Сестринский процесс при применении массажа. Алгоритм действий медсестры приемного отделения Алгоритм сестринской манипуляции по физиотерапии


Немедленное является обязательным действием для медицинской сестры. От правильности действий зависит жизнь пациента, об этом необходимо помнить. поэтому так важно знать последовательность действий и четко выполнять из при возникшем случае анафилактического шока.

Анафилактический шок – острая системная аллергическая реакция I типа сенсибилизированного организма на повторное введение аллергена, клинически проявляющаяся нарушением гемодинамики с развитием недостаточности кровообращения и тканевой гипоксии во всех жизненно важных органах и угрожающая жизни пациента.

Медицинская помощь оказывается немедленно на месте возникновения анафилактического шока.

Доврачебные мероприятия:

  1. немедленно прекратить введение лекарственного препарата и вызвать врача через посредника, оставаться с пациентом рядом;
  2. наложить жгут выше места инъекции на 25 минут (если возможно), каждые 10 минут ослаблять жгут на 1-2 минуты, к месту инъекции приложить лед или грелку с холодной водой на 15 минут;
  3. уложить больного в горизонтальное положение (с опущенным головным концом), повернуть голову в сторону и выдвинуть нижнюю челюсть (во избежание аспирации рвотных масс), удалить съемные зубные протезы;
  4. обеспечить поступление свежего воздуха и подачу кислорода;
  5. при остановке дыхания и кровообращения проводить сердечно-лёгочную реанимацию в соотношении 30 компрессий на грудную клетку и 2 искусственных вдоха «изо рта – в рот» или «изо рта – в нос»;
  6. ввести 0,1% раствор адреналина 0,3-0,5 мл внутримышечно;
  7. обколоть место введения лекарственного препарата в 5-6 точках 0,1% раствором адреналина 0,5 мл с 5 мл 0,9% раствора натрия хлорида;
  8. обеспечить внутривенный доступ и начать вводить внутривенно капельно 0,9% раствор натрия хлорида;
  9. ввести преднизолон 60-150 мг в 20 мл 0,9% раствора натрия хлорида внутривенно (или дексаметазон 8-32 мг);

Врачебные мероприятия:

  • Продолжить введение 0,9% раствора хлорида натрия в объеме не менее 1000 мл для восполнения объема циркулирующей крови, в условиях стационара – 500 мл 0,9% раствора натрия хлорида и 500 мл 6% раствора рефортана ГЭК.
  • При отсутствии эффекта, сохранении гипотонии повторить введение 0,1% раствора адреналина 0,3-0,5 мл внутримышечно через 5-20 минут после первой инъекции (при сохранении гипотонии инъекции можно повторять через 5-20 минут), в условиях стационара при возможности кардиомониторирования вводить внутривенно в той же дозе.
  • При отсутствии эффекта, сохранении гипотонии, после восполнения объема циркулирующей крови, ввести допамин (200 мг допамина на 400 мл 0,9% раствора натрия хлорида) внутривенно капельно со скоростью 4-10 мкг/кг/мин. (не более 15-20 мкг/кг/мин.) 2-11 капель в минуту для достижения систолического АД не менее90 ммрт. ст.
  • При развитии брадикардии (ЧСС менее 55 в минуту) ввести 0,1% раствор атропина 0,5 мл подкожно, при сохраняющейся брадикардии повторить введение в той же дозе через 5-10 минут.

Постоянно контролировать АД, ЧСС, ЧД.

Как можно раньше транспортировать пациента в реанимационное отделение.

Возможно, вам никогда не придется проводить оказание помощи при анафилактическом шоке по той причине, что при вас он не произойдет. Однако медицинская сестра всегда должна быть готова к немедленным действиям согласно приведенного алгоритма.

Алгоритм действий медсестры при анафилактическом шоке

Поскольку анафилактический шок возникает в большинстве случаев при парентеральном введении лекарственных препаратов, первую помощь пациентам надают медсестры манипуляционного кабинета. Действия медсестры при анафилактическом шоке делятся на самостоятельные и действия в присутствии врача.

Сначала нужно немедленно прекратить введение препарата. Если шок наступил во время внутривенной инъекции, иголка должна оставаться в вене для обеспечения адекватного доступа. Шприц или систему следует заменить. Новая система с физиологическим раствором должна быть в каждом манипуляционном кабинете. В случае прогрессирования шока, медсестра должна проводить сердечно-легочную реанимацию в соответствии с действующим протоколом. Важно не забывать о собственной безопасности; применить средства индивидуальной защиты, например, одноразовый прибор для искусственного дыхания.

Предупреждение проникновения аллергена

Если шок развился в ответ на укус насекомого, нужно принять меры, чтобы яд не распространялся по организму потерпевшего:

  • - удалить жало, не сжимая его и не пользуясь пинцетом;
  • - на место укуса приложить пузырь со льдом или холодный компресс;
  • - выше места укуса наложить жгут, но не более чем на 25 минут.

Положение пациента при шоке

Пациент должен лежать на спине с повернутой головой набок. Чтобы облегчить дыхание, освобождают грудную клетку от сжимающей одежды, открыть окно для притока свежего воздуха. При необходимости следует проводить оксигенотерапию, если есть возможность.

Действия медсестры для стабилизации состояния пострадавшего

Нужно продолжить извлечение аллергена из организма в зависимости от способа его проникновения: обколоть место инъекции или укуса 0,01% раствором адреналина, промыть желудок, поставить очистную клизму, если аллерген находится в ЖКТ.

Для оценки риска для здоровья пациента, нужно проводить исследования:

  1. - проверить состояние показателей АВС;
  2. - оценить уровень сознания (возбудимость, тревожность, торможение, потеря сознания);
  3. - обследовать кожу, обратить внимание на её цвет, наличие и характер сыпи;
  4. - установить тип отдышки;
  5. - подсчитать количество дыхательных движений;
  6. - определить характер пульса;
  7. - измерить артериальное давление;
  8. - при возможности - сделать ЕКГ.

Медицинская сестра налаживает постоянный венозный доступ и начинает вводить препараты по назначению врача:

  1. - внутривенно капельно 0,1% раствор адреналина 0,5 мл в 100 мл физиологического раствора;
  2. - в систему ввести 4-8 мг дексаметазона (120 мг преднизолона);
  3. - после стабилизации гемодинамики - использовать антигистаминные препараты: супрастин 2% 2-4 мл, димедрол 1% 5 мл;
  4. - инфузионная терапия: реополиглюкин 400 мл, натрия гидрокарбонат 4%-200 мл.

При дыхательной недостаточности нужно подготовить набор для интубации и ассистировать врачу во время проведения процедуры. Продезинфицировать инструменты, заполнить медицинскую документацию.

После стабилизации состояния пациента, нужно транспортировать его в отделение аллергологии. Наблюдать за основными жизненными показателями до полного излечения. Научить правилам профилактики угрожающих состояний.

