Минералы необходимые организму. Значение минералов в жизни человека


Минералы и минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Минералы сыграли важную роль в развитии человека и создании цивилизаций. В каменном веке люди пользовались кремниевыми орудиями труда. Около 10 000 лет назад человек научился получать медь из руды. С изобретением бронзы (сплава меди и олова) начался новый век - бронзовый. С начала железного века, 3300 лет назад, человек осваивал все новые способы использования полезных ископаемых, добытых из земной коры. Современная промышленность по-прежнему зависит от минеральных ресурсов Земли.

Практическая ценность того или иного материала для человека определяется его химическим составом (например, все металлы извлекаются из рудных минералов), физическими характеристиками (чаще всего - прочностью, твердостью и ковкостью) и внешней природной красотой (особенно это относится к минералам, образующим драгоценные камни и отделочные материалы).
Некоторые минералы имеют специфические, присущие только им физические свойства, используемые в хозяйственной деятельности человека. Например, некоторые виды слюды являются великолепными электроизоляторами, асбест - теплоизолятор, магнезит - огнеупорное вещество, кварц обладает свойствами, используемыми в радиоэлектронике, оптике, керамике и т. п. Физические характеристики минералов зависят от характера кристаллизации (структурная решетка), составляющих химических элементов и присутствующих аморфных включений.

Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности. В том или ином виде человек встречает их дома и на работе, за городом, в сложных научно – технических сооружениях и повседневных предметах быта, во время еды, при просмотре салютов и игре на компьютере. Минералы обладают небольшой энергетической ценностью, но переоценить их значение в организме человека невозможно. Минеральные вещества всасываются в кровь и соединяются с белками. Такие «комплексы» направляются в места активного обмена или места накопления. Организм человека может хранить запас кальция, фосфора, йода и железа. Минеральные вещества представляют собой гибкий материал и входят в состав костной ткани, где основными элементами являются кальций и фосфор. Минеральные вещества входят в состав ферментов и гормонов, принимают участие в процессах обмена веществ, образования кровяных телец и свертывания крови. Минералы и минеральные вещества обеспечивают работу главных систем организма: мышечной, пищеварительной и сердечно - сосудистой. Минералы требуются организму в неодинаковом количестве. Их нехватка или полное отсутствие могут привести как к серьезным заболеваниям, так и к гибели организма. Минералы содержатся в продуктах всех видов: овощи, злаки, мясо и молочные продукты. Насчитывается около 30 видов минералов и микроэлементов, отсутствие которых нарушает нормальную работу организма человека. Все необходимые организму минеральные вещества можно получить, ежедневно употребляя в пищу продукты разных категорий. Но это не всегда возможно, поэтому часто в организме минералы находятся в недостатке. Это положение могут исправить витаминные комплексы, в состав которых входят не только витамины, но и минеральные вещества. Такие минералы, как кальций и фтор содержатся в молочных продуктах, особенно много в сыре и твороге; калий входит в состав сухофруктов: изюм, курага, чернослив и бобовых; главным источником йода являются морские продукты: морская капуста, морские водоросли, рыбий жир; печень и яичные желтки богаты железом. Минеральные вещества – важная составляющая здоровья организма.



ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МИНЕРАЛОГИЯ»

(35 часов)

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Занимательная минералогия» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 35 учебных часов. Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с особенностями современной минералогии как науки о минералах, одной из древнейших наук.

Элективный курс «Занимательная минералогия» дает возможность учащимся дополнить и углубить свои знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых не только известных по школьному курсу географии, но и о таких минералах, которые в народном хозяйстве нашли свое применение недавно.



Вопросы минералогии довольно сложные, но раскрыть их нужно доходчиво и интересно. Содержание курса излагается в увлекательной форме, через познавательные рассказы и занимательные задачи, которые имеют оригинальное решение.

анализ тектонических, геологических карт, карт месторождений полезных ископаемых;анализ статистических материалов;

подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.

Проведение занятий может быть организовано в индивидуальной и фронтальной форме. При выполнении практических работ возможно использование групповой формы обучения. Формы проведения занятий отличаются разнообразием: лекции, семинары, практикумы, игры, воображаемые путешествия и экскурсии. Содержание элективного курса предлагает выбор учащимися объектов изучения, форм и видов текущих итоговых работ, а также темы и формы представления работы.

