Большие полушария головного мозга человека. Функции переднего мозга: занятно и понятно


Разнообразны, но основное отличие человека - уникально развитый передний мозг, а потому большинство высших функций, отличающий человека от животных, выполняет именно этот отдел. У автора данной статьи была возможность прочитать наиболее интересную и современную литературу по данному вопросу, поэтому вы можете почитать про функции отделов головного мозга, связанных с интеллектом.

Самая новая функция переднего мозга - планирование и общение . Данная составляющая интеллекта позволяет нам выбирать в процессе общения стратегии, которые будут выгодными в долгосрочном плане. Занимаются этим передние доли коры мозга. Данный отдел отвечает за способность размышлять, вспоминать прошлое и критически оценивать свою деятельность, продумывать возможные сценарии событий и решать старый добрый гамлетовский вопрос, о том, действовать нам или нет. От степени зрелости данной зоны мозга зависит наша организованность. Так что функции переднего мозга - не такое уж отвлеченное от жизни знание. Хотя, конечно, не стоит винить в разгильдяйстве только свои биологические особенности. Эту функцию можно развить.

Все студенты и школьники не сомневаются в важности такой функции переднего мозга, как память . Это тоже функция коры мозга. Почему мы не помним то, что было с нами до двух лет? Потому что зона коры, которая отвечает за сознательное воспоминание, была еще незрелой. Последние исследования позволяют сделать вывод, что хранение информации находится в тех зонах, куда поступил импульс от органов ощущений, поэтому разные виды памяти связаны с разными зонами в мозге. Однако для всех зон характерно пресыщение и утомление, поэтому критически важно для хорошей памяти спать достаточно (не менее 7 часов), потому что именно во сне мозг передает данные из временных ресурсов в постоянные. Поэтому при подготовке к экзаменам хорошо разбивать свой день на две части послеобеденным сном.

Эмоции тесно связаны с памятью , чем пользуются самые лучшие учителя и руководители. Они преподносят материал так ярко, что у учеников или работников остается сильный эмоциональный след в сознании, и человеку даже не приходится прикладывать усилия, чтобы запомнить. Эмоции не только связаны с нашей работоспособностью, но и с иммунитетом. У людей, которые постоянно испытывают отрицательные эмоции, снижается количество клеток, которые борются с развитием проникающих внутрь нас возбудителей болезней. Также отрицательные эмоции повышают уровень кортизола, который разрушает мозг. Поэтому нужно стараться обмануть зоны в мозге, отвечающие за эмоции. Как это сделать? Заставлять мышцы лица расслабиться, затем заставить себя улыбнуться искусственно. Вы сразу почувствуете, как меняется настроение. Этой функции переднего мозга придается недостаточно значения в нашем рациональном мире, но подавленные эмоции очень жестоко мстят человеку болезнями. За эмоции отвечают разные отделы человека, работает не только передний мозг, но и мозжечок.

Функция речи критически важна для того, чтобы человек чувствовал себя хорошо в обществе. Ученые, кроме того, заметили, что человек, который постоянно проявляет речевую активность, меньше рискует заполучить Так что разговаривайте, читайте про себя, пишите - и вы будете здоровы очень долго. За речь отвечают, как минимум три зоны в мозге: часть фронтальной извилины, задняя часть слуховой коры головного мозга и спрятанный в глубине островок Рейля.

Математические способности очень важны для нас в повседневной жизни, пусть даже девушки и позволяют себе время от времени ошибаться, списывая все на «женскую логику». Значимость этой функции переднего мозга подтверждается тем, что для большинства высокооплачиваемых профессий критически важно иметь хорошую аналитическую функцию головного мозга. Базовый уровень математических способностей приблизительно одинаков у всех, и очень многое зависит от отношения к данной деятельности и настроения. Еще интересно, что хорошие музыканты нередко обладают впечатляющими математическими способностями.

Пространственное мышление - также очень полезная «по жизни» функция. Оно включает в себя целый комплекс умений - это и способность подмечать детали, и способность формировать схему расположения частей и сопоставлять уже имеющиеся данные о подобных структурах с новыми. Заняты этим процессом, в основном те же области, которые отвечают за зрение.

Как вы видите, передний мозг - это база нашего интеллекта, в статье было рассказано о разных функциях, которые являются составляющими интеллекта. Для тех, кто заинтересовался подробностями, рекомендую книгу Дэвида Гэймона и Аллена Брэгдона, которая называется «Супермозг. Руководство по эксплуатации.»

Вопросы для обсуждения:

1. Функции подкорковых ядер переднего мозга.

2. Строение и функции лимбической системы

2. Строение и функции коры головного мозга.

3. Сенсорные и моторные зоны коры головного мозга.

4. Первичные, вторичные и третичные поля коры головного мозга.

Задания:

По мере изучения материала заполните таблицу:

Зона головного мозга Поле по Бродману Возникающие в случае поражения нарушения
Первичная зрительная кора
Вторичная зрительная кора
Первичная слуховая кора
Вторичная слуховая кора
Первичная кожно-кинестетическая кора
Вторичная кожно-кинестетическая кора
Первичная двигательная кора
Вторичная двигательная кора
Зона ТРО (третичная кора)
Прецентральная лобная зона (третичная кора)
Постцентральные височно-затылочные отделы мозга (третичная кора)

Примечание! Таблица должна быть заполнена к концу курса

Литература:

1. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Под ред. проф. А.Д. Ноздрачева. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. – М.: «Высшая школа», 1991, с.222-235.

2. Физиология ч-ка: Compendium. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Акад РАМН Б.И.Ткаченко и проф. В.Ф.Пятина, СПб. – 1996, с. 272 – 277.

3. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – с. 181 – 200.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003 (см. главу 1).