Раздел 5. АЛГОРИТМ НЕОТЛОЖНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ

Раздел 4. СПИСОК МЕДИКАМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ В ПРОЦЕДУРНЫХ КАБИНЕТАХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯАНАФИЛАКТИЧЕСКОГО ШОКА

  1. Раствор адреналина 0,1% – 1 мл N 10 амп.
  2. Физиологический раствор (0,9% р-р натрия хлорида) флаконы 400 мл N 5.
  3. Глюкокортикоиды (преднизолон или гидрокортизон) в ампулах N 10.
  4. Димедрол 1% р-р – 1 мл N 10 амп.
  5. Эуфиллин 2,4% р-р – 10 мл N 10 амп. или сальбутамол для ингаляций N 1.
  6. Диазепам 0,5% р-р 5 – 2 мл. – 2 – 3 амп.
  7. Кислородная маска или S-образный воздуховод для проведения ИВЛ.
  8. Система для внутривенных инфузий.
  9. Шприцы 2 мл и 5 мл N 10.
  10. Жгут.
  11. Вата, бинт.
  12. Спирт.
  13. Сосуд со льдом.

Анафилактический шок – патологическое состояние, в основе которого лежит аллергическая реакция немедленного типа, развивающаяся в сенсибилизированном организме после повторного внедрения в него аллергена и характеризующаяся острой сосудистой недостаточностью.

Причины : лекарственные препараты, вакцины, сыворотки, укусы насекомых (пчел, шершней и т.д.).

Чаще всего характеризуется внезапным, бурным началом в течение от 2 секунд до часа, после контакта с аллергеном. Чем быстрее развивается шок, тем хуже прогноз.

Основные клинические симптомы : внезапно появляется беспокойство, чувство страха смерти, депрессия, пульсирующая головная боль, головокружение, шум в ушах, чувство сдавления в груди, снижение зрения, «пелена» перед глазами, потеря слуха, боли в сердце, тошнота, рвота, боли в животе, позывы на мочеиспускание и дефекацию.

При осмотре: сознание может быть спутанным или отсутствовать. Кожные покровы бледные с цианотичным оттенком (иногда гиперемия). Изо рта пена, могут быть судороги. На коже может быть крапивница, отек век, губ, лица. Зрачки расширены, над легкими коробочный звук, дыхание жесткое, сухие хрипы. Пульс частый, нитевидный, АД снижено, тоны сердца глухие.

Доврачебная помощь при анафилактическом шоке:

Post Views: 11 374

ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПЕДИКУЛЕЗА :

1. Надеть на себя дополнительный халат и косынку.

2. Усадить пациента в раздевалке на кушетку покрытой клеенкой.

3. При помощи ватного тампона обработать волосы пациента:

0,15 % карбофос (1 чайная ложка на 0,5 л воды);

0,5 % раствор метилацетофоса пополам с уксусной кислотой;

0,25 % эмульсия дикрезила;

20 % водномыльная суспензия бензилбензоата;

Лосьон « Ниттифор»;

5 % борная мазь;

Мыльно- порошковая эмульсия (состав: 450 мл шампуня + 350 мл керосина + 200 мл теплой воды);

Шампунь « Гринцид», флакон 25 мл;

- « Перфолон», флакон 50 мл.

ЗАПОМНИТЬ!

Детям до 5 лет, беременным и кормящим нельзя использовать фосфорорганические растворы.

4. Покрыть волосы косынкой на 20 мин (лосьон « Ниттифор» - 45 мин);

5. Промыть волосы теплой водой.

6. Ополоснуть 6 % раствором столового уксуса. Вычесать частым гребнем в течение 10 – 15 мин. При наличии плашиц (лобковых вшей) обрабатывают волосы на лобке и в подмышечных впадинах - втирают в кожу 10 % серу или белую ртутную мазь.

7. Белье пациента, халат, косынку медсестры сложить в мешок, поместить в дезинфекционную камеру! В домашних условиях - кипятить в 2 % растворе соды 15 мин, прогладить горячим утюгом с обеих сторон. Верхнюю одежду обработать карбофосом, поместить на 20 мин. в целлофановый пакет, высушить на воздухе.

8. Помещение и предметы после дезинсекции обрабатывают теми же дезинфицирующими растворами.

9. На титульном листе истории болезни в верхнем правом углу делают отметку «Р» красным карандашом (контроль постовой медсестры через 7 дней).

10. Заполнить « Экстренное извещение об инфекционном заболевании» и отправить в районную СЭС по месту жительства пациента. Затем пациент в сопровождении медсестры переходит в ванную для принятия гигиенической ванны или душа.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА В ОТДЕЛЕНИЕ.

Способ доставки пациента в отделение определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента: на носилках (вручную или на каталке), на кресле – каталке, на руках, пешком.

Наиболее удобный, надежный и щадящий способ транспортировки тяжелобольных пациентов - на каталке.

Перекладывать пациента с кушетки на каталку и обратно удобнее втроем.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА КАТАЛКЕ.

1. Поставить каталку перпендикулярно кушетке – головной конец каталки к ножному концу кушетки.

1. Все трое встают около пациента с одной стороны

2. а) один подводит руки под голову и лопатки пациента;

3. б) второй – под таз и верхнюю часть бедер;

4. в) третий – под середину бедер и голени.

5. Подняв пациента, вместе с ним повернуться на 90 градусов в сторону каталки.

6. Уложить пациента на каталку, укройте.

7. Сообщить в отделение о том, что к ним направлен в тяжелом состоянии пациент.

8. Отправить пациента и его медицинскую карту в отделение в сопровождении медработника.

9. В отделении головной конец каталки подвести к ножному концу кровати, втроем поднять пациента и, повернувшись на 90 градусов, положить его на кровать.

10. Если каталки нет, то 2 – 4 человека переносят носилки вручную. Вниз по лестнице нести пациента ногами вперед, причем передний конец слегка приподнят. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПАЦИЕНТА НА КРЕСЛЕ – КАТАЛКЕ:

1. Младшая медсестра наклоняет кресло – каталку вперед, наступив на подставку для ног.

2. Попросите пациента встать на подставку для ног, затем, поддерживая пациента, усадите его в кресло.

3. Опустите кресло-каталку в исходное положение.

4. Следите, чтобы при транспортировке руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла – каталки.

П Р И М Е Ч А Н И Е:

ПРИ ЛЮБОМ СПОСОБЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАЦИЕНТА В ОТДЕЛЕНИЕСОПРОВОЖДАЮЩИЙ ОБЯЗАН ПЕРЕДАТЬ ПАЦИЕНТА И ЕГО МЕДИЦИНСКУЮ КАРТУ ПАЛАТНОЙ МЕДСЕСТРЕ.

М Ы Т Ь Е Р У К МЕДСЕСТРЫ ДО И ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ.