Важная особенность предложенного курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности.

Актуальность программы обусловлена тем, что школьные программы включают изучение лишь отдельных тем, связанных с минералогией и геологией. Кроме того, изучение даже этих тем происходит лишь фрагментарно и не носит системного характера. Тем не менее, школьники проявляют большой интерес к изучаемому курсу. Особенно привлекают ребят практические занятия по определению минералов и горных пород, геологические экскурсии.

Данный курс разработан как предметно-ориентационный в рамках пред - профильной подготовки и поэтому цель курса:

– создание условий для выбора девятиклассниками естественно-научного и социально-экономического профиля обучения в старших классах через углубленное изучение минералогических знаний и умений.

Задачи курса:

1. Изучить более глубоко сведения о свойствах минералов и металлов, находящих сегодня применение в хозяйстве и научиться пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.

2. Выявить связи минералогии с другими отраслями знаний, определить возможности их применения.

3. Научить учащихся видеть в минералах точные модели окружающего мира и природы, геологическую последовательность их возникновения и использования разных металлов и их сплавов на различных этапах исторического развития человеческого общества.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

Историю возникновения минералогии;

Понятия «минералогия», «минералы», «горная порода», «кристалл», «руда»,

Учащиеся должны уметь:

Анализировать полученные данные из различныхгеографических

источников информации

Различать минералы и горные породы по образцам;

Находить крупнейшие месторождения полезных ископаемых на карте.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни для:

расширения общего кругозора, проведения самостоятельного поиска

информации из разных источников картографических,

статистических, геоинформационных.

Введение (1 час)

Что такое – минералогия. Минералогия – наука о минералах. Значение курса для приобретения геологических знаний и умений, навыков в оценке конкретной географической действительности.

Раздел I

Камень в природе и городе

Геологический минералогический музей КФУ (Экскурсия)

Геологический музей им. А.А.Штукенберга Казанского университета ‑ один из старейших и богатейших естественнонаучных музеев России. Основан в 1804 году. Отделы: рудно-минералогический и петрографический; палеонтологический; динамической геологии и фаций; монографических коллекций; геологии местного края, минерально-сырьевых ресурсов Республики Татарстан; научно-исторический архив. Первое наполнение коллекций. Александр Антонович Штукенберг (1844-1905), создатель Казанской геологической школы. Ценные материалы для изучения исследователям; уникальные музейные коллекции: остатки постплиоценовых млекопитающих востока России, пермских растений, метеоритов, коллекции по минералогии и петрографии Урала.

В горы за камнями. Камни в пещерах. Хибины - горы за полярным кругом в Кольском полуострове. Эвдиалит. Саамские сказки о камне. Крымские горы.гора Демерджи. Долина Приведений. Лакколиты.

Кунгурская ледяная пещера. Новоафонская пещера Кавказа. Пещеры Крымских гор. Пещера Мраморная. Кизил-Коба. Известняк. Сталактит. Сталагмит. Углекислый кальций- кальцит.

Камни на дне озер, болот и морей. Камни в пустыне. Камни на пашне и в поле. Торф – ценнейшее топливо. Вивианит – синяя краска, удобрение. Железистые скопления на дне морей Финского залива, Белого моря, Ледовитого океана.

Такыры. Глыбы песчаника. Сера в Туркменистане. Каракумская экспедиция А.Ферсмана. Почва. Образование почвы. Состав почвы.

У окна с драгоценными камнями. Во дворце – музее. Алмазные месторождения Южной Африки. Родина красного камня странах Востока- Индии, Таиланда, Бирмы. Турмалин, аквамарин, сердолик. Изумруд. Сказании о камне изумруд. Лазурит. Нефрит из Центральной Азии. О нефрите. Яшмы Урала.

Царскосельский дворец в г. Пушкин. Янтарная комната. Лионский зал.Агатовые комнаты.

Камни в большом городе УлицыСанкт- Петербурга и Москвы, Казани. Гранитные цоколи. Подмосковный мрамор. Камни Урала и Карелии.

В минералогическом заповеднике Ильменский минералогический заповедник.

