подвижная игра : «Съедобное не съедобное» .

Дидактическая игра «Узнай и назови крупу» .

Взаимодействие с родителями :

Консультация для родителей «Чем полезны каши из разных круп » .

4день (10.11.16г.)

Тема : «Каша матушка наша» .

-Словесная игра : «Хорошо - плохо » .

-Беседа : «Чем полезны каши из круп » .

Загадывание загадок о крупе, каше.

Чтение сказки «Два жадных медвежонка» .

-Пальчиковая гимнастика : «Кашка - малашка» .

-Хороводная игра «1, 2, 3-ты горшочек нам вари» .

Взаимодействие с родителями :

Памятка для родителей «Правильное и здоровое питание » .

5день (11.11.16г.)

Тема : «В гостях у повара» .

- Опыт : определение круп по их свойствам (по форме, цвету, запаху, размеру) .

Сюжетно ролевая игра «Поможем зверушкам накрыть на стол» .

Речевая игра «Из какой крупы какая каша?»

-Чтение : Н. Носов «Мишкина каша» .

Сюжетно ролевая игра «За обеденным столом» .

Игра с крупами «Юный сортировщик» .

Взаимодействие с родителями :

-Консультация для родителей : «Здоровое питание наших детей » .

6день (14.11.16г.)

Тема : «Волшебная каша»

Словесная игра «Сварим кашу» .

Речевая игра «Отгадай кашу по описанию» .

Чтение сказки «Горшочек варящий кашу» .

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» . «Рисуем на подносе с манной крупой» .

Экспериментирование «Замачивание крупы в воде, почему моют крупу» .

7день(15.11.16г.)

Тема : «Варим кашу» .

Чтение сказки «Маша и каша» .

Игровая ситуация «Расскажи петушку, как правильно кушать» .

Совместная деятельность «Сварим кашу» (наклеивание крупы на трафарет) .

Дидактическая игра «Четвертый лишний» , «Кто быстрее соберет бусы» .

Игра «Заполни крупой формочки для пластилина» .

8день(16.11.16г.)

Тема : «Как сделать кашу вкуснее» .

Беседа «Гречневая каша-матушка наша» .

Пальчиковая гимнастика «Машина каша» .

-Чтение : «Петушок и бобовое зернышко» .

Викторина «Каша-радость наша» .

Сюжетно-ролевая игра «Поварята» .

9 день(17.11.16г.)

Тема : «Что укрепляет здоровье » .

Беседа с медицинской сестрой «Что укрепляет здоровье » .

Рассуждалка «Что такое здоровое питание

Дыхательное упражнение «Варим кашу» .

Дидактическая игра с крупами «Ищем клад» .

Взаимодействие с родителями :

Изготовить совместно с детьми аппликацию из круп.

10 день(18.11.16г)

Тема : «Праздник каши » .

Чтение украинской сказки «Колосок» .

Словесная игра «Исправь ошибку» .

Игры с крупой «Наполни емкость» , «Собери бусы» .

Изготовление стенгазеты «Каша – здоровье наше » .

3 этап – заключительный.

Обобщение опыта по теме проекта «Здоровое питание » .

Защита проекта «Очень каши хороши для здоровья и души » .

Презентация проекта .

Проект был реализован с 7 ноября по 18 ноября 2016 года. В проекте приняло участие 25 родителей и 25 детей.

По результатам проекта мы можем сделать следующие выводы :

Проведя исследование на тему «Очень каши хороши для здоровья и души » , мы убедились, что каши очень полезны . У детей и родителей появился интерес к здоровому питанию , дети стали понимать, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Употребляя их, мы получаем необходимые организму вещества, сохраняем и укрепляем наше здоровье . В ходе исследования, ребята узнали, что большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только с пищей. Вот почему злаковые культуры должны быть в рационе ребенка регулярно.

В результате исследования дети пришли с помощью воспитателей к выводу, что каша необходимый продукт для детского организма и внимание к этому блюду у дошкольников заметно возросло.

Совместные творческие задания для родителей и детей способствовали укреплению взаимоотношений в семье.

Заключение :

В процессе реализации проекта была создана благоприятная здоровьесберегающая среда , позволяющая расширить знания детей о правильном питании, о разных видах каш, о содержании в них витаминов, полезных и необходимых для укрепления здоровья .