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Материалы для подготовки к занятию

Анатомия конечного мозга

Конечный мозг развивается из переднего мозгового пузыря, состоит из сильно развитых парных частей - правого и левого полушария и соединяющей их срединной части.

Полушария разделены продольной щелью, в глубине которой лежит пластинка белого вещества, состоящая из волокон, соединяющих два полушария,- мозолистое тело. Под мозолистым телом находится свод, представляющий собой два изогнутых волокнистых тяжа, которые в средней части соединены между собой, а спереди и сзади расходятся, образуя столбы и ножки свода. Спереди от столбов свода находится передняя спайка. Между передней частью мозолистого тела и сводом натянута тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани - прозрачная перегородка.

Полушарие образовано серым и белым веществом. В нем различают самую большую часть, покрытую бороздами и извилинами, - плащ, образованный лежащим по поверхности серым веществом - корой полушарий; обонятельный мозг и скопления серого вещества внутри полушарий - базальные ядра. Два последних отдела составляют наиболее старую в эволюционном развитии часть полушария. Полостями конечного мозга являются боковые желудочки.

В каждом полушарии различают три поверхности: верхнебоковую (верхнелатеральную) выпуклую соответственно своду черепа, срединную (медиальную) – плоскую, обращенную к такой же поверхности другого полушария, и нижнюю – неправильной формы. Поверхность полушария имеет сложный рисунок, благодаря идущим в различных направлениях бороздам и валикам между ними - извилинам. Величина и форма борозд и извилин подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех и раньше других появляются в процессе развития зародыша.

Ими пользуются для разделения полушарий на большие участки, называемые долями. Каждое полушарие делят на пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и скрытую долю, или островок, расположенный в глубине боковой борозды. Границей между лобной и теменной долями является центральная борозда, между теменной и затылочной – теменно-затылочная. Височная доля отделена от остальных боковой бороздой. На верхнелатеральной поверхности полушария в лобной доле различают предцентральную борозду, отделяющую предцентральную извилину, и две лобные борозды: верхнюю и нижнюю, делящие остальную часть лобной доли на верхнюю, среднюю и нижнюю лобные извилины.

В теменной доле проходит постцентральная борозда, отделяющая постцентральную извилину, и внутритеменная, делящая остальную часть теменной доли на верхнюю и нижнюю теменные дольки. В нижней дольке выделяют надкраевую и угловую извилины. В височной доле две параллельно идущие борозды – верхняя и нижняя височные - делят ее на верхнюю, среднюю и нижнюю височные извилины. В области затылочной доли наблюдаются поперечные затылочные борозды и извилины. На медиальной поверхности хорошо видны борозда мозолистого тела и поясная, между которыми находится поясная извилина.

Над ней, окружая центральную борозду, лежит парацентральная долька. Между теменной и затылочной долями проходит теменно-затылочная борозда, а позади нее – шпорная борозда. Участок между ними называется клином, а лежащий впереди – преклиньем. В месте перехода на нижнюю (базальную) поверхность полушария лежит медиальная затылочно-височная, или язычная, извилина. На нижней поверхности, отделяя полушарие от ствола мозга, проходит глубокая борозда гиппокампа (борозда морского конька), кнаружи от которой находится парагиппокампальная извилина. Латеральнее она отделена коллатеральной бороздой от боковой затылочно-височной извилины. Островок, расположенный в глубине латеральной (боковой) борозды, также покрыт бороздами и извилинами. Кора полушарий большого мозга представляет собой слой серого вещества толщиной до 4 мм. Она образована слоями нервных клеток и волокон расположенных в определенном порядке.

Рисунок: борозды и извилины левого полушария большого мозга; верхнелатеральная поверхность

Наиболее типично устроенные участки филогенетически более новой коры состоят из шести слоев клеток, старая и древняя кора имеет меньшее количество слоев и устроена проще. Разные участки коры имеют разное клеточное и волокнистое строение. В связи с этим существует учение о клеточном строении коры (цитоархитектоника) и волокнистом строении (миелоархитектоника) коры полушарии большого мозга.

Обонятельный мозг у человека представлен рудиментарными образованиями, хорошо выраженными у животных, и составляет наиболее старые участки коры полушарий.

Базальные ядра представляют собой скопления серого вещества внутри полушарий. К ним относится полосатое тело, состоящее из хвостатого и чечевицеобразного ядер, соединенных между собой. Чечевицеобразное ядро делится на две части: скорлупу, расположенную снаружи, и бледный шар, лежащий внутри. Они являются подкорковыми двигательными центрами.

Кнаружи от чечевицеобразного ядра расположена тонкая пластинка серого вещества - ограда, в переднем отделе височной доли лежит миндалевидное тело. Между базальными ядрами и зрительным бугром находятся прослойки белого вещества, внутренняя, наружная и самая наружная капсулы. Через внутреннюю капсулу проходят проводящие пути.


Рисунок: борозды и извилины правого полушария большого мозга; медиальная и нижняя поверхности.

Боковые желудочки (правый и левый) являются полостями конечного мозга, залегают ниже уровня мозолистого тела в обоих полушариях и сообщаются через межжелудочковые отверстия с III желудочком. Они имеют неправильную форму и состоят из переднего, заднего и нижнего рогов и соединяющей их центральной части. Передний рог лежит в лобной доле, он кзади продолжается в центральную часть, которая соответствует теменной доле. Сзади центральная часть переходит в задний и нижний рога, расположенные в затылочной и височной долях. В нижнем роге расположен валик - гиппокамп (морской конек). С медиальной стороны в центральную часть боковых желудочков впячивается сосудистое сплетение, продолжающееся в нижний рог. Стенки боковых желудочков образованы белым веществом полушарий и хвостатыми ядрами. К центральной части снизу примыкает таламус.