Мытье рук для сестринского персонала является обязательным требованием как перед выполнением манипуляции, так и после нее.

Последовательность действий:

1. откройте кран и отрегулируйте температуру и струю воды;

2. вымойте с мылом нижнюю треть левого, а затем правого предплечья, смойте мыло водой;

3. вымойте с мылом левую кисть и межпальцевые промежутки, затем правую кисть и межпальцевые промежутки, смойте мыло водой;

4. вымойте с мылом ногтевые фаланги левой, затем правой кисти;

5. закройте кран, не касаясь его пальцами;

6. высушите вначале левую, затем правую руку (желательно использовать для этих целей бумажные полотенца).

СМЕНА БЕЛЬЯ У ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА

ОСНАЩЕНИЕ: чистое белье, непромокаемый (лучше клеенчатый мешок для

грязного белья, перчатки).

СМЕНА НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.

3. Осторожно скатайте грязную рубашку до затылка.

4. Приподнимите обе руки пациента и скатанную у шеи рубашку переведите

5. через голову пациента.

6. Затем снимите рукава. Если у пациента повреждена рука, то рубашку сначала

7. снимите со здоровой руки, а затем с больной.

8. Положите грязную рубашку в клеенчатый мешок.

9. Одевают пациента в обратном порядке: вначале оденьте рукава (сначала на

10. больную руку, затем на здоровую, если одна рука повреждена), потом

11. перекиньте рубашку через голову и расправьте под телом пациента.

З А П О М Н И Т Е! Смена белья у пациента производится не реже 1 раза в 7 – 10 дней, у тяжелобольного пациента – по мере загрязнения. Для смены белья у тяжелобольного пациента необходимо пригласить 1 – 2 помощников.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ.

Сменить постельное белье тяжелобольному пациенту можно двумя способами:

1 способ – применяют в том случае, если пациенту разрешено поворачиваться в постели.

А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Раскройте пациента, приподнимите его голову и уберите подушку.

3. Подвиньте пациента к краю кровати и осторожно поверните его на бок.

4. Грязную простыню скатайте по всей длине по направлению к пациенту

5. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню.

6. Осторожно поверните пациента на спину, а затем на другой бок так, чтобы он оказался на чистой простыне.

7. С освободившейся части уберите грязную простыню и положите ее в клеенчатый мешок.

8. Расправьте на освободившейся части чистую простыню, края которой подверните под матрац.

9. Пациента положите на спину.

10. Под голову положите подушку, при необходимости предварительно сменив на ней наволочку.

11. При загрязнении смените пододеяльник, укройте пациента.

12. Снимите перчатки, вымойте руки.

2 способ – применяют в тех случаях, когда пациенту запрещены активные движения в постели.

А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Чистую простыню полностью скатайте в поперечном направлении.

3. Раскройте пациента, осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушку.

4. Быстро скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, а на освободившуюся часть расстелите чистую простыню.

5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее пациента.

6. Приподнимите таз, а затем ноги пациента, сдвиньте грязную простыню, продолжая на освободившемся месте расправлять чистую. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.

7. Грязную простыню положите в клеенчатый мешок.

8. Укройте пациента.

9. Снимите перчатки, вымойте руки.

ПОДАЧА СУДНА ПАЦИЕНТУ

О С Н А Щ Е Н И Е: судно, клеенка, ширма, перчатки.

А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:

1. Наденьте перчатки.

3. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды.

4. Левую руку подведите под крестец сбоку, помогая пациенту приподнять таз, при этом ноги у пациента должны быть согнуты в коленях.

5. Подложите под таз пациента клеенку.

6. Правой рукой подведите судно под ягодицы пациента, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.

7. Прикройте пациента одеялом и оставьте на некоторое время его одного.

8. По окончании дефекации правой рукой извлеките судно, помогая при этом левой рукой пациенту приподнять таз.

9. Осмотрев содержимое судна, вылейте его в унитаз, судно ополосните горячей водой. При наличии патологических примесей (слизи, крови и так далее), оставьте содержимое судна до осмотра врачом.

10. Подмойте пациента, сменив предварительно перчатки и подставив чистое судно.

12. Судно продезинфицируйте.

13. Накройте судно клеенкой и поставьте на скамеечку под кровать пациента или поместите в специально выдвигающееся устройство функциональной кровати.

14. Уберите ширму.

15. Снимите перчатки, вымойте руки.

Иногда описанный выше метод подачи судна использовать невозможно, так как некоторые тяжелобольные пациенты не могут приподниматься в данной ситуации можно поступить следующим образом.

А Л Г О Р И Т М ДЕЙСТВИЯ:

1. Наденьте перчатки.

2. Отгородите пациента ширмой.

3. Поверните пациента слегка набок, при этом ноги у пациента согнуты в коленях.

4. Подведите судно под ягодицы пациента.

5. Поверните пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась над отверстием судна.

6. Укройте пациента и оставьте его одного.

7. По окончании дефекации поверните пациента слегка набок.

8. Уберите судно.

9. Осмотрев содержимое судна, вылейте его в унитаз. Ополосните судно горячей водой.

10. Сменив перчатки и подставив чистое судно, подмойте пациента.

11. После выполнения манипуляции уберите судно и клеенку.

12. Продезинфицируйте судно.

13. Уберите ширму.

14. Снимите перчатки, вымойте руки.

П Р И М Е Ч А Н И Е:

Кроме эмалированного судна широко используют и резиновое. Резиновое судно применяют для ослабленных пациентов, при наличии пролежней, при недержании мочи и кала. Не следует туго надувать судно, так как оно будет оказывать значительное давление на крестец. Надувной валик резинового судна (то есть ту часть судна, которая будет соприкасаться с пациентом) необходимо покрыть пеленкой. Мужчинам одновременно с судном подают и мочеприемник.

Сбор мокроты должен производиться в присутствии и при непосредственном участии медицинского персонала.

1. Медсестре следует объяснить пациенту причины исследования и необходимость откашливать не слюну или носоглоточную слизь, а содержимое глубоких отделов дыхательных путей, что достигается в результате продуктивного кашля, возникающего после нескольких глубоких вдохов.

2. Необходимо предупредить пациента, что он должен предварительно почистить зубы и прополоскать полость рта кипяченой водой, что позволяет механически удалить основную часть вегетирующей в ротовой полости микрофлоры и остатки пищи, загрязняющие мокроту и затрудняющие ее обработку.

3. Медицинская сестра в маске, резиновых перчатках и резиновом фартуке должна находиться за спиной пациента, выбирая свое положение таким образом, чтобы направление движения воздуха было от нее к пациенту. Она должна открыть стерильный флакон для сбора мокроты, снять с него крышку и передать его пациенту.

нескольких глубоких вдохов.

5. По завершении сбора мокроты медсестра должна закрыть флакон крышкой, оценить количество и качество собранного материала, занести эти данные в направление. Флакон с собранной порцией мокроты тщательно закрывают завинчивающейся крышкой, маркируют и помещают в специальный бикс или ящик для транспортировки в лабораторию.