В своем исследовании мы доказали, что каша - сытное и полезное блюдо и идеально здоровый завтрак , потому, что : во-первых, утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день; во-вторых, каша не способствует ожирению; в-третьих, люди, которые едят регулярно утром кашу на завтрак, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме .

Выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение. Детям было интересно, они с удовольствием играли, применяли полученные знания в сюжетных играх. Ребята познакомились с разными видами круп и запомнили названия их, а также названия каш. Узнали, что каши очень полезны и содержат много витамин. Дети стали по-другому относиться кашам предлагаемых на завтрак в детском саду, у детей стало формироваться понятие о том, что вредно и что полезно для их здоровья .

Работа, проведенная с родителями, способствовала тому, что они стали больше внимания уделять правильному питанию.

Литература :

1. Виноградова Н. А. ,Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду » .

2. Болтовской Г., «Каша- здоровье наше » .

3. Ковалев И. И. «Русская кулинария» , Москва, «Экономика» 1982 г.

4. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» .

5. Покровский А. А. «Книга о вкусной и здоровой пище » . Москва. В. О «Агропромиздат» , 1983г.

6. Похлебкин В. В., «Каши по-новому » .

7. Похлебкин В. В., «Мое меню» .

8. Синельников С. «Крупы»

9. Скляревский Л. Я. «Целебные свойства пищевых растений» . Москва, Россельхозиздат. 1975г.

10. Интернет ресурсы :

htt:p//www.maaam.ru

htt:p// nsportal.ru

http://www.o-detstve.ru

http://dohcolonoc.ru

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Красносельцевская средняя общеобразовательная школа»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Исследовательский проект

по теме:

«Почему полезны каши?»

Выполнили:

учащиеся 3 класса

Руководитель:

Давлеткалиева Лидия Андреевна,

учитель начальных классов

с. Красноселец 2015г.

Алгоритм разработки проекта

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….4

    Основная часть………………………………………………………….7

    1. История и причины возникновения данного исследования……...7

      Что такое каша?...................................................................................8

      Какова история появления каши на Руси?.....................................10

      Какие бывают каши?.........................................................................11

      Чем полезна каша?............................................................................12

      Проведение анкетного опроса…………………………………….14

Заключение………………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………………….17

Приложения……………………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Без каши трудно представить утро человека, который заботиться о своем здоровье. А ведь многие не хотят, есть кашу. Одни говорят, что от неё полнеют, другие говорят, что её надо долго готовить. А ведь завтрак приносит огромную пользу организму.

Актуальностью данного проекта является тот факт, что полезнее завтрака нет предмета на земле. Завтрак должен составлять 25% от дневного рациона. Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Каша – это тот самый продукт, который благодаря содержанию полезных веществ дает силы и здоровье каждому!

Многие родители не умеют готовить кашу ни для себя, ни для детей. Каши постепенно выходят из моды, возиться с ними в мире быстрой еды никому не хочется. Поэтому дети не хотят, есть каши утром на завтрак, хотя это полезное блюдо доступно для каждой семьи; необходимо в здоровом питании.

Каши – ценный кладезь витаминов (особенно группы В), клетчатки, белков и так называемых «медленных» углеводов, так как они состоят из крупы. Крупа же – это зерно всевозможных видов и разных способов приготовления. К тому же, каши отличаются своей низкой калорийностью. По крайней мере, до тех пор, пока не заправлены маслом и сахаром.

Цель проекта: доказать, что каша - сытное и полезное блюдо, разработать рекомендации, повышающие популярность каши среди детей

Задачи проекта:

    изучить литературу по теме;

    проанализировать понятия «каша»;

    познакомиться с различными видами зерновых культур, используемых для приготовления круп;

    узнать, какая бывает каша, и чем она полезна;

    найти старинные рецепты приготовления каши;

    подобрать иллюстративный материал для сопровождения данной работы;

    провести изучение школьного меню на завтрак и мнений сверстников о кашах методом анкетного опроса;

    закреплять представления о труде повара и знакомить с работой повара посредством наблюдений; воспитывать уважение к людям труда.