Белое вещество полушарий занимает пространство между корой и базальными ядрами. Оно состоит из большого количества нервных волокон, идущих в разных направлениях. Выделяют три системы волокон полушарий: ассоциативные (сочетательные), соединяющие части одного и того же полушария; комиссуральные (спаечные), соединяющие части правого и левого полушарий, к которым относятся в полушариях мозолистое тело, передняя спайка и спайка свода, и проекционные волокна, или проводящие пути, соединяющие полушария с лежащими ниже отделами головного мозга и спинным мозгом.

Раздел «Анатомия» портала http://medicinform.net

Физиология конечного мозга

Конечный мозг, или полушария большого мозга, достигшие своего наивысшего развития у человека, справедливо считается самым сложным и самым удивительным созданием природы.

Функции этого отдела центральной нервной системы настолько отличаются от функций ствола и спинного мозга, что они выделяются в особую главу физиологии, называемую высшей нервной деятельностью . Этот термин введен И.П. Павловым. Деятельность нервной системы, направленную на объединение и регуляцию всех органов и систем организма, И.П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью . Под высшей нервной деятельностью он понимал поведение, деятельность, направленную на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, на уравновешивание с окружающей средой. В поведении животного, в его взаимоотношениях с окружающей средой ведущую роль играет конечный мозг, орган сознания, памяти, а у человека - орган умственной деятельности, мышления.

Для изучения локализации (места нахождения) функций в коре полушарий большого мозга, или, иными словами, значения отдельных зон коры, применяют различные методы: частичное удаление коры, электрическое и химическое раздражение, запись биотоков мозга и метод условных рефлексов.

Метод раздражения позволил установить в коре следующие зоны: двигательные (моторные), чувствительные (сенсорные) и немые, которые теперь называют ассоциативными.

Двигательные (моторные) зоны коры.

Движения возникают при раздражении коры в области предцентральной извилины. Электрическое раздражение верхней части извилин вызывает движение мышц ног и туловища, средней - рук, нижней - мышц лица.

Величина корковой двигательной зоны пропорциональна не массе мышц, а точности движений. Особенно велика зона, управляющая движениями кисти руки, языком, мимической мускулатурой лица. В V слое коры двигательных зон обнаружены гигантские пирамидные клетки (пирамиды Беца), отростки которых спускаются к двигательным нейронам среднего, продолговатого и спинного мозга, иннервирующим скелетную мускулатуру.

Путь от коры к двигательным нейронам носит название пирамидного пути. Это путь произвольных движений. После повреждения моторной зоны произвольные движения не могут осуществляться.

Раздражение моторной зоны сопровождается движениями на противоположной половине тела, что объясняется перекрестом пирамидных путей на их пути к двигательным нейронам, иннервирующим мышцы.

Рисунок: двигательный гомункулус. Показаны проекции частей тела человека на область коркового конца двигательного анализатора.

Сенсорные зоны коры.

Экстирпация (искоренение) различных участков коры у животных позволила в общих чертах установить локализации сенсорных (чувствительных) функций. Затылочные доли оказались связанными со зрением, височные - со слухом.

Зона коры, куда проецируется данный вид чувствительности, называется первичной проекционной зоной.

Кожная чувствительность человека, чувства прикосновения, давления, холода и тепла проецируются в постцентральную извилину. В верхней ее части находится проекция кожной чувствительности ног и туловища, ниже - рук и совсем внизу - головы.

Абсолютная величина проекционных зон отдельных участков кожи неодинакова. Так, например, проекция кожи кисти рук занимает в коре большую площадь, чем проекция поверхности туловища.

Величина корковой проекции пропорциональна значению данной рецептивной поверхности в поведении. Интересно, что у свиньи особенно велика проекция в кору пятачка.

Суставно-мышечная, проприоцептивная, чувствительность проецируется в постцентральную и предцентральную извилины.

Зрительная зона коры находится в затылочной доле. При раздражении ее возникают зрительные ощущения - вспышки света; удаление ее приводит к слепоте. Удаление зрительной зоны на одной половине мозга вызывает слепоту на одной половине каждого глаза, так как каждый зрительный нерв делится в области основания мозга на две половины (образует неполный перекрест), одна из них идет к своей половине мозга, а другая – к противоположной.

При повреждении наружной поверхности затылочной доли не проекционной, а ассоциативной зрительной зоны зрение сохраняется, но наступает расстройство узнавания (зрительная агнозия). Больной, будучи грамотным, не может прочесть написанное, узнает знакомого человека после того, как тот заговорит. Способность видеть – это врожденное свойство, но способность узнавать предметы вырабатывается в течение жизни. Бывают случаи, когда от рождения слепому возвращают зрение уже в старшем возрасте. Он еще долгое время продолжает ориентироваться в окружающем мире на ощупь. Проходит немало времени, пока он научится узнавать предметы с помощью зрения.


Рисунок: чувствительный гомункулус. Показаны проекции частей тела человека на область коркового конца анализатора.

Функция слуха обеспечивается точными долями больших полушарий. Раздражение их вызывает простые слуховые ощущения.

Удаление обеих слуховых зон вызывает глухоту, а одностороннее удаление понижает остроту слуха. При повреждении участков коры слуховой зоны может наступить слуховая агнозия: человек слышит, но перестает понимать значение слов. Родной язык становится ему так же непонятен, как и чужой, иностранный, ему незнакомый. Заболевание носит название слуховой агнозии.

Обонятельная зона коры находится на основании мозга, в области парагиппокампальной извилины.

Проекция вкусового анализатора, по-видимому, находится в нижней части постцентральной извилины, куда проецируется чувствительность полости рта и языка.

Лимбическая система.