Материально-техническое обеспечение.

Материал для исследования на кислотоустойчивые микобактерии собирают в стерильные флаконы с плотно завинчивающимися крышками. При применении герметизированных флаконов предотвращается попадание МБТ во внешнюю среду, предохраняется исследуемый материал от загрязнения широко распространенными в окружающей среде кислотоустойчивыми микобактериями.

Кровохарканье - при туберкулезе у детей практически не встречается, у подростков - очень редко.



Одышка - при ранних формах туберкулеза не встречается. Она может наблюдаться при выраженном увеличении внутригрудных лимфоузлов, поражении крупного бронха с нарушением его проходимости. Отмечается одышка при милиарном, диссеминированном туберкулезе, экссудативном плеврите, распространенном фиброзно-кавернозном туберкулезе.

Боли в грудной клетке - у большинства детей отсутствуют; они могут быть проявлением вовлечения в процесс париетальной плевры, смещения средостения при осложнениях. Боли обычно небольшие, непостоянные, связанные с дыханием.

В анамнезе болезни необходимо выяснить начало и течение настоящего заболевания и возможную связь с какими-либо провоцирующими моментами. Перенесенные ОРВИ, хронические бронхиты, повторные или затяжные пневмонии, иногда бронхиальная астма, экссудативные плевриты могут быть масками туберкулеза.

Первые клинические проявления заболевания чаще нарастают постепенно, реже развиваются остро. Заболевание у детей нередко протекает бессимптомно и выявляется при профилактических обследованиях. Острое течение чаще встречается в раннем детском возрасте, бессимптомное - в школьном, особенно от 7 до 11 лет. Выясняем, не получал ли ребенок (подросток) аминогликозиды, рифампицин, фторхинолоны по поводу данного заболевания. Эти препараты обладают противотуберкулезным действием и улучшают состояние, смазывают клинику.

В анамнезе жизни обращаем внимание на сведения о противотуберкулезных прививках - их сроках, своевременности постановки туберкулиновых проб и их результатах в динамике в течение всей жизни ребенка. Выясняется наличие контакта с больными туберкулёзом людьми и животными, виды контакта.

При этом выясняем состояние здоровья членов семьи - отца, матери, родственников, а также соседей, с акцентом на подозрительные на туберкулез заболевания (плевриты, бронхиты, повторные пневмонии и др.). Важно выяснить сроки и результаты последнего флюорографического обследования родителей и других близких родственников. Имеют значение жилищно-бытовые условия семьи, материальная обеспеченность, социальная адаптация родителей, состав семьи. Важен характер туберкулиновой чувствительности у других детей в семье. Принимаем во внимание наличие у ребенка заболеваний, предрасполагающих к туберкулезу, методы проводившегося лечения.

БЦЖ (Бацилла Кальметта - Герена или Bacillus Calmette-Guérin, BCG) - вакцина против туберкулёза, приготовленная из штамма ослабленной живой коровьей туберкулёзной палочки (лат. Mycobacterium bovis BCG), которая практически утратила вирулентность для человека, будучи специально выращенной в искусственной среде.

Активность и продолжительность иммунитета к возбудителю туберкулеза человека, Mycobacterium tuberculosis, вырабатываемого под действием вакцины в организме ребенка, изучена недостаточно

Компоненты вакцины сохраняют достаточно сильную антигенность, чтобы придать вакцине должную эффективность в отношении развития бычьего туберкулеза («Жемчужная болезнь»)

Для атипичных форм группы MAC (напр. Mycobacterium avium) известно, что показатель заболеваемости в Швеции в период с 1975 по 1985 среди не вакцинированных детей был в 6 раз выше, чем среди вакцинированных, и составлял 26,8 случая на 100000.

На данный момент недостаточно изучена эффективность вакцинопрофилактики в отношении возбудителей микобактериозов (напр. Mycobacterium kansasii).

Ежегодно отмечаются случаи поствакцинальных осложнений. Заболевание, вызванное БЦЖ-штаммом носит название БЦЖит и имеет свои особенности развития туберкулезного процесса.

Противопоказания:

· недоношенность (масса тела при рождении менее 2500 г);

· острые заболевания (вакцинация откладывается до окончания обострения);

· внутриутробная инфекция;

· гнойно-септические заболевания;

· гемолитическая болезнь новорождённых среднетяжёлой и тяжёлой формы;

· тяжелые поражения нервной системы с выраженной неврологической симптоматикой;

· генерализованные кожные поражения;

· первичный иммунодефицит;

· злокачественные новообразования;

· одновременный прием иммунодепрессантов;

· лучевая терапия (вакцинацию проводят через 6 мес после окончания лечения);

· генерализованный туберкулез у других детей в семье;

· ВИЧ-инфекция у матери.

Туберкулиновые пробы.

Важную роль в профилактике туберкулеза играет его своевременное выявление. Большое значение в этом имеет флюорографические исследования, диаскинтест, реакция Манту, бактериологические исследования диагностического материала, профилактические осмотры.

Основным методом раннего выявления туберкулёзной инфекции у детей является систематическая туберкулинодиагностика. Основной её целью является изучение инфицированности микробактериями туберкулёза населения, основанное на применении туберкулиновых проб.

С 1974 г. - используется единая туберкулиновая проба - реакция Манту с 2ТЕ. С 2009 года ввели новый вид туберкулиновой пробы – диаскинтест.

Массовая систематическая плановая туберкулинодиагностика

Цели массовой туберкулинодиагностики:

· выявление лиц впервые инфицированных МБТ;

· с гиперрергическими и усиливающимися реакциями на туберкулин;

· отбор на вакцинацию БЦЖ-М детей в возрасте 2 месяцев и старше, не получивших прививку в роддоме;

· отбор на ревакцинацию БЦЖ;

· ранняя диагностика туберкулёза у детей и подростков.

Согласно Приказу министерства здравоохранения Российской Федерации №109 от 21.03.2003 г. «О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации», туберкулинодиагностика проводится всем вакцинированным детям с 12-месячного возраста (за исключением детей с медико-социальными факторами риска) ежегодно, независимо от предыдущего результата.

Борьба с туберкулезом является государственным приоритетом для России, что нашло свое выражение в законодательных актах, основными из которых являются:

· Федеральный закон от 18.06.2001 №77 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации;

· Постановление правительства РФ от 25. 12.2001 № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

· Приказ Минздрава России от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации»;

Реакция Манту

Туберкулиновая проба кожи, более известная как проба Манту или реакция Манту, используется для того, чтобы определить, был ли контакт организма с туберкулезной палочкой. Для этого внутрикожно на внутренней стороне предплечья вводится небольшое количества белка возбудителя и через 72 часа по иммунному ответу, который проявляется покраснением и формирование бугорка, интерпретируют результат.