Раздел II

Минералы так же важны для развития нашего организма, как и витамины. Их называют «искрами жизни», поскольку они играют многофункциональную роль в нашем организме. Эти вещества присутствуют в клетках, тканях и органах, т.е., по сути, во всех структурах организма. Существует два типа минералов – основные минералы и микроэлементы.

Кальций

Кальций участвует в построении крепких костей и зубов. Он важен для функционирования нервной системы и мышц. Этот минерал действует как проводник электрических импульсов между нервными клетками, в своей ионной форме. Он также регулирует различные клеточные процессы и помогает поддерживать клеточную структуру, давление и функции.

Хром

Этот минерал необходим для повышения эффективности инсулина в ходе процесса обмена веществ. Он регулирует метаболизм углеводов и играет ключевую роль в метаболизме холестерина и аминокислот.

Медь

Медь, вместе с витамином C, необходима для заживления ран. Она также участвует в образовании клеток крови, благодаря своей роли в метаболизме железа. Помимо этого, данный минерал регулирует образование меланина, костей и соединительных тканей, и помогает поддерживать целостность миелиновой оболочки нервных волокон.

Йод играет значимую роль в предотвращении зоба. Он требуется щитовидной железе для эффективного осуществления ее метаболических функций. Этот минерал является неотъемлемым компонентом всех гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, и потому помогает регулировать метаболические процессы во всем организме.

Железо

Это наиболее важный компонент крови (гемоглобина). Железо выполняет функцию транспорта кислорода, доставляя его в различные области организма. Оно также необходимо для формирования крови. Помимо всего прочего, этот минерал также играет жизненно важную роль в окислении тканей, дыхании и транспорте электронов.

Магний

Магний действует как посредник в процессе использования углеводов, жиров и белков в организме. Он выполняет функцию активатора ферментов и является важным компонентом костей и хрящей.

Марганец

Вместе с кальцием, марганец требуется для выработки половых гормонов и развития скелетной системы. Он также жизненно необходим для регенерации эритроцитов и углеводного обмена.

Молибден

Молибден является очень важным минералом, поскольку содействует транспорту железа из печени в организм.

Калий необходим для формирования здоровой нервной системы, сердца, мышц и почек. Он регулирует внутриклеточное осмотическое давление и кислотно-щелочной баланс. Этот минерал также требуется для синтеза гликогена и белка, в том числе метаболизма глюкозы.

Селен

Селен играет роль в поддержании эластичности артерий и тканей. Он также защищает клеточные ткани и мембраны от оксидативного повреждения. Помимо этого, данный минерал предположительно играет роль в абсорбции и удержании витамина E.

Цинк

Цинк требуется для надлежащего заживления ран. Он играет важную роль в метаболизме жиров, белков и углеводов. Кроме того, он задействован в синтезе и метаболизме нуклеиновых кислот (РНК) и белков.

Минералы играют важную роль в катализе и активации ферментов в организме. Если возникает дефицит какого-либо минерала, могут развиваться острые или хронические заболевания.

Понижение уровня калия и магния может приводить к сердечным приступам.

Минералы помогают предотвращать остеопороз, рак, артрит, зоб, желудочно-кишечные проблемы, заболевания пародонта и анемию. Калий, натрий, железо и фосфаты кальция важны для нервных образований. Минералы требуются для контролирования жидкостей организма внутри и снаружи клеток.

Они содействуют преобразованию пищи в энергию. Также эти вещества помогают организму усваивать витамины и использовать их для осуществления различных биологических функций. Если не хватает хотя бы одного минерала, нормальное функционирование организма оказывается под угрозой.

Белки, углеводы, жиры и витамины оказываются бесполезными, если в организме нет минералов, служащих катализаторами для химических молекул. Поэтому без минералов организм не может работать должным образом.

Приведенная выше информация свидетельствует о том, что эти важные соединения абсолютно необходимы для построения и поддержания здорового, не пораженного болезнями организма. Из-за привычки питаться нерегулярно и употреблять вредную пищу, люди, в особенности дети, не получают важные витамины и минералы, необходимые для их роста и развития. Чтобы получать нужное количество витаминов и минералов, требующихся организму, очень важно придерживаться здорового и сбалансированного рациона.