В конечном мозге располагаются образования (поясная извилина, гиппокамп, миндалевидное тело, область перегородки), составляющие лимбическую систему. Они участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма, регуляции вегетативных функций и формировании эмоций и мотиваций. Эту систему иначе называют «висцеральным мозгом», так как эта часть конечного мозга может рассматриваться как корковое представительство интерорецепторов. Сюда поступает информация от внутренних органов. При раздражении желудка, мочевого пузыря в лимбической коре возникают вызванные потенциалы.

Электрическое раздражение различных областей лимбической системы вызывает изменения вегетативных функций: кровяного давления, дыхания, движений пищеварительного тракта, тонуса матки и мочевого пузыря.

Разрушение отдельных частей лимбической системы приводит к нарушению поведения: животные могут становиться более спокойными или, напротив, агрессивными, легко дающими реакции ярости, изменяется половое поведение. Лимбическая система имеет широкие связи со всеми областями головного мозга, ретикулярной формацией и гипоталамусом. Она обеспечивает высший корковый контроль всех вегетативных функций (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, обмена веществ и энергии.

Рисунок: образования головного мозга, относящиеся к лимбической системе (круг Папеца).

1 - обонятельная луковица; 2 - обонятельный путь; 3 - обонятельный треугольник; 4 - поясная извилина; 5 - серые включения; 6 - свод; 7 - перешеек поясной извилины; 8 - концевая полоска; 9 - гиппокампальная извилина; 11 - гиппокамп; 12 - сосцевидное тело; 13 - миндалевидное тело; 14 - крючок.

Ассоциативные зоны коры.

Проекционные зоны коры занимают в мозге человека небольшую долю всей поверхности коры. Остальная поверхность занята так называемыми ассоциативными зонами. Нейроны этих областей не связаны ни с органами чувств, ни с мышцами, они осуществляют связь между различными областями коры, интегрируя объединяя все притекающие в кору импульсы в целостные акты научения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти и обеспечивая возможность целесообразной реакции поведения.

При нарушениях ассоциативных зон появляются агнозии - неспособность узнавания и апраксии - неспособность производить заученные движения. Например, стереоагнозия выражается в том, что человек не может найти на ощупь у себя в кармане ни ключа, ни коробки спичек, хотя зрительно он их сейчас же узнает. Выше приводились примеры зрительной агнозии - неспособность прочесть написанное и слуховой - непонимание значения слов.

При нарушении ассоциативных зон коры может наступить афазия - потеря речи. Афазия может быть моторной и сенсорной. Моторная афазия возникает при поражении задней трети нижней лобной извилины слева, так называемого центра Брока (этот центр находится только в левом полушарии). Больной понимает речь, но сам говорить не может. При сенсорной афазии, поражении центра Вернике в задней части верхней височной извилины, больной речи не понимает.

При аграфии человек разучивается писать, при апраксии - производить заученные движения: зажечь спичку, застегнуть пуговицу, пропеть мелодию и др.

Изучение локализации функции методом условных рефлексов на живом здоровом животном позволило И.П. Павлову обнаружить факты, на основе которых им была построена теория динамической локализации функций в коре, затем блестяще подтвержденная при помощи микроэлектродного исследования нейронов. У собак вырабатывали условные рефлексы, например на зрительные раздражения - свет, различные фигуры - круг, треугольник, а затем удаляли всю затылочную, зрительную, зону коры. После этого условные рефлексы исчезали, но проходило время, и нарушенная функция частично восстанавливалась. Это явление компенсации, или восстановления, функции И.П. Павлов объяснил, высказав мысль о существовании ядра анализатора, расположенного в определенной зоне коры, и рассеянных клеток, разбросанных по всей коре, в зонах других анализаторов. За счет этих сохранившихся рассеянных элементов происходит восстановление утраченной функции. Собака может отличать свет от тьмы, но тонкий анализ, установление различий между кругом и треугольником, ей недоступен, он свойствен только ядру анализатора.

Микроэлектродное отведение потенциалов от отдельных нейронов коры подтвердило наличие рассеянных элементов. Так, в двигательной зоне коры обнаружили клетки, дающие разряд импульсов на зрительные, слуховые, кожные раздражения, а в зрительной зоне коры выявлены нейроны, отвечающие электрическими разрядами на осязательные, звуковые, вестибулярные и обонятельные раздражители. Кроме того, были найдены нейроны, которые отвечают не только на «свой» раздражитель, как теперь говорят, раздражитель своей модальности, своего качества, но и на один – два чужих. Их назвали полисенсорными нейронами .

Динамическая локализация, т. е. способность одних зон замещаться другими, обеспечивает коре высокую надежность.

Общий курс физиологии человека и животных в 2 кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб. для биол. и медиц. спец. вузов/ А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова, А.С. Батуев и др.; Под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.

Передний мозг – самая развитая в процессе эволюции структура.

Он предопределяет склонности человека, его направленность, поведение, становление личности.

Расположение – мозговой отдел черепа.

Статья предназначена для общего понимания строения и назначения.

Общие сведения

Образован из переднего конца первичной нервной трубки. В эмбриогенезе делится на 2 части, одна из которых порождает конечный мозг, вторая – промежуточный.

Согласно модели Александра Лурии, состоит из 3-х блоков:

  1. Блок регуляции уровни активности мозга. Обеспечивает осуществление определённых видов деятельности. Отвечает за эмоциональное подкрепление активности на основе прогнозирования ее результатов (успех – неудача).
  2. Блок приёма, переработки и хранения входящей информации. Участвует в формировании представления о способах реализации деятельности.
  3. Блок программирования, регуляции и контроля за организацией психической деятельности. Сравнивает полученный результат с исходным намерением.

Передний мозг принимает участие в работе всех блоков. На основе обработки информации он управляет поведением. Администратор высших психологических функций: восприятия, памяти, воображения, мышления, речи.