Проба Манту может ответить только на вопрос контакте с возбудителем туберкулеза или нет. Она неспособна определить активная или неактивная эта инфекция, и способны ли вы заразить окружающих. Для подтверждения диагноза и определения формы туберкулеза (открытая, закрытая, легочная, внелегочная) проводят дополнительные исследования.

После реакции важно не мочить и не расчесывать место укола, исключить аллергены, так как это может привести к ложноположительному результату.

Диаскинтест

ДИАСКИНТЕСТ - инновационный внутрикожный диагностический тест, который представляет собой рекомбинантный белок, содержащий два связанных между собой антигена - ESAT6 и CFP10, характерных для вирулентных штаммов микобактерий туберкулеза (Micobacterium tuberculosis и Micobacterium bovis).

Данные антигены отсутствуют в вакцинном штамме Micobacterium bovis BCG и у большинства нетуберкулезных микобактерий, поэтому Диаскинтест вызывает иммунную реакцию только на микобактерии туберкулеза и не дает реакции, связанной с вакцинацией БЦЖ. Благодаря данным качествам, Диаскинтест обладает практически 100% чувствительностью и специфичностью, сводя к минимуму вероятность развития ложноположительных реакций, которые в 40–60% случаев наблюдаются при использовании традиционного внутрикожного туберкулинового теста (проба Манту). Техника постановки Диаскинтеста идентичны пробе Манту с туберкулином ППД-Л, что делает его использование доступным для медперсонала лечебных учреждений.

Диаскинтест предназначен для постановки внутрикожной пробы во всех возрастных группах с целью:

· Диагностики туберкулеза, оценки активности процесса и выявления лиц с высоким риском развития активного туберкулеза;

· Дифференциальной диагностики туберкулеза;

· Дифференциальной диагностики поствакцинальной и инфекционной аллергии (гиперчувствительности замедленного типа);

· Оценки эффективности противотуберкулезного лечения в комплексе с другими методами.

В данный момент этот способ диагностирования туберкулеза приостановлен на неопределенное время, в связи с инцидентом в Смоленске.

Химиопрофилактика

Под химиопрофилактикой понимают употребление специфических противотуберкулезных (туберкулостатических) препаратов здоровыми людьми, подвергающимися особому риску заболеть туберкулезом, для предупреждения у них заболевания.

В каких случаях назначают химиопрофилактику:

· Лицам из контакта с бацилловыделителями, в том числе и сотрудникам туберкулезных учреждений;

· Лицам, у которых выявлен вираж туберкулиновой, пробы;

· Лицам с высокой чувствительностью к туберкулину, с так называемыми «гиперергическими» реакциями на туберкулин;

· Лицам с неактивными туберкулезными изменениями, у которых в связи с неблагоприятными условиями может возникнуть обострение процесса (ухудшение условий труда, быта; неспецифические заболевания, ослабляющие организм; беременность, послеродовой период и т. д.).

Проведение химиопрофилактики:

Химиопрофилактику проводят в очагах со свежим немассивным бацилловыделением 2 раза в год по 2- 3 месяца в течение 1-2 лет

В очагах с неблагоприятными эпидемиологическими условиями - 2 раза в год по 2-3 месяца в течение 2-3 лет. По показаниям осуществляется химиопрофилактика детям и подросткам из семейного контакта с больными активными формами туберкулеза (1 раз в год по 2-3 месяца в течение 1-2 лет).

После вакцинации или ревакцинации химиопрофилактика сразу не назначается, так как противотуберкулезные препараты действуют на культуру БЦЖ и могут ослабить выработку иммунитета. Ее следует проводить только после 2-месячной изоляции больного или привитого. В тех же случаях, когда изоляция невозможна, вместо вакцинации сразу назначают химиопрофилактику.

Препарат для проведения химиопрофилактики:

Основным препаратом для проведения химиопрофилактики является тубазид. Доза его для взрослых - 0,6 г, для детей - 5-8 мг на кг массы человека. Всю суточную дозу дают в один прием, при отсутствии или непереносимости тубазида его заменяют другим препаратом.

При проведении химиопрофилактаки чрезвычайно важна регулярность приема препарата. Медсестра контролирует, чтобы больной принимал тубазид в присутствии медицинских работников или специально обученного санитарного актива. Если больной принимает тубазид самостоятельно, то препарат выдают на небольшой срок - 7-14 дней. Это позволит следить за правильностью курса лечения и своевременно обнаружить побочные явления. В таких случаях врач уменьшает дозировку или отменяет препарат на некоторое время.

Практическая часть

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО ОСНОВАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ ПО ОСД

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА № 1/18

Цель: Измерить пациенту рост и зарегистрировать в температурном листе.

Показания:

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение:

  1. Температурный лист.

Возможные проблемы пациента:

    Пациент возбужден.

    У пациента тяжелое состояние или он с физическим ущербом (слепой, нет конечности) и т. д.

    Продезинфицируйте клеенку в соответствии с действующими приказами и положите на ростомер.

    Поставьте пациента спиной к стойке, чтобы он касался ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

    Наклоните голову, чтобы наружный угол глаза был на уровни верхнего края козелка уха.

    Опустите планку на голову и отметьте рост в соответствии с делениями на стойке ростомера.

    Зарегистрируйте данные роста в температурном листе.

Получены данные о росте, результаты занесены в температурный лист.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА № 2/19

Цель: Измерить пациенту вес и зарегистрировать в температурном листе.

Показания: Необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Возможные проблемы пациента:

    Пациент возбужден.

    Негативно настроен к вмешательству.

    Тяжелое состояние.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Проверьте исправность весов.

    Постелите на площадку весов чистую клеенку.

    Откройте затвор весов и уравновесьте их с помощью большой и малой гири.

    Закройте затвор.

    Помогите пациенту встать на середину площадки весов (без обуви).

    Откройте затвор.

    Уравновесьте вес пациента с помощью гирь.

    Закройте затвор.

    Помогите пациенту сойти с весов.

    Зафиксируйте результаты в истории болезни.

    Обработайте клеенку в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Получены данные о весе и результаты занесены в температурный лист.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действии медицинской сестры.

ПОДСЧЕТ ЧАСТОТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ № 3/20

Показания:

    Оценка физического состояния пациента.

    Заболевания органов дыхания.

    Назначение врача и др.

Противопоказания: Нет.

Оснащение.

    Часы с секундной стрелкой или секундомер.

  1. Температурный лист.

Возможные проблемы пациента: Психоэмоциональные (возбуждение и т.д.)

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Приготовьте часы с секундомером или секундомер.

    Вымойте руки.

    Попросите пациента лечь удобно, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки.

    Возьмите руку пациента, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы пациент думал, что вы исследуете его пульс.

    Смотрите на грудную клетку: вы увидите, как она поднимается и опускается.

    Если вам не удается увидеть движение грудной клетки, положите свою руку на грудную клетку пациента, и вы почувствуете эти движения.