На рынке доступно множество витаминных добавок, которые можно использовать для восполнения дефицита витаминов. Однако следует помнить, что передозировка минералов или витаминов также может вызывать токсичные явления в организме. В связи с этим, прежде чем начинать прием таблеток с витаминами и минералами, проконсультируйтесь у врача. Итак, в следующий раз, когда вам предложат съесть салат, не отказывайтесь; он полон минералов и витаминов!

Минералы для организма человека.

Пишем сегодня для вас еще одну статью, без которой наш блог был бы не полным. Так, как минералы- на равне с витаминами ОЧЕНЬ важные, недооцененные многими, вещества участвующие в обменных процессах нашего организма. И недоедать их, особенно, в процессе похудения - совсем не полезно для вашего здоровья.

Минеральные вещества подразделяют на две группы: макроэлементы и микроэлементы.

  • Макроэлементы- кальций (Ca), железо (Fe), калий (К), натрий (Na), фосфор (P), магний (Mg), хлор (Cl). Эти минералы содержатся в еде в больших количествах.
  • Микроэлементы- цинк (Zn), медь (Cu), йод (I), фтор (Ft), селен (Se), сера(S) и пр. - концентрация этих веществ в продуктах очень мала.

Основные минералы, их пользу, и места содержания мы написали ниже:

1. Калий.

Калий играет важную роль в процессах водно-солевого обмена в организме, поддерживая постоянство давления в биологических жидкостях и и принимая участие в регуляции кислотно-щелочного баланса. Он необходим для деятельности мускулатуры сердца и кишечника.

Калием богаты картофель, морковь, капуста, зелень петрушки, шпинат, бобовые, абрикосы, чернослив и изюм.

2. Кальций.

Кальций принимает активное участие в формировании скелета(всем родителям на заметку). Почти 99% всего кальция, содержащегося в организме находится в костной ткани. Также он участвует в процессах свертываемости крови, проницаемости клеточных оболочек, возбудимости нервных клеток.

3. Магний.

Магний участвует в обмене веществ, входит в состав многих ферментных систем организма, наряду со своими друзьями кальцием и фосфором участвует в формировании скелета, стимулирует функцию кишечника и повышает желчевыделение. Хорошо известна медикам и роль магния в передаче нервyых импульсов. Если вам кажется, что вы не можете расслабиться- возможно, все дело в нехватке магния!

Содержится магний в основном в злаковых: пшенице, ржи, гречке, овсе, просе и ячмене.

4. Фосфор.

Активно участвует фосфор во всех основных процессах обмена веществ. Соединения фосфора с белком, жиром и нуклеиновыми кислотами отличаются высокой биологической активностью, и являются самыми распространенными в организме компонентами. Как и кальций, фосфор принимает участие в формировании скелета.

Фосфор входит в состав разнообразных продуктов питания. Наибольшее его количество содержится в яичном желтке, мясе, рыбе, сырах, овсянке и гречке, бобовых и орехах. Если вы съедите большое количество этих продуктов не волнуйтесь, светится в темноте вы не будете:). Максимум, что вам грозит - это лишние килограммы на весах!

5. Железо.

Железо, повторюсь, так же как и другие минералы, активно участвует во многих жизненно важных процессах нашего организма. Оно является основнjй частью гемоглобина, играет роль катализатора в окислительно-восстановительных процессах организма. Достаточное поступление железа с продуктами питания играет особенно важную роль для детей, так как запасы его в организме ребенка весьма ограничены.

Это не означает, что нужно скорее идти и грызть гвозди в аптеку. Просто нужно чаще кушать продукты богатые железом. Например, такие, как мясо (простите вегетарианцы), субпродукты, рыба, яичный желток, бобовые, овсяную и перловые кашки.

6. Натрий.

Натрий тоже важный межклеточный и внутриклеточный макроэлемент, участвующий в различных процессах нашего организма - регуляции кровяного давления, водного обмена, в работе пищеварительных ферментов, в работе нервных и мышечных тканях.

Натрий содержится в небольшом количестве в продуктах животного происхождения и добавляется в виде соли в пищу (от 3 до 8 гр. в день). Да, да, помните уроки химии? NaCl - соль, и есть ближайший родственник натрия, есть еще родственница сода, но она не такая вкусная:). Еще большое количество натрия содержится в апельсинах, о них, и других кисленьких фруктах написано в статье нашего блога .