Тип проекта: исследовательский

Объект исследования:

- столовая МКОУ «Красносельцевская СОШ»

Каша как продукт питания

Предмет исследования: полезные свойства каши

Участники проекта:

Учащиеся школы

Родители

Повар школы

Медицинский работник

Методы исследований:

    из теоретических методов - анализ литературы, анализ понятий;

    из общенаучных социологических методов – анкетирование (или анкетный опрос);

    из эмпирических методов исследования – наблюдение.

    обобщение

    электронные ресурсы

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Возраст участников проекта: 9-10 лет

Проблема:

При опросе детей «Что ты любишь больше всего есть на завтрак? » Ни один ученик не назвал, что ест на завтрак кашу. Дети считают, что каши не вкусные и их не обязательно есть.

Поэтому перед нами возникла проблема - как помочь детям раскрыть ценные качества молочных продуктов и каш, их значение для развития детского организма.

Выявилась проблема: у детей недостаточно сформированы представления о важности употребления каш для роста и здоровья детей.

Гипотеза исследования :

Мы предполагаем, что в результате исследования мы докажем, что употребление каши благоприятно влияет на организм людей.

Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке рекомендаций, повышающих популярность каши как качественного и полезного продукта питания.

Мотивация:

Каша – это тот самый продукт, который благодаря содержанию полезных веществ дает силы и здоровье каждому! Каша- лучший завтрак. Полезность завтрака именно кашами, состоит в том, что позволяет ощущать сытость довольно долгое время.

Практическая значимость исследования :

Ожидаемый результат:

    сформируются представления о пользе каш в рационе детского питания, важности их употребления для роста и здоровья.

    воспитается заинтересованность в сохранении собственного здоровья.

    если дети будут больше знать о пользе каши, то, возможно, полюбят это блюдо или, хотя бы, изменят своё отношение к каше в лучшую сторону;

    если в школе дети с удовольствием будут есть кашу на завтрак, то меньше будут болеть, следовательно, вырастет здоровое поколение нашей страны.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Одно из главных воспоминаний детства - это каша! Когда мы были младше, мы не понимали, почему мамы иногда просто заставляли нас есть кашу. Они говорили нам, что кашу есть полезно, что каша помогает вырасти сильными и здоровыми - «Ещё одну ложку за бабушку!», «Пока тарелка не будет чистой, не пойдёшь на прогулку!». Став школьниками, мы обратили внимание, что в школьной столовой в дни, когда нас кормили на завтрак кашей, некоторые дети не хотели её кушать и не слушали повара, говорившего, что каша полезна. В наше время каша считается пищей стариков, детей и больных людей. Но так ли это на самом деле? Почему многие дети часто отказываются есть кашу? Мы задумались - действительно ли каша полезна, почему многие дети её не хотят есть? Что вообще такое – каша, и какими бывают каши?

Сбор информации о пользе каши, её питательных свойствах.

1.2. ЧТО ТАКОЕ КАША?

Из литературы мы узнали, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова даётся такое толкование этого слова:

КА́ША, каши, · жен.

1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша. неудачным ударом фигура в игре в городки или кегли, когда ни

2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; ·разг. ). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в какую-то грязную кашу.

3. перен. Путаница, беспорядок (в мыслях; ·разг. ·фам. ). У него каша в голове.

4. Раздавленная один городок, ни одна кегля не выбита из черты (спорт. ). Сделать кашу .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Интересные факты о каше:

1. Просо, из которого делают пшенную крупу, первыми начали возделывать китайцы. Затем из Китая просо попало и в другие страны. Пшенную кашу полюбили на Руси за желтый цвет. Пшенная каша богата витаминами группы В и многими микроэлементами. Вещества, содержащиеся в пшенке, препятствуют отложению жира.

В некоторых российских регионах при сватовстве невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой и без специфической горчинки.

2. Гречневую крупу делают из семян гречихи. Но кашу эту едят только в странах СНГ, остальной мир кормит «неблагородной крупой» фазанов и набивает гречишной шелухой подушки. Благодаря высокому содержанию железа укрепляет стенки сосудов, ускоряет заживление ран.

3. Перловую и ячневую каши варят из ячменных зерен (на перловку идут цельные шлифованные, на ячку - дробленые).