Анатомия

Строение живой особи описать непросто. Тем более такой его составляющей, как мозг. Эта существующая в каждом вселенная продолжает скрывать свои тайны. Но это не значит, что в них не стоит разбираться.

Развитие

Передний мозг формируется на 3-4 неделе пренатального развития. К концу 4 недели эмбриогенеза из переднего мозгового пузыря образуются конечный и промежуточный мозг, полость третьего желудочка.

Состоит из таламической и гипоталамической областей, которые располагаются по бокам третьего желудочка между полушариями и средним мозгом.

Таламическая область объединяет:

  • таламус – яйцевидное образование, расположенное глубоко под корой больших полушарий. Древнейшее, самое крупное (3-4 см) образование промежуточного мозга;
  • эпиталамус разместился над таламусом. Знаменит тем, что в нем расположен эпифиз. Раньше полагали, что здесь живёт душа. Йоги связывают эпифиз с седьмой чакрой. Разбудив орган, можно открыть «третий глаз», став ясновидящим. Железа малюсенькая, всего 0,2 г. Но польза для организма огромная, хотя ранее считалась рудиментом;
  • субталамус – образование, расположенное ниже таламуса;
  • метаталамус – тела, расположенные в задней части таламуса (ранее считались отдельной структурой). Вместе со средним мозгом определяют работу зрительного и слухового анализаторов;

Гипоталамическая область включает:

  • гипоталамус. Расположен под таламусом. Весит 3-5 г. Состоит из специализированных групп нейронов. Связан со всеми отделами. Управляет гипофизом;
  • заднюю долю гипофиза – центрального органа эндокринной системы массой 0,5 г. Расположен в основании черепа. Задняя доля вместе с гипоталамусом образуют гипоталамо-гипофизарный комплекс, управляющий деятельностью эндокринных желёз.

Объединяет:

  • покрытые корой полушария. Кора появилась на поздних этапах развития животного мира. Занимает половину объёма полушарий. Поверхность ее может превышать 2000 см 2 ;
  • мозолистое тело – нервный тракт, соединяющий полушария;
  • полосатое тело. Расположено сбоку от таламуса. На срезе имеет вид повторяющихся полос белого и серого вещества. Содействует регуляции движений, мотивации поведения;
  • обонятельный мозг. Объединяет структуры, различные по назначению, возникновению. Среди них центральный отдел обонятельного анализатора;

Анатомические особенности

Промежуточный

Таламус похож на яйцо серо-коричневого цвета. Структурная единица – ядра, которые классифицируются по функциональному и композиционному признакам.

Эпиталамус состоит из нескольких единиц, самая известная из которых — серовато-красноватого цвета эпифиз.

Субталамус – небольшая область из ядер серого вещества, соединённых с белым.

Гипоталамус состоит из ядер. Их около 30. Большинство парные. Классифицируются по месторасположению.

Задняя доля гипофиза. – образование округлой формы, месторасположение — гипофизарная ямка турецкого седла.

Конечный

Объединяет полушария, мозолистое и полосатое тела. Наибольший по объёму отдел.

Полушария покрыты серым веществом толщиной 1-5 мм. Масса полушарий составляет около 4/5 массы головного мозга. Извилины и борозды значительно увеличивает площадь коры, содержащей миллиарды нейронов и нервных волокон, выстроенных по определённому порядку. Под серым веществом лежит белое — отростки нервных клеток. Около 90% коры имеет типичное шестислойное строение, где нейроны связаны через синапсы друг с другом.

С точки зрения филогенеза кору полушарий делят на 4 типа: древняя, старая, промежуточная, новая. Основную часть коры у человека составляет неокортекс.

Мозолистое тело по форме напоминает широкую полосу. Состоит из 200-250 миллионов нервных волокон. Самая большая конструкция, соединяющая полушария.

Функции

Миссия – организация психической деятельности.

Промежуточный

Участвует в координации работы органов, регулировании движения тела, поддержании температуры, метаболизма, эмоционального фона.

Таламус . Главная задача – сортировка информации. Работает как реле – обрабатывает и направляет в мозг данные, поступающие от рецепторов и проводящих путей. Таламус влияет на уровень сознания, внимания, сон, бодрствование. Поддерживает функционирование речи.

Эпиталамус . Взаимодействие с другими структурами происходит посредством мелатонина – гормона, вырабатываемого эпифизом в тёмное время суток (поэтому не рекомендуется спать при свете). Производное серотонина – «гормона счастья». Мелатонин – участник регуляции суточных ритмов, являясь природным снотворным, влияет на память и когнитивные процессы. Воздействует на локализацию кожных пигментов (не путать с меланином), половое созревание, подавляет рост ряда клеток, включая раковые. Через связи с базальными ядрами эпиталамус участвует в оптимизации двигательной активности, через связи с лимбической системой – в регуляции эмоций.

Субталамус . Контролирует мышечные ответы организма.

Гипоталамус . Образует с гипофизом функциональный комплекс, руководит его работой. Комплекс управляет эндокринной системой. Вырабатываемые ее гормоны помогают справляться с дистрессом, поддерживают гомеостаз.

В гипоталамусе расположены центры жажды и голода. Отдел координирует эмоции, поведение человека, сон, бодрствование, терморегуляцию. Здесь найдены сходные по действию с опиатами , которые помогают перенести боль.

Полушарии

Действуют совместно с подкорковыми структурами и мозговым стволом. Основное предназначение:

  1. Организация взаимодействия организма с окружающей средой через его поведение.
  2. Консолидация организма.