Только людям страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями следует ограничивать количество соли, так как существует связь между избытком в организме натрия и гипертонией. Кроме того избыток натрия удерживает в организме воду, вызывая отеки:(.

7. Сера.

Сера- еще один жизненно важный микроэлемент, входит в состав белков в виде серосодержащих аминокислот. Она также входит в состав некоторых гормонов и является одним из источников водорода. Оказывается в человеке содержится примерно 2 гр. серы в 1 кг. веса!

В продуктах животного происхождения серы больше всего: это мясо, птица, яйца, морепродукты, рыба, молочные продукты, сыры. Есть она и в растительных продуктах – в крупах, злаковых, бобовых, яблоках, винограде, крыжовнике, сливах, луке, чесноке, спарже, и даже в орехах.

8. Цинк.

Цинк- необходимый микроэлемент, он входит в состав гормона инсулина и тестостерона, еще цинк участвует в углеводном обмене, во многих важных ферментах. При недостатке в питании цинка у мальчиков развивается задержка роста и полового развития. Еще нtобходим нам для переработки витамина Е.

Цинк содержится в злаках, дрожжах, бобовых, говяжьей печени, говядине, баранине, твердом сыре, тыквенных семечках, кунжуте, и многих других продуктах.

9. Йод.

Йод тоже присутствует во всех живых существах. Его содержание в растениях и животных зависит от питания и места жительства. Количество йода влияет на то, сможет ли человек выучить все столицы Европы за 2 минуты или нет (на память и сообразительность в общем. А еще, недостаток йода приводит к заболеваниям щитовидной железы.

Йодом богаты продукты моря: рыба, морская капуста. А еще можно пополнить баланс йода нанеся на кожу несколько полосочек жидкого йода из аптеки.

Важность минералов для человека

Минералы играют одну из важнейших ролей в правильном питании человека. Когда организм получает их в недостаточном количестве — это может привести к заболеваниям и различным патологиям, как у взрослого человека, так и у ребенка.

При частом несбалансированном питании, во время выздоровления или в послеоперационный период, при регулярных занятиях спортом, во время беременности или кормления грудью потребность организма в минералах во многом возрастает, и пускать все на самотек никак нельзя.

Заметить сигналы нашего организма вполне возможно и самостоятельно – волосы потускнели и выпадают, ломкость ногтей, частые головные боли, проблемы с зубами, и апатия.

Какие минералы особенно необходимы

Какие же минералы очень нужны нашему организму для недопущения заболеваний и их профилактики? Врачами уже давно составлен список минералов, которые играют ключевую роль в процессах, протекающих в организме.

В состав гемоглобина входит железо, а он транспортирует кислород во все ткани и органы. Недостаточное количество железа может стать причиной анемии, упадка сил, общей слабости всего организма. Железо находится в таких продуктах – мясо, печенка, злаки, сухофрукты, яблоки и зеленые овощи.

От йода зависит правильная работа щитовидной железы – она вырабатывает гормоны. Если йода недостаточно, организм теряет защитные силы в борьбе с заболеваниями, наступает слабость и упадок сил. Йодом богаты морепродукты, морские водоросли, йодированная соль.

Калий

Этот минерал регулирует осмотическое давление в организме, нормализирует ритм сердца и отвечает за передачу нервных импульсов в скелетных мышцах. Когда в организме не хватает калия, может возникнуть анемия, мышечная слабость, задержка жидкости в организме. Калий находится в овощах, фруктах, бананах и картофеле.

Всем известно, что именно благодаря кальцию у человека крепкие зубы и кости. Еще кальций участвует в процессе свертывания крови, обновления коллагена в коже. Для правильного усвоения кальция также нужен витамин D, он вырабатывается нашей кожей с участием солнечного света. Недостаточное количество кальция может стать причиной рахита. Кальций содержится в таких продуктах, как орехи, яйца, рыба, бобы.

Кремний

В составе соединительной ткани имеется кремний, это делает ее прочной и эластичной, он участвует в синтезе коллагена и эластина. Его можно отнести к главному структурному компоненту нашего организма. Кремний поступает в организм из растительной пищи.