Ячмень - это древнейший злак, который был ценным товаром и даже эталоном мер веса у многих культур. Сейчас перловая каша не очень популярна, потому что её приготовление требует времени и искусства. А между тем, японский исследователь Йошихиэ Хагивара, посвятивший 13 лет изучению 150 видов злаков, пришел к выводу, что именно ячмень - лучший источник питательных веществ. Кроме того, эта крупа выводит из организма токсины и успешно борется с инфекциями.

Раскопки древних городищ близ Киева подтверждают, что ячмень был основным злаком этих земель и всех земель, расположенных севернее. В 10-11 веках переход на пшеницу вынудил земледельцев уничтожать посевы ячменя. Некоторые историки считают, что именно это косвенно повлияло на изменение климата средней полосы России с умеренно мягкого (как в Европе) на более сырой и холодный. Дело в том, что под посевы пшеницы уничтожались леса, пшеницу было более выгодно выращивать, так как она была более дорогая. Но земель требовалось под неё больше в отличие от ячменя, который был более неприхотлив, и урожайность у него была выше.

Ячмень выращивали и в Америке.

Перловка обязана названием сходству с речным жемчугом (от слова «pearl» - жемчужина). Ячка полезнее перловки, поскольку не подвергается шлифовке и сохраняет больше витаминов.

4. Пшеничную и манную каши готовят из дробленой пшеницы (пшеничная каша) и молотой (манка). Наиболее изысканная разновидность манки - гурьевская каша. Лакомство на молоке с добавлением орехов, сливочных пенок и сухофруктов изобрел в начале XIX века министр финансов граф Гурьев.

В 1920-ые годы, когда образовался Всесоюзный детский пионерский лагерь, дешевое и сытное блюдо стало основой детского рациона. Каши из обработанной пшеницы помогают набрать вес. Но почти не содержат полезных элементов.

5. Овсяную кашу варят из расплющенных зерен овса.

Больше всего «овсянка» популярна в Шотландии, где проходит чемпионат по приготовлению этого блюда. А в Эдинбурге есть единственный в мире бар овсянки.

Овсяная каша повышает сопротивляемость организма, улучшает обменные процессы и работу сердца. Три четверти стакана сухих хлопьев покрывают суточную потребность человека в клетчатке.

6. Мамалыга или кукурузная каша. Варят из кукурузной муки. Эта каша была основным блюдом у румынских и молдавских крестьян, потому что кукуруза не облагалась налогом. Кукурузная каша улучшает обменные процессы в головном мозге и укрепляет память. Не содержит жира и холестерина, а также глютена, поэтому она рекомендована для тех, кто страдает аллергией.

7. Рисовая каша. Готовят из рисовой крупы. Рис появился около 15000 лет назад в районе Южной Кореи. Позже его привез в Европу Александр Македонский. А в России рис попробовали только при Петре 1 и называли его «сарацинское пшено». Слово «рис» появилось только в конце 19 века.

В японском языке слово «рис» и «есть» - одно и то же слово. В Китае выражение «разбить миску риса» означает уйти с работы.

Рис содержит полезные для человека аминокислоты и витамины группы В, не содержит глютена.

ЗАГАДКИ ПРО КАШУ

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают,
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)

Черна, мала крошка,
А угодья много в ней,
В воде поварят,
Ребята съедят.

(ответ: каша)

Черна, мала крошка,
а угодья много в ней;
в воде поварят, ребята съедят.
(ответ: каша)

В городе Торжке
Продают бабу в горшке.
(ответ: каша)

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ О КАШЕ


Мал горшок, да кашу варит.
Хороша кашка, да мала чашка.
Заварил кашу - не жалей масла.
Быть без каши, коли масла нет.
Бабка с кашкой, а дед с ложкой.
Сам заварил кашу - сам её и расхлёбывай.
И дурак поймёт, как масла в кашу положат.
Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы дет. Сад «Журавлик»;

Родители.

Актуальность проекта: необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Исследования показали, что неправильное питание /употребление пищи с большим содержанием жира, рафинированного сахара, высококалорийной/ может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как рак и сердечно-сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма. ,выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни.

Цель: Сформировать знания о полезности каши. Каша - залог здорового питания.

Задачи :

  • Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу
  • Развивать специальные способы ориентации–экспериментирование и моделирование
  • Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему; с помощью воспитателя искать нужное решение, выбирать наиболее адекватный способ решения; самостоятельно анализировать полученные результаты.