Мозолистое тело

На мозолистое тело обратили внимание после операций по его рассечению при лечении эпилепсии. Операции избавляли от припадков, при этом изменяя личность человека. Было выявлено, что полушарии приспособлены работать независимо. Однако для координации деятельности необходим обмен информацией между ними. Мозолистое тело – основной передатчик информации.

Полосатое тело

  1. Снижает мышечный тонус.
  2. Вносит вклад в координацию функционирования внутренних органов и поведение.
  3. Участвует в становлении условных рефлексов.

Обонятельный мозг объединяет центры, контролирующие обоняние.

Кора больших полушарий

Руководитель психических процессов. Управляет чувствительными и двигательными функциями. Состоит из 4-х слоев.

Древний слой отвечает за элементарные ответы (например, агрессию), характерные человеку и животным.

Старый слой участвует в формировании привязанности, заложении основ альтруизма. Благодаря слою мы веселимся или гневаемся.

Промежуточный слой — образование переходного типа, так как модификация старых образований в новые осуществляется постепенно. Обеспечивает активность новой и старой коры.

Новая кора концентрирует информацию от подкорковых структур и ствола. Благодаря ей живые существа мыслят, разговаривают, помнят, творят.

5 церебральных долей

Затылочная доля – центральный отдел зрительного анализатора. Обеспечивает распознавание зрительных образов.

Теменная доля:

  • управляет движениями;
  • ориентирует во времени и пространстве;
  • обеспечивает восприятие информации от кожных рецепторов.

Благодаря височной доле живые существа воспринимают многообразие звуков.

Лобная доля регулирует произвольные процессы, движения, моторную речь, абстрактное мышление, письмо, самокритику, координирует работу других областей коры.

Островковая доля отвечает за становление сознания, формирование эмоционального отклика и поддержку гомеостаза.

Взаимодействие с другими структурами

Головной мозг в ходе онтогенеза созревает неравномерно. При рождении сформированы безусловные рефлексы. По мере созревания особи развиваются условные рефлексы.

Отделы головного мозга анатомически-функционально взаимосвязаны. Ствол совместно с корой участвуют в подготовке и реализации различных форм поведения.

Взаимодействие таламуса, лимбической системы, гиппокампа помогает воспроизводить образ событий: звуки, запахи, место, время, пространственное расположение, эмоциональный окрас. Взаимосвязи таламуса с областями височной доли коры способствуют узнаванию знакомых мест, предметов.

Таламус, гипоталамус, кора имеют обоюдные связи с продолговатым мозгом. Таким образом, продолговатый мозг вносит вклад в оценку активности рецепторов и нормализацию деятельности опорно-двигательного аппарата.

Кооперация ретикулярной формации ствола и коры вызывает возбуждение или торможение последней. Сотрудничество ретикулярной формации продолговатого мозга и гипоталамуса обеспечивает работу сосудодвигательного центра.

Рассмотрев строение и назначение, мы на шаг приблизились к пониманию живой сущности.

Задачи урока:

  • Формировать у учащихся новые анатомо - физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий.
  • Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбу, развивать интерес к изучаемому предмету. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Оборудование урока:

  • Таблицы по нервной системе.
  • Муляжи головного мозга позвоночных животных, муляж большие полушария мозга человека.
  • Тесты для контроля знаний учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка к уроку учащихся. Вступительное слово учителя.

Дети, сегодня на уроке мы с вами повторим, изученный на прошлом уроке материал, изучим новую тему. Нервную систему подразделяют на две части - периферическую и центральную нервную систему. ЦНС - состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг помещается внутри мозгового черепа, а спинной мозг - в позвоночном канале. Периферическая часть нервной системы представлены нервами, т.е. пучками нервных волокон, которые выходят за пределы мозга и направляются к различным органам тела. В состав периферической части нервной системы входят и нервные узлы или ганглии - скопления нервных клеток вне спинного и головного мозга.

Деление нервной системы на центральную и периферическую в известной степени условно, так как нервная система едина.

II. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Для проверки домашнего задания вызываю группами учащихся, даю вопросы, и они выполняют в течение пяти минут. Потом другая группа садится. Третья группа отличники они оценивают выполненное задание I и II групп. За 15 мин проводится полный опрос класса. Во время работы в парах сама проверяю.

Вопросы:

  • Из каких отделов состоит головной мозг?
  • Каковы функции продолговатого мозга?
  • В чем проявляются функции среднего мозга?
  • Какова роль мозжечка в осуществлении движений?
  • Какие нервные пути проходят через мост?

Продолжите предложение на карточках.

В продолговатом мозге расположены жизненно важные центры регуляции (дыхания, сердечно - сосудистой деятельности, обмена веществ).

В среднем мозге находятся скопления серого вещества в виде ядер четверохолмия. Передние бугры четверохолмия являются (первичными зрительными) центрами, а задние бугры (первичными зрительными) центрами.

У человека при нарушении или выпадении функций мозжечка нарушается регуляция (мышечного тонуса, движения ног и рук резкие, походка шаткая, напоминающая походку пьяного)

Через мост проходит в кору (слуховые) пути.

Учитель: Делаем вывод, что головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средней мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.

Тема нашего урока: Большие полушария мозга.

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

III. Изучение нового материала

  • Строение промежуточного мозга.
  • Строение коры больших полушарий.
  • Доли и зоны коры больших полушарий и их функции.
  • Объяснение учебного материала.

Передней мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

В левом полушарии, у правшей находятся устная и письменная речь. В правом полушарии происходит образное мышление, творчество.

Промежуточный мозг состоит из трех частей - верхней, центральной и нижней.

Центральная часть промежуточного мозга называется таламусом. Это парное образование серого вещества, крупное, яйцевидной формы. Сюда поступают зрительные сигналы, слуховые, импульсы от рецепторов кожи, лица, туловища, конечностей и от вкусовых рецепторов, рецепторов внутренних органов. Благодаря таламусу только важная информация поступает в кору большого мозга.