Формирует иммунитет, участвует в энергетическом обмене, выработке гормонов и синтезе белков. Нехватка магния может вызвать проблемы с ритмом сердечных сокращений, бессонницу и судороги. Магнием богаты такие продукты: печенка, дрожжи, яйца, зеленый горошек, молочные продукты.

Марганец

Участвует в тканевом дыхании, кроветворении, углеводном и липидном обмене. Петрушка, укроп, виноград, помидоры богаты марганцем.

Медь

Главной функцией меди в организме человека является ферментация, участвует в разнообразных обменных процессах, входит в состав гормонов. Медью богаты морепродукты, капуста, морковь, яблоки, кукуруза.

Натрий

Натрий и калий нормализируют осмотическое давление в организме, не допуская задержки соли и лишней жидкости в организме, помогает обновлению клеток. Нехватка этого элемента встречается крайне редко, так как употребление соли покрывает суточную норму.

В организме селен находится в печени, почках, селезенке, сердце, в клеточном ядре. Он участвует в процессах обмен белков, жиров, углеводов. Селен укрепляет иммунитет и нервную систему, эффективен при сердечно-сосудистых заболеваниях. Селеном богаты морепродукты, кокос, мясо, пшеничные отруб, печень.

Сера

Этот минерал находится в составе желчных кислот, ферментов и гормонов, включая и такой важный, как инсулин. Минерал входит в состав хрящевой и соединительных тканей. Недостаток серы выявляется в проблемах с уровнем сахара в крови, репродуктивных функциях, снижается эластичность суставов и сосудов. Сера присутствует в животных и растительных продуктах питания, например в рыбе, мясе, яйцах, молочных продуктах, яблоках, кашах, луке, капусте.

Цинк помогает образованию кровяных телец, влияет на иммунитет, входит в состав инсулина. Важна роль минерала и в делении клеток, синтезе ДНК, образовании половых гормонов. Нехватка цинка может быть причиной бесплодия. Цинк входит в состав морепродуктов, зеленых овощей, орехов, чеснока, клубники, малины.

Хром

Если в организме ощущается нехватка хрома это чревато задержкой в развитии, уменьшает шанс оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. При постоянном недостатке хрома падает зрение и ухудшается работа мозга, в частности, памяти. Хром поступает из следующих продуктов: гречневая, пшеничная, перловая каши; финики, орехи, кисломолочные продукты, овощи.

Мы постоянно слышим о пользе и незаменимости витаминов, а что мы знаем о минералах? Так ли они важны? Или можно обойтись и без них? Давайте поговорим о каждом в отдельности:

1. Кальций

Этот минерал очень важен для построения зубов, костей, а также обновления коллагена в коже. Он является одним из главных компонентов, участвующих в свертываемости крови, передаче нервных импульсов, а также оказывает противоаллергическое действие. Для усвоения кальция организмом необходим витамин D, который, как известно, вырабатывается кожей под действием солнечного света. Недостаток кальция приводит к тяжелому заболеванию под названием рахит, поэтому постоянный прием в пищу продуктов, содержащих этот микроэлемент, жизненно необходим. Источниками кальция являются все молочные продукты, орехи, рыба, яйца, бобы и др.

2. Железо

Этот элемент входит в состав гемоглобина, который доставляет кислород ко всем органам и тканям, по этой причине без него невозможно питание клеток. Недостаточное потребление продуктов, богатых железом, несбалансированные диеты, а также значительные кровопотери приводят к анемии. Наиболее богаты железом следующие продукты: печень, мясо, злаки, сухофрукты, яблоки и др.

3. Калий

Регулирует осмотическое давление в организме, а также отвечает за нормальный сердечный ритм и передачу нервных импульсов в скелетных мышцах. При его недостатке часто развивается анемия, судороги, мышечная слабость и задержка жидкости в организме. Фрукты, овощи, картофель, бананы – основные источники калия, достаточное потребление этих продуктов в пищу легко восполняет его дефицит.

4. Медь

Основная роль меди в организме – ферментативная, она участвует во многих обменных процессах, входит в состав гормонов и ферментов. Без нее невозможен нормальный обмен веществ. Медь содержится в морепродуктах, капусте, моркови, бобах, кукурузе, яблоках.