Физическое развитие:

  • Расширять представления детей о полезности употребления в пищу разнообразных каш.
  • Формировать у детей навыки безопасного поведения, привычку вести здоровый образ жизни, развивать осознанное отношение к своему здоровью

Познавательное развитие

  • Систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей,
  • Развивать способность к речевому планированию, устанавливать причинно-следственные связи
  • Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении

Социальное развитие

  • Развитие самопознания и положительной оценки; овладение способами вне ситуативно-личностного общения
  • Продолжать приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
  • Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу

Эстетическое развитие

  • Развивать воображение, технические навыки рисования, коллективное творчество: воспитывать стремление действовать согласованно.
  • Закреплять умение петь самостоятельно, эмоционально.

Планируемый результат

Осознанное отношение к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты, понимание значимости употребления каш.

формирование произвольного поведения, повышение самооценки

навыки коммуникативного общения

Алгоритм разработки проекта

Подготовительный этап

1. Выбор темы проекта

2. Определение целей и задач, составление плана работы.

3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации.

Практический этап /формирование специфических знаний, умений, навыков/.

1. Образовательная область «Познание»:

Беседы; решение проблемных ситуаций; дидактические игры и упражнения

2. Образовательная область «Коммуникация»

Составление рассказов

Пересказы

Дидактические игры

Драматизация сказок

3. Чтение художественной литературы

Загадки, пословицы, поговорки

Стихи, рассказы, сказки.

4. Образовательная область «Социализация»

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

Правила этикета

5. Образовательная область «Физическая культура»

Пальчиковая гимнастика

Общеразвивающие упражнения

6. Образовательная область «Здоровье»

Викторины

Воспитание культуры еды

7. Образовательная область «Безопасность»

Дидактические игры

Викторины

8. Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование, лепка, аппликация «Поделки из круп», «Полезные и вредные продукты», « Каша на столе», панно «Каша на столе – друзья в доме»

9. Образовательная область «Музыка»

Разучивание песен, танцев.

Заключительный этап

Защита проекта «Каша – пища наша».

1. Актуальность проблемы

И в детском саду и дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», Не будешь есть кашу, силы не будет». А я кашу не очень люблю. Да и в детском саду, в столовой я часто вижу, как дети уносят кашу обратно, а нам очень часто дают в детском саду кашу. Вот я и подумала: «Действительно ли так полезны каши, как говорят взрослые?». Я решила выяснить этот вопрос. Может быть это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не всегда. С этой проблемой мы всей группой детей обратились к нашему воспитателю – Ирине Федоровне. Ирина Федоровна предложила нам провести исследование и всем вместе выяснит – полезны каши или нет. Мы поставили цель, определили задачи и составили план работы. Работа началась.

Каша - блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен крупы злаков, иногда с такими добавками как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты, сухофрукты, варенье. Каша отличается от гарнира из сваренной крупы (зёрен или злаков) более жидкой консистенцией. Очень распространена в русской кухне. Традиционная пища на завтрак. Традиционно кашу готовят в глиняных или чугунных горшках в русской печи, сейчас также в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ-печах.

Цель : Выяснить, полезны ли каши для здоровья человека?

Задачи:

1. Узнать историю появления каши в жизни человека.

2. Узнать, из каких злаков получают крупу для каши.

3. Выяснить питательные ценности каши.

4. Определить, полезны каши или нет.

Гипотеза: Я предполагаю, что каши не приносят пользы организму человека.

План работы:

1. Найти материал, рассказывающий об истории появления каши в жизни человека.

2. Спросить у взрослых, что они думают о пользе каш. Узнать, любят ли кашу дети и почему

3. Узнать из чего готовят каши.

4. Выяснить как влияют каши на организм человека.

5. Упоминается ли о кашах в литературных произведениях?

6. Сделать вывод о том, полезны каши или нет.

1. История появления каши в жизни человека

Каша – это традиционное блюдо русской кухни. Традиции русской кулинарии обусловлены спецификой исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.
Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш - "тереть"). Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу.

2. Методы исследования:

Во-первых, хотелось бы узнать из каких злаков готовятся каши.

На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества в идеальном соотношении.

Как и у каждого народа, у которого преобладало земледелие в отличие от разведения скота и охоты, зерновые культуры и продукты его переработки были основными продуктами питания.