    Подсчитайте частоту за 1 минуту (только количество вдохов).

    По окончании процедуры помогите пациенту сесть удобнее, уберите все лишнее.

  1. Вымойте руки.

  2. Зарегистрируйте данные измерения в температурном листе пациента.

Оценка достигнутых результатов: ЧДД подсчитано, зарегистрировано в температурном листе.

Примечания:

    В норме дыхательные движения ритмичные (т.е. повторяются через равные промежутки времени). Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, причем у женщин она на 2-4 дыхания чаще, чем у мужчин. Во время сна дыхание обычно становиться реже (до 14 - 16 уд в минуту), дыхание учащается при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении.

    Учащение ЧДД называется тахипноэ; урежение ЧДД - брадипноэ; апноэ - отсутствие дыхания.

    Типы дыхания: грудное - у женщин, брюшное - у мужчин, смешанное - у детей.

    Проводя подсчет ЧДД, обратите внимание на глубину и ритм дыхания, а также продолжительность вдоха и выдоха, запищите тип дыхания.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА № 4/21

Цель: Исследовать пульс пациента и зафиксировать показания в температурном листе.

Показание:

    Оценка состояния сердечно-сосудистой системы.

    Назначение врача.

Противопоказания: Нет.

Оснащение.

  1. Температурный лист.

Возможные проблемы пациента:

    Негативный настрой к вмешательству.

    Наличие физического ущерба.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Информируйте пациента об исследовании у него пульса, объясните смысл вмешательства.

    Охватите пальцами правой руки левое предплечье пациента, пальцами левой руки правое предплечье пациента в области лучезапястных суставов.

    Расположите 1-й палец на тыльной стороне предплечья; 2, 3, 4-й последовательно от основания большого пальца на лучевой артерии.

    Прижмите артерию к лучевой кости и прощупайте пульс

    Определите симметричность пульса. Если пульс симметричен, дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Если пульс не симметричен, дальнейшее исследование проводите на каждой руке отдельно.

    Определите ритмичность, частоту, наполнение и напряжение пульса.

    Производите подсчет пульсовых ударов не менее 30 секунд. Полученную цифру умножьте на 2. При наличии аритмичного пульса подсчет производите не менее 1 минуты.

    Зарегистрируйте полученные данные в температурном листе.

Оценка достигнутых результатов. Пульс исследован. Данные занесены в температурный лист.

Обучение пациента пли его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания:

    Места исследования пульса:

    лучевая артерия

    бедренная артерия

    височная артерия

    подколенная артерия

    сонная артерия

    артерия тыла стопы.

    Чаще пульс исследуют на лучевой артерии.

    В покое у взрослого здорового человека частота пульса 60-80 ударов в 1 минуту.

    Увеличение частоты пульса (более 90 ударов в минуту) - тахикардия.

    Уменьшение частоты пульса (менее 60 ударов в минуту) - брадикардия.

    Уровень самостоятельности при выполнении вмешательства - 3.

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ № 5/22

Цель: Измерить артериальное давление тонометром на плечевой артерии.

Показания: Всем больным и здоровым для оценки состояния сердечно-сосудистой системы (на профилактических осмотрах, при патологии сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем; при потере сознания пациента, при жалобах, на Головную боль, слабость, головокружение).

Противопоказания: Врожденные уродства, парез, перелом руки, на стороне удаленной грудной железы.

Оснащение: Тонометр, фонендоскоп, ручка, температурный лист.

Возможные проблемы пациента:

    Психологические (не хочет знать величину артериального давления, боится и т.д.).

    Эмоциональные (негативизм ко всему) и др.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

Эталон ответов

Билет 21

Дано: Больная Н., 37 лет.

Ds: Бронхиальная астма средней тяжести.

Назначено: Ультрафиолетовое облучение.

Вопросы:

1)

2) По какой формуле необходимо рассчитывать индивидуальную биодозу перед проведением терапии у данного пациента

3) Облучение какой методикой необходимо порекомендовать при данной патологии?

4)

5)

6) Какова последовательность действий медсестры по определению биодозы, если пациент на первой процедуре? (Алгоритм действий).

Решение:

1)

2) Х = t (n – m + 1)

3) Фракционный, кожных покровов

4) нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навредить.

5)

Больным с легким и средней тяжести течением бронхиальной астмы, при отсутствии обострения и выраженной легочной и сер­дечной недостаточности назначают баротерапию; начинают с пони­женного давления, соответствующего высоте 2000-2500 м, а затем 3500 м над уровнем моря; продолжительность процедур, про­водимых ежедневно или через день, 1 ч; на курс лечения 20 про­цедур.

6)Алгоритм действий медсестры по определению индивидуальной биодозы:

1. Ознакомление с назначением врача.

2. Выбор аппарата.

3. Выбор места облучения.

4. Подготовка аппарата.

5. Придание больному нужной позы.

6. Осмотр места облучения.

7. Надевание светозащитных очков.

8. Наложение дозиметра на область облучения.

9. Фиксация его тесёмками к телу больного.

10. Закрывание простынёй окружающих участков кожи.

11. Установка аппарата на расстояние 50 см.

12. Открывание первого отверстия на заданное время.

13. Поочерёдное открывание и облучение последующих отверстий на то же время.

14. Снятие дозиметра, прекращение облучения и предупреждение больного о посещении через 24 часа.

15. Осмотр места облучения и подсчёт эритемных полосок.

16. Расчет или перерасчет биодозы по формуле.

Эталон ответов

Билет 17

Дано: Больной.

Ds: Ревматоидный артрит стоп.

Назначено: Парафиновые аппликации, по методике погружения ванночек на обе стопы, t +55 0 С, продолжительность 40мин. Курс 15 процедур.

Вопросы:

1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?

2) Какова особенность методики отпуска данной процедуры?

3) Какую ещё электролечебную сегментарно-рефлекторную методику можно порекомендовать пациенту с данным диагнозом?

4) Какие ощущения должен испытывать в ванне пациент?

5) Последовательность действий медсестры при проведении данной процедуры (Алгоритм действий).

Решение:

1) Повышение АД: дать отдохнуть пациенту до восстановления нормального давления, если АД не понизилось,вызвать врача через 3 лицо.

Головокружение и головная боль: дать пациенту отдохнуть после процедуры, по необходимости дать нашатырный спирт, вызвать врача через 3 лицо.

2) ванночек

3) Массаж, ДДТ, электрофорез нестероидных противовоспалительных средств, фонофорез гидрокортизона, аппликации димексида и санаторно-курортное лечение имеют вспомогательное значение и применяются лишь при небольшой выраженности артрита.

4) Приятное тепло

5) Алгоритм действия:

1. ознакомиться с назначением врача.

2. провести пациента в кабину.

3. помочь пациенту раздеться.

4. помочь пациенту придать удобное положение тела.