Нижняя часть промежуточного мозга называется гипоталамусом. Гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, температуры тела, водного обмена, обмена углеводов

Другой отдел головного мозга большие полушария.

У взрослого человека масса больших полушарий составляет 80% массы головного мозга. Правое и левое полушария разделены глубокой продольной бороздой. В глубине этой борозды находится мозолистое тело. Мозолистое тело состоит из нервных волокон. Они соединяют левое и правое полушария.

Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества (пишут в таблицу). Кора больших полушарий головного мозга является высшим, филогенетически наиболее молодым образованием центральной нервной системы. Кора покрывает всю поверхность больших полушарий слоем толщиной от 1,5 до 3 мм. Под корой находится белое вещество, (пишут в таблицу) связывающих нейроны коры между собой и с нижележащими отделами мозга.

Учитель: - Обратите внимание на поверхность полушария. Что вы видите?

Ответ: Борозды и извилины (пишут в таблицу).

Общая поверхность полушарий коры взрослого человека 1700 -2200 см 2 . В коре насчитывают от 12 - 18 млрд. нервных клеток. Обширная поверхность коры головного мозга достигается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на выпуклые извилины и доли.

Три главные борозды - центральная, боковая и теменно - затылочная - делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную (пишут в таблицу).

(Показывает на доске - на плакате).

Лобная доля находится впереди центральной борозды. Теменная доля ограничена впереди центральной бороздой, позади - теменно-затылочной, внизу - боковой бороздой. Позади теменно-затылочной борозды находится затылочная доля. Височная доля ограничена вверху глубокой боковой бороздой. Между височной и затылочной долями резкой границы нет.

Пятая доля полушарий - островок - находится в глубине боковой борозды. Она прикрыта лобной, теменной и височной долями.

Каждая доля выполняет определенную функцию. Поэтому их делят на зоны. В затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной - слуховой. В теменной зоне, позади центральной извилины, находится зона кожно-мышечной чувствительности. Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зона расположена впереди центральной извилины.

Заполнение таблицы в тетрадях.

III. Физкультминутка.

Самостоятельная работа в парах.

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

Зоны коры больших полушарий мозга

IV. Закрепление знаний.

Для закрепления знаний дается тест.

Из перечня (I - VII) пользуясь учебником, выберите и зашифруйте ответы на вопросы (1 -8):

I. Пища в полости рта.

II. Мозжечок.

III. Средней мозг.

IV. Включение лампочки.

V. Гипоталамус.

VI. Продолговатый мозг.

VII. Большие полушария.

  1. Согласует работу внутренних органов и регулирует обмен веществ.
  2. Филогенетически наиболее молодое образование ЦНС.
  3. Если поврежден, наступает мгновенная смерть.
  4. Имеют кору и серого вещества мозга.
  5. Поддерживает тонус скелетных мышц.
  6. Содержит центры сердечно - сосудистых и дыхательных рефлексов
  7. Какой раздражитель возбуждает зрительную зону.
  8. Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры.

Для проверки удобно использовать шаблон в форме перфокарты, отверстия в котором соответствуют правильным ответам.

Ответы Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8
I +
II +
III +
IV +
V +
VI + +
VII + +
I
II
III
IV
V
VI
VII

V. Домашнее задание.

Параграф 46. Функции переднего мозга

Исходя, из сравнительной анатомии строения головного мозга позвоночных животных подготовить сообщение о роли больших полушарий в жизнедеятельности позвоночных животных.

VI. Оценка деятельности учащихся.

















Включить эффекты

1 из 17

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация по биологии на тему "Функции переднего мозга" поможет учителю в проведении урока. Целью данного урока является изучение функций переднего мозга, раскрытие значения асимметрии левого и правого полушарий. Оформление презентации иллюстрировано тематическими картинками.Теоретическая информация грамотно структурирована, что позволят легко воспринимать новый материал.

  1. Части Переднего мозга
  2. Закрепление

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Какие отделы головного мозга мы ещё не изучали?

1. Какие функции выполняет продолговатый мозг?

2. Какие нервные пути проходят через мост?

3. В чём проявляются функции среднего мозга?

4. Какова роль мозжечка?

Слайд 2

Функции переднего мозга

План урока:

  • Части Переднего мозга
  • Промежуточный мозг и его отделы
  • Большие полушария головного мозга
  • Закрепление
  • Слайд 4

    Топография промежуточного мозга

    • ФПромежуточный мозг,(diencephalon) отдел головного мозга, составляющий у человека самую- верхнюю часть мозгового ствола, над которой расположены большие полушария.
  • Слайд 5

    Части промежуточного мозга

    • Эпифиз
    • Гипоталамус
    • Таламус
    • Гипофиз
    • мозжечок
    • Продолговатый мозг
    • Мозолистое тело
  • Слайд 6

    Таламус – зрительный бугор

    Таламус (thalamus, зрительный бугор) - структура, в которой происходит обработка и интеграция практически всех сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга.

    • Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств.
    • Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации.
    • Регуляция эмоционального поведения
  • Слайд 7

    Гипоталамус - подбугорье

    Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье - отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров», за что и получил своё название.

    Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций

    • Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма.
    • Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие)
    • Участие в смене сна и бодрствования.
  • Слайд 8

    Гипоталамо - гипофизарная система

    • Гипоталамус в ответ на нервные импульсы оказывает стимулирующее или тормозящее действие на переднюю долю гипофиза. Через гипофизарные гормоны гипоталамус регулирует функцию периферических желез внутренней секреции.
  • Слайд 9

    Эпифиз – шишковидная железа

    • Основные функции эпифиза в организме
      • Регуляция сезонных ритмов организма
      • Регуляция репродуктивной функции
      • Антиоксидантная защита организма
      • Противоопухолевая защита
      • «Солнечные часы старения»
    • Мелатонин – гормон эпифиза.
      • И если эпифиз уподобить биологическим часам, то мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов и снижение амплитуды которого приводит к их остановке.
  • Слайд 10

    Большие полушарияголовного мозга

    • Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.
    • Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.
    • Центральная борозда
    • Боковая борозда
    • Теменно-затылочная борозда
  • Слайд 11

    Кора больших полушарий

    • Кора головного мозга играет очень важную роль в осуществлении высшей нервной (психической) деятельности.
    • У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами - 2/3 всей площади коры.
  • Слайд 12

    Слайд 13

    Подпишите отделы головного мозга

    1 – конечный мозг

    2 – промежуточный мозг

    3 – средний мозг

    5 – мозжечок

    6 – продолговатый мозг

    Слайд 14

    Повтори и запомни

    • Промежуточный мозг
    • Таламус
    • Продолговатый мозг
    • Средний мозг
    • Гипоталамус
    • мозжечок
    • Большие полушария мозга
  • Слайд 15

    Определите ошибки

    1. Гипоталамус

    3. Промежуточный мозг

    5. Продолговатый мозг

    6. Средний мозг

    7. Большие полушария

    1 – Большие полушария 2 - Мозжечок 3 - Продолговатый мозг 4 – Мост 5 – Гипоталамус 6 -Промежуточный мозг

    7 – Таламус 8 – Средний мозг

    4. Таламус

    8. Мозжечок

    Слайд 16

    Домашнее задание

    • П. 46 продолжить заполнение таблицы
    • Повторить п.45
  • Слайд 17

    Литература и интернет ресурсы

    Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по теме:

    «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    Задачи:

    Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

    Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);

    Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;

    Ввести сведения об органах иммунной системы;

    Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

    Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова

    Ход урока:

    I Организационный момент

    II Проверка знаний

    На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

    Индивидуальный опрос:

    (двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,

    третий учащийся выполняет задание на листочке)

    Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

    Внутренняя среда организма - это ….

    Заполните схему:

    Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

    Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

    В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.

    (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

    Фронтальный опрос:

    Какие форменные элементы крови вам известны?

    Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

    Чем опасен для организма угарный газ?

    Какую функцию выполняют лейкоциты?

    Что такое фагоцитоз и фагоциты?

    Как осуществляется процесс фагоцитоза?

    Назовите имя учёного открывшего это явление?

    Какие клетки способны к фагоцитозу?

    Каков механизм образования тромба?

    Каково значение свёртываемости крови для организма?

    Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

    Какие параметры крови определяют при анализе крови?

    Что такое малокровие? Чем оно опасно?

    Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

    III Основная часть

    1. Актуализация знаний

    Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    2. Защитные барьеры организма

    Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

    3. Формы и механизмы иммунитета

    Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет , который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

    фагоцитоз

    (И.И. Мечников) нейтрализация

    Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать

    иммунную реакцию.

    * микробы, вирусы, любые другие клетки

    Механизмы иммунитета

    Клеточный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

    Гуморальный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

    * интерферон

    4. Органы кроветворения

    У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

    Центральные органы иммунной системы:

    Костный мозг

    Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

    Тимус (вилочковая железа)

    Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

    Периферические органы иммунной системы:

    Селезёнка

    Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

    Лимфатические узлы

    Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

    5. Воспаление Рис. 47 стр.92

    Признаки:

    1. покраснение поражённого участка

    2. повышение температуры

    4. нагноение

    Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных

    Значение:

    1. не допустить распространение микробов на весь организм

    2. полное уничтожение микробов

    Гной погибшие м\о и фагоциты

    Илья Ильич Мечников

    Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

    Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем - фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» - 1901).

    Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

    IV Работа с учебником

    Инфекционные заболевания

    Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

    Базовый уровень:

    Какие заболевания называют инфекционными?

    Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

    Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

    Повышенный уровень:

    Что такое «ворота инфекции»?

    Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

    В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

    Высокий уровень:

    Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

    Каков механизм формирования подобного носительства?

    В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

    Проверка правильности выполнения заданий

    Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от

    заражения другим.

    ? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

    тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

    кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

    изоляция и лечения заболевших

    соблюдение мер личной гигиены

    профилактические прививки, лечебные сыворотки

    V Закрепление

    1. Установите соответствие

    1. Иммунитет

    А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

    2. Антитела

    Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

    3. Антигены

    В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

    4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

    Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

    5. Вакцина

    Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

    6. Лечебная сыворотка

    Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

    2. Заполните пропуски в тексте

    Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

    3. Заполните пропуски в тексте

    Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

    VI Итоги урока

    Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

    Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

    Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

    Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

    Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

    VII Домашнее задание

    Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

    Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»

    «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

    Учебная, методическая литература:

    Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.» Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г

    Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г.

    Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии. Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.

    макрофаги

    лейкоциты

    специфический

    неспецифический

    Формы иммунитета

    Б О Л Е З Н Ь

    Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)

    Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках

    Проникновение м/о

    Компоненты внутренней среды

    лимфоциты

    антитела на антигены

    макрофаги

    Клетки иммунитета

    Т-лимфоциты

    В-лимфоциты

    пожирают инородные вещества, м\о, клетки

    образуют антитела

    делают бактерии беззащит-ными перед фагоцитами

    выделяют вещества, убивающие бактерии и вирусы

    Вне клетки!

    В клетке!

    клетки памяти

    плазматические клетки

    Т-киллеры

    Т-супрессоры

    Т-хелперы

    передают информацию об антигене

    запоминание информации

    об антигене

    чужеродные

    блокируют чрезмерные реак-ции В-лимфоциты

    Сообщение учащегося

    Секция естественных наук