3. Следующим этапом исследования: МЫ СПРОСИЛИ У ВЗРОСЛЫХ, ЧЕМ ЖЕ ПОЛЕЗНА КАША ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА?

Детский педиатр: «В кашах очень много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Гречневая каша – для сердца. Одна из самых полезных каш Пшенная каша для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы. Овсяная каша против старения, содержит витамин «С», который защищает организм от старения. Перловая каша для молодости. Известна дамам как «Каша красоты»

Повар: Наталья Юрьевна рассказала из чего варят каши. Мы узнали, что из пшеницы мелят манную крупу и варят манную кашу. Из проса получают пшено и варят пшенную кашу. Из ячменя варят перловую и ячневую каши. А рис – гость из Азии. Из риса готовят рисовую кашу.

Мама: Вместе с мамой дома мы тоже сварили гречневую кашу. Мама сказала «Каша придает силы человеку. В ней много витаминов.

4. Упоминается ли о кашах в литературных произведениях?

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, пословиц и поговорок, как о каше- символе благоденствия.

Ребята нашего класса знают рассказы, сказки, пословицы, загадки, стишки про кашу.

Мы не только читали эти произведения, но и поставили драматизацию сказки «Каша из топора»

Пели песни и даже танцевали. (Танец поварят)

5. Применяются ли крупы еще где – то?

Из круп мы делали панно, организовывали выставку.

Руслан с мамой вышили прекрасную картину «Каша на столе – друзья в доме»

Играли в разнообразные игры: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Третий лишний» и др.

6. Заключение

ПРОВЕДЯ ИССЛЕДОВАНИЕ, МЫ СДЕЛАЛИ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД:

Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт.

Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний.

1) Каша имеет многолетнюю историю;

2) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы;

3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов;

4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц;

Я поняла, что оказалась не права в своих догадках о том, что каша не является полезной.

Одним словом, моя гипотеза не подтвердилась, поэтому « Ешьте больше каши – будете здоровы!»

Литература:

1. Болтовской Г. Каша – здоровье наше.

2. Похлебкин В.В. Каши.

3. Похлебкин В.В. Тайна хорошей кухни.

4. Похлебкин В.В. Моё меню.

5. Похлебкин В.В. Каши по-новому.

6. Интернет- ресурсы.

Этапы проекта:

1. Аналитико-диагностический (анкетирование детей и родителей, сбор информации о том, откуда пришла каша на стол, изучение литературы по проблеме).

2. Практический (методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых технологий)

3. Аналитико-обобщающий (подведение итогов работы с детьми и родителями по проблеме, обобщение опыта).

Форма проведения итогового мероприятия:

Досуг с родителями "Каша-радость наша"

Цель: познакомить воспитанников и родителей с историей и происхождением различных каш, с народными традициями, связанными с зерновыми культурами; воспитывать вкус ребенка, культуру питания и здоровый образ жизни; сформировать представление о важности и пользе каш в ежедневном меню.

1. Подвести детей к пониманию пользы каши, а так же к ознакомлению с алгоритмом приготовления каши.

2. Закрепить умения называть и различать названия круп. Называть разные каши.

Продукт проекта:

Для детей: выставка детских работ, газеты, коллажи "Моя вкусная каша"

Для родителей:- создание книги «Рецепты самой вкусной каши";

Изготовление коллажей, плакатов, газет "Как мы варили кашу"

Для педагога:

- картотека пословиц и поговорок о здоровом питании,каше;

Консультация для родителей «Здоровое питание дошкольника»;"О пользе каш".

Подбор конспектов совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Хлеб да каша - пища наша"

Дидактические игры, сюжетные карточки, фото со злаковыми культурами. презентация о том откуда берется хлеб....

"Каша - радость наша"

В рамках проведения Дней открытых дверей" в МБДОУ "ДСОВ №24" г. Усинска прошла выставка рисунков и поделок под названием "Каша - радость наша". Утро началось с дегустации каши детского сад...

Сценарий досуга с родителями «КАША -РАДОСТЬ НАША»

Цель: познакомить воспитанников и родителей с историей и происхождением различных каш, с народными традициями, связанными с зерновыми культурами; воспитывать вкус ребенка, культуру питания и здо...