5. протереть область воздействия ватным тампоном со спиртом.

6. измерить t парафина.

7. нанести парафин на кожу.

8. закрыть компрессной бумагой.

9. укутать одеялом.

10.сделать отметку на физиочасах о продолжительности процедуры.

11. по окончании процедуры удалить лангетку.

12. обтереть обработанную поверхность влажной тканью.

13. сделайте отметку в учетно-отчетной документации.

14. пригласите пациента на последующие процедуры.

Эталон ответов

Билет 21

Дано: Больная В., 49 лет.

Ds: Хронический бронхит.

Назначено: Ингаляционная терапия.

Вопросы:

1)По какой методике необходимо провести данную процедуру?

2) Возможно ли применение данной терапии в домашних условиях? Какие лекарственные вещества или настои трав, растительные масла можно порекомендовать?

3) Какие аппараты для ингаляционной терапиив домашних условиях применяются в настоящее время? Какова их особенность?

4) С какими еще физиопроцедурами можно сочетать ингаляционную терапию при данной паталогии?

5) Какова последовательность действий медсестры при проведении данной процедуры?

Решение:

1) Пациента для проведения ингаляции усаживают в кресле для свободного дыхания в удобном положении и через респираторную маску, закреплённую вместе с генератором на столе, в течение 5-10 мин. дают вздыхать аэрозоль нужного состава.

2)

3) Ингалятор СN-231 компрессионный, ингалятор Махольда с эфирными маслами, ингалятор

4) Электросон, ДДТ, методика № 124: Ингаляции электроаэрозолей,индуктотермия с легким ощущением тепла область надпочечников, при этом индуктор-кабель в виде спирали в 2-3 витка накладывают на уровне T 10 - L 4 , ДВМ на область легких, НМП, УВЧ по битемпоральной методике, фонофорез, сухие углекислые ванны, Определенное значение имеет применение электроакупунктуры и электропунктуры, а также метода прижигания (цзю), в частнос­ти полынными сигаретами.

Алгоритм действий медсестры при проведении ингаляционной терапии.

1. Ознакомиться с назначением врача (вид ингаляции, состав ингаляционной смеси, её количество, продолжительность процедуры);

Подготовка к проведению процедуры пациента:

1. Проинструктировать пациента о поведении и дыхании во время процедуры;

2. Заполнить ёмкость ингалятора лекарством;

3. Усадить пациента у ингалятора;

4. Убедиться в его готовности;

Проведение процедуры:

1. Включить ингалятор.

2. Убедится в правильном поведении и дыхании пациента.

3. Вести наблюдение за пациентом.

4. В случае аллергических реакций (кашель, удушье) прекратить процедуру и вызвать врача.

Окончание процедуры:

1. Выключить ингалятор.

2. Снять наконечник и простерилизовать.

3. Предложить пациенту отдохнуть 10-15 мин.

4. Предупредить пациента о нежелательном курении, громком разговоре и охлаждении в течение 2-х часов.

Эталон ответов

Билет 20

Дано: Больная В., 49 лет.

Ds: Острый бронхит.

Назначено: Ингаляционная терапия (щелочные ингаляции).

Вопросы:

1) Выберите аппарат для проведения процедуры данному пациенту, если имеются аппараты «АИР-2» и «Вулкан»; почему?

2) Какие щелочные растворы можно использовать?

3) Возможно ли применение данной терапии в домашних условиях? Какие лекарственные вещества или настои трав, растительные масла можно порекомендовать?

4) Какие аппараты для ингаляционной терапиив домашних условиях применяются в настоящее время? Какова их особенность?

5) По какой методике необходимо отпускать данную процедуру?

Решение:

1) Лучше применять при остром бронхите аппарат «Вулкан», т.к. это ультразвуковой ингалятор, глубина проникновения и скорость аэрозольных частиц на этом аппарате больше, чем на аппарате «АИР-2».

2) Для ингаляции можно использовать щелочной раствор 1-3% раствора питьевой соды, морской воды, солено-щелочных минеральных вод.

3) Процедура возможна в домашних условиях. Эвкалипт, роза, лаванда, кориандр, шалфей, анис

4 ) Ингалятор СN-231 компрессионный, ингалятор Махольда с эфирными маслами, ингалятор

UN- 231 ультразвуковой, легкий в применении.

5 )Пациента для проведения индивидуальной ингаляции усаживают в кресле в удобном положении для свободного дыхания и через респираторную маску, закрепленную вместе с генератором на спинке кресла или на столе, в течение 5-10 мин. дают вдыхать пациенту электроаэрозоль нужного состава.

МИНДАЛИНЫ

Эталон ответов

Билет 17

Дано: Больной С., 44 года.

Ds: Хронический тонзиллит.

Назначено: Ультразвуковая терапия на область миндалин.

Вопросы:

1) Какие анализы необходимо сдать этому пациенту перед назначением ультразвуковой терапии?

2) По какой методике будет отпускаться данная процедура и какова её интенсивность?

3) Запишите параметры на передней панели аппарата, которые необходимо задать перед началом процедуры.

4) С какими еще физиопроцедурами можно сочетать фонофорез при данной паталогии?

5) Какова последовательность действий медсестры при проведении ультразвуковой терапии.

Решение:

1) Перед назначением ультразвука необходимо сделать анализ крови с определением тромбоцитов.

2) Методика процедуры – стабильная на область миндалин, по двум полям на подчелюстную область, интенсивность – 0,2-0,4 Вт/см 2 , режим непрерывный по 5 мин. с каждой стороны, на мазь: анальгин 50%

аа 25,0
вазелин

1) УФО, УВЧ, СВЧ, криотерапия, ингаляции, использование гелий-неонового лазера с криовоздействием, внутрилакунарное облучение, Лазерную физиотерапию и лазеропунктуру при остром и хроническом тонзиллите можно проводить с использованием импульсного полупроводникового лазера на арсениде галлия с длиной волны 0,89 мкм, плотностью мощности на конце излучателя до 7 мВт.

4) Режим непрерывный, интенсивность 0,2 – 0,4 ВТ/см кв.Продолжительность 3 -5 мин.

5)Алгоритм действий медсестры при проведении ультразвуковой терапии:

1. Ознакомиться с назначением врача.

2. Пригласить пациента в кабину.

Подготовка больного к процедуре:

1. Инструктаж больного об ощущениях и поведении во время процедуры.

2. Обнажение области проведения процедуры.

3. Укладка (усаживание) больного.

4. Нанесение контактной среды.

Подготовка аппарата:

1. Подбор и включение нужного излучателя.

2. Последовательное включение аппарата в заданном режиме и интенсивности.

3. Проверка работы излучателя.

4. Включение процедурных часов.

Проведение процедуры:

1. Лабильная методика с перемещением излучателя или стабильная методика с фиксацией излучателя.

Окончание процедуры:

1. Отключить аппарат.