5. Марганец

Это основной участник тканевого дыхания, кроветворения, участвует в липидном и углеводном обмене, стимулирует обновление клеток. Этот микроэлемент содержится, в основном, в растительной пище: укроп, петрушка, виноград, томаты, земляника.

6. Магний

Задействован в выработке гормонов и синтезе белков, формировании иммунитета, участвует в регуляции мышечной возбудимости и энергетическом обмене. Его недостаток может стать причиной нарушения ритма сердечных сокращений, судорог и бессонницы. В большом количестве магний содержат: печень, проросшая пшеница, дрожжи, яйца, зеленый горошек, молочные продукты.

7. Натрий

Этот элемент совместно с калием нормализует осмотическое давление в организме, препятствуя задержке соли и жидкости в организме, участвуют в процессах обновления клеток. Недостаток потребления натрия встречается крайне редко, так как суточная потребность в этом элементе перекрывается употреблением в пищу соли.

8. Сера

Сера входит в состав желчных кислот, ферментов и гормонов, главным из которых является инсулин, ведь без него углеводный обмен становится невозможным. Помимо этого сера входит в состав соединительной и хрящевой ткани. При ее недостатке появляются проблемы с уровнем сахара в крови, нарушается репродуктивная функция, а сосуды и суставы теряют свою эластичность. Сера содержится в продуктах, как животного, так и растительного происхождения: в мясе, яйцах, рыбе, молочных продуктах, а также в крупах, яблоках, винограде, капусте, луке и горчице.

9. Кремний

Кремний входит в состав соединительной ткани, что придает ей прочность и упругость, участвует в синтезе коллагена и эластина, поэтому можно смело утверждать, что он является основным структурным компонентом всего организма. Источникам кремния является растительная пища, так как именно растения способны преобразовывать соединения кремния в усваиваемую для человека форму.

10. Цинк

Он входит в состав некоторых гормонов и ферментов, участвует в образовании кровяных телец, формировании иммунитета, а также, совместно с серой, входит в состав инсулина. Цинк играет важную роль в делении клеток, синтезе ДНК, образовании половых гормонов, поэтому его недостаток нередко ведет к бесплодию. Морепродукты, зеленые овощи, малина, клубника, орехи, чеснок, семечки – основные источники этого микроэлемента.

11. Селен

Основная часть селена содержится в таких органах как печень, почки, селезенка, сердце, яичках у мужчин, присутствует в клеточном ядре. Участвует в обмене веществ – белков, жиров и углеводов, окислительно-восстановительных реакциях. Селен необходим для укрепления иммунитета и нервной системы, помогает очищению организма от ионов тяжелых металлов, помогает противостоять раку и сердечно-сосудистым заболеваниям. Источниками селена являются: морепродукты, кокосовые орехи, отруби пшеничные, мясо, свиная и говяжья печень, чеснок, боровики.

12. Хром

Недостаток хрома чреват ухудшением и нарушением нервной деятельности, может возникнуть задержка в развитии, уменьшает способность сперматозоидов оплодотворять яйцеклетку. Систематический недостаток этого элемента ухудшает зрение и работу мозга, например, функцию памяти. Ухудшение состояния кожи тоже связано с недостатком хрома. Может возникнуть угревая сыпь, дерматит, псориаз и т.д. Хром нормализует содержание глюкозы в крови, уменьшает потребность в инсулине. Его человек получает из таких продуктов: крупы (перловая, гречневая, пшенная), орехи, финики. Содержится он в молоке и кисломолочных продуктах, овощах (картофель, топинамбур, помидоры, огурцы, репчатый лук, капуста) бобовых культурах, морепродуктах.

13. Йод

Йод необходим для полноценного функционирования щитовидной железы. Йод щитовидная железа использует для выработки гормонов, нормализующих работу всего организма. Недостаток этого элемента негативно отражается на интеллектуальных функциях мозга, снижаются защитные силы организма, ощущается общая слабость и недостаток сил. Сильнее всего недостаток йода сказывается на развитии детей – дети плохо растут, отстают в умственном и физическом развитии. Источники йода — морские водоросли, морская рыба и морепродукты, йодированная соль.