2. Снять с кожи контактную среду.

3. Сделать отметку в процедурной карточке о выполнении процедуры.

Эталон ответов

Билет 20

Дано: Больная М., 37 лет.

Ds: Хронический бронхита.

Назначено: Общее ультрафиолетовое облучение (начиная с 1/4 биодозы), через день. Курс 15 процедур.

Вопросы:

1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?

2) Какие еще сегментарно-рефлекторные методики можно порекомендовать для лечения данного заболевания?

3) Какие еще местные методики облучения при данной патологии можно порекомендовать?

4) Облучение какой методикой необходимо порекомендовать при данной патологии

5) В чем недостатки данной процедуры?

6) По какой методике необходимо провести данную процедуру?

Решение:

1) Недостаточная защита глаз пациентов и персонала может привести к развитию острого конъюктивита вследствие ожога УФ лучами конъюктивы и роговицы глаза. При грубых нарушениях техники безопасности возможны ожоги кожи.

Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию, вырубить рубильник, оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо, психологическая помощь, дать экстракт валерианы, дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени: ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.

Остановка сердца: доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо,массаж сердца + ИВЛ, медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.

Ожоги: Успокоить пациента,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором,наложить сухую или смазанную мазью повязку.

2)а) СМТ – переменный режим. Электроды паравертебрально, в межлопаточной области. 3-4 РР по 5 мин., частота модуляции – 70-80 Гц, глубина – 50%. Курс – 12 процедур, ежедневно.

б) Электрофорез Са 2+ по методу «воротника» (по А.Е. Щербаку), ежедневно. Курс 10 процедур. «Воротник» смачивают раствором СаСl 2 .

Электрод S = 600-800 см 2 в форме воротника располагают на спине в области надплечья и спереди в подключичной области, второй электрод прямоугольной формы S=300-400 см 2 - в пояснично-крестцовой области.

в) Электрофорез Са 2+ по методике «общий электрофорез по Вермелю»: прокладку с 2-5% раствором СаСl 2 располагают в межлопаточной области и подсоединяют к одному из электродов. А два других сдвоенных электрода располагают на область икроножных мышц и подсоединяют к другому полюсу. J = 0,05 mA

3) Электросон, ДДТ, методика № 124: Ингаляции электроаэрозолей, индуктотермия с легким ощущением тепла область надпочечников, при этом индуктор-кабель в виде спирали в 2-3 витка накладывают на уровне T 10 - L 4 , ДВМ на область легких, НМП, УВЧ по битемпоральной методике, фонофорез, сухие углекислые ванны, Определенное значение имеет применение электроакупунктуры и электропунктуры, а также метода прижигания (цзю), в частнос­ти полынными сигаретами.

4) Больным в фазе затухающего обострения и ремиссии бронхи­альной астмы с успехом назначают лечебную гимнастику с акцен­том на дыхательные индивидуально подобранные упражнения, заня­тия в бассейне (температура воды 37-38°С), а также различные виды лечебного массажа.

5) При неправильном применении, нарушении дозировки и правил техники безопасности ультрафиолетовое облучение может оказыавть повреждающее действие как местное, так и общее. Поэтому при проведении светолечебных, и прежде всего ультрафиолетовых, процедур необхлдимл строго и точно соблюдать назначения врача.

При дозировании и проведении ультрафиолетовых облучений необходим строго! Индивидуальный подход к пациенту, вследствие того,что световая чувствительность разных людей, различных участоков кожи и даже восприятие одними и теми же людьми лечебных процедур в разное время года и отдельные периоды жизни значительно отличаются, имеют индивидуальные колебания.

УФО может оказывать повреждающее действие при превышении дозировки, а также при повышенной и патологической чувствительности к УФ лучам.

Недостаточная защита глаз пациентов и персонала может привести к развитию острого конъюктивита вследствие ожога УФ лучами конъюктивы и роговицы глаза.

Некоторые заболевания могут обостряться под влиянием УФО.

6) При бронхите облучают два поля. Первое поле – передняя поверхность шеи и область верхней половины грудины – облучают при положении пациента на спине, под спину подкладывают подушку, голову немного откидывают назад. Доза облучения – 3 биодозы. Второе поле – задняя поверхность шеи и верхняя половина межлопаточной области – облучают при положении пациента лежа на животе. Под грудную клетку подкладывают подушку, лоб опирается на сложенные кисти. Доза облучения – 4 биодозы. Облучение проводят через 1-2 дня. Курс лечения 5-6 процедур.

Эталон ответов

Билет 1

Дано: Больной С., 25 лет.

Ds: ОРВИ (сухой кашель, боли в горле, насморк, слабость, T 0 37,2)

Назначено: УФО.

Вопросы:

1) Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?

2) Можно ли назначить УФО?

3) По какой методике и с какими дозами необходимо отпустить данную процедуру?

4) По какой схеме общих ультрафиолетовых облучений необходимо проводить данную процедуру?

5) В чем недостатки данной процедуры?

6) Какова последовательность действий мед.сестры при проведении УФО?

Решение:

1) Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию, вырубить рубильник, оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо, психологическая помощь, дать экстракт валерианы, дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени: ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.

Остановка сердца: доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо,массаж сердца + ИВЛ, медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.

Ожоги: Успокоить пациента,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором,наложить сухую или смазанную мазью повязку.

2) Облучение ультрафиолетовыми лучами можно назначить коротковолновое или интегрального спектра на область миндалин, слизистой оболочки носа и слизистой оболочки глотки.

3)а) Воздействие на миндалины: положение пациента сидя на стуле (лучше винтовом), рот должен находится на уровне тубуса. На облучателе устанавливают съёмный тубус с косым срезом и вводят его глубоко в рот, направляя лучи то на одну, то на другую миндалину. Пациент удерживает высунутый язык с помощью марлевой салфетки и следит через зеркало, чтобы корень языка не мешал проведению процедуры. Каждый раз необходимо облучать только половину задней стенки глотки (чтобы избежать повторного облучения одних и тех же участков). Доза облучения – 1-5 биодоз (1-5 мин. и более) при интегральном спектре и 1-2 биодозы (3-6 мин.) при облучении коротковолновыми лучами. Облучение проводят ежедневно или через день, 3-5 облучений на курс лечения.

б) Воздействие на слизистую оболочку глотки: для облучения задней стенки глотки лучи направляют на неё через съемный тубус с широким отверстием. Доза – 2 биодозы.

в) Воздействие на слизистую оболочку носа: пациента усаживают на стул лицом к лампе, слегка отклоняя голову назад. Слизистую оболочку носа облучают через тубус с небольшим отверстием, вводя его неглубоко в каждую ноздрю. Доза облучения – 2-3 биодозы. Облучают ежедневно или через день. Курс лечения – 2-5 облучений.

4) Ускоренная схема.

Кол-во биодоз Расстояние от лампы,см

5) Нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навред

Алгоритм действия