Сотрясение головного мозга у ребенка: степени тяжести, симптомы, диагностика и лечение. Психоневрологические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков Настой из ромашки с мелиссой


По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180-200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15-25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

  • Очаговые повреждения:
    • ушиб головного мозга;
    • сдавление головного мозга - внутричерепная гематома (эпидуральная, субдуральная);
    • внутримозговое кровоизлияние;
    • субарахноидальное кровоизлияние.
  • Диффузные повреждения:
    • сотрясение головного мозга;
    • диффузное аксональное повреждение;
    • диффузные сосудистые повреждения (включая гипоксически-ишемические).
    • клиническом течении ЧМТ принято выделять следующие периоды:
    • острый: первые 2-10 нед после травмы;
    • промежуточный: от 10 нед до 6 мес;
    • отдаленный: от 6 мес до 2 и более лет.

    При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

    • продолжительность потери сознания в остром периоде травмы;
    • оценка по шкале ком Глазго (ШКГ);
    • длительность посттравматической амнезии;
    • оценка состояния жизненно важных функций, очаговых симптомов в области первичного поражения и дислокационных - по шкале НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко А. Н. Коновалов, Л. Б. Лихтерман, А. А. Потапов и соавт., 1998).

    В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

    • легкая - длительность потери сознания менее 20 мин;
    • среднетяжелая - от 20 мин до 6 ч;
    • тяжелая - от 6 до 48 ч;
    • крайне тяжелая - более 48 ч.

    Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

    Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6-15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

    • легкая: исходная оценка 13-15 баллов;
    • среднетяжелая: (1) исходная оценка - 9-12 баллов либо (2) исходная оценка - 13-15 баллов, но через 3 дня оценка не достигает 15 баллов;
    • тяжелая: исходная оценка - 3-8 баллов.

    Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

    Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

    Основные проявления посткоммоционного синдрома:

    • церебрастенические симптомы - быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, тревожность, раздражительность, трудности засыпания;
    • головные боли, головокружения, периодически сопровождающиеся тошнотой;
    • умеренно выраженные нарушения координации движений при исследовании неврологического статуса;
    • когнитивные нарушения (со стороны внимания, памяти), сопровождающиеся трудностями, связанными с обучением в школе.

    Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

    Клинические проявления последствий ЧМТ

    Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

    Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

    J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5-6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3-4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5-8 баллов — у 65% обследованных.

    Двигательные нарушения

    Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

    Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

    Когнитивные нарушения

    Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

    Речевые расстройства

    Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

    Трудности при обучении в школе

    Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

    • Приобретаемые знания имеют неоднородный и отрывочный характер.
    • На уроках в школе ребенок с трудом включается в выполнение заданий, плохо справляется с ними.
    • Наблюдаются нарушения внимания во время занятий, отмечаются затруднения, связанные с запоминанием.
    • Ребенок неаккуратен, не доводит начатое дело до конца, не организован.
    • Ребенок не может эффективно использовать помощь окружающих для того, чтобы завершить выполнение задания, работы.
    • Ребенок испытывает затруднения, когда речь идет о применении информации и навыков, а также в формулировании выводов, обобщений.

    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

    Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

    • вспышки раздражения, эпизоды агрессивного поведения;
    • импульсивность; может наблюдаться двигательная расторможенность;
    • эмоциональная лабильность, колебания настроения;
    • утрата мотивации, заинтересованности в достижении хороших результатов при выполнении тех или иных заданий и дел;
    • замкнутость, нерешительность, необщительность;
    • зависимость от других: ребенок не может постоять за себя;
    • неспособность оценить в полной мере результаты своих действий и корректировать свое поведение;
    • недостаточный самоконтроль и неправильная самооценка, что влечет за собой затруднения при общении с окружающими.

    Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10-15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

    В 70-80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

    После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

    По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

    Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

    • широкий возрастной диапазон начала заболевания;
    • наличие изменений в неврологическом статусе;
    • часто встречающееся снижение когнитивных функций;
    • выявление региональных паттернов на ЭЭГ;
    • структурные изменения в мозге при нейровизуализации;
    • часто встречающаяся резистентность к антиэпилептической терапии, что обусловливает необходимость применения производных вальпроевой кислоты в лечении многих пациентов.

    Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

    Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

    Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3-4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4-6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

    При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

    • широкий спектр противоэпилептической активности (по сравнению с другими антиконвульсантами);
    • сохранение эффективности при терапии поддерживающими дозами (часто - относительно низкими);
    • применение вальпроатов не приводит к учащению приступов;
    • применение вальпроатов не провоцирует новых клинических проявлений приступов;
    • отсутствие специфических когнитивных нарушений в процессе терапии;
    • отсутствие побочных эффектов в эмоциональной сфере;
    • нормализация электрической активности мозга;
    • улучшение качества жизни пациентов.

    Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15-45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

    Уменьшение числа приемов препарата до 1-2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

    Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

    Литература
    1. Заваденко Н. Н., Кемалов А. И. Пептидергические ноотропные препараты в лечении последствий закрытой черепно-мозговой травмы у детей //Вестник практической неврологии. - 2003. - № 7. - С. 44 - 50.
    2. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Щугарева Л. М., Паутницкая Т. С. Особенности нейромониторинга при коматозных состояниях у детей (шкала комы Глазго - С.-Петербург и ее возрастные особенности). Лучевая диагностика на рубеже столетий. - СПб., 1999. - С. 45-48.
    3. Коновалов А. Н., Лихтерман Л. Б., Потапов А. А. и др. Клиническое руководство по черепно-мозговой травме. - М., 1998. - Т. 1. - 549 с.
    4. Петрухин А. С., Мухин К. Ю. Эпилептология детского возраста. - М., 2003. - 624 с.
    5. Appleton R., Baldwin T. Management of brain-injured children. New York, Oxford University Press. 1998: 257.
    6. Brink J. D., Imbus C., Woo-Sam J. Physical recovery after severe closed head trauma in children and adolescents// J. Pediatrics. 1980; 97: 721-727.
    7. Chaplin D., Deitz J., Jaffe K. M. Motor performance in children after traumatic brain injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 1993; 74:161 - 164.
    8. Christensen J. R. Pediatric Traumatic Brain Injury. In: Developmental Disabilities in Infancy and Childhood. 2-nd ed. Eds. A. J.Capute, P. J.Accardo, Baltimore. 1996: 245 - 260.
    9. Fenichel G.M. Clinical Pediatric Neurology. A signs and symptoms approach. 3-rd ed. Philadelphia, B. Saunders Company. 1997: 407.
    10. Jennett B., Teasdale G. Management of head injuries. Philadelphia, F. A. Davis Co. 1981: 258 - 263.
    11. Kraus J. F., Fide D., Conroy C. Pediatric brain injuries: the nature, clinical course and early outcomes in a defined United States" population. Pediatrics. 1987; 79: 501 - 507.

    Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
    А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
    В. Е. Попов,
    кандидат медицинских наук
    М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
    Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

    РГМУ, Москва
    Морозовская детская клиническая больница, Москва


  • В статистике детской травматологии наиболее часто можно встретить сотрясение головного мозга. При установлении этого диагноза должна быть обязательная госпитализация ребенка в стационар. В зависимости от симптоматики и тяжести травмы выделяют три степени сотрясения.

    Высокий уровень получения травм можно объяснить активностью ребенка, он не может усидеть на месте, старается познать мир. Чем меньше возраст, тем менее несовершенны навыки координации движений, пониженное чувство опасности и страха высоты. За счет большого веса ребенок падает головой вниз, и руками не страхуется - это прямая дорога к сотрясению, а как его выявить - узнаем прямо сейчас.

    Многие могут и не догадываться, что сотрясение головного мозга имеет свою классификацию. Врачи США разделяют сотрясение головного мозга на степени, ведь у одного человека травма может привести только к тошноте или рвоте, а у другого характеризоваться длительной потерей сознания.

    По степени тяжести сотрясение может быть лёгким, средним или тяжёлым

    1. Первая степень носит название легкой. Выставить ее можно тогда, когда нет потери памяти или сознания. Длительность признаков сотрясения составляет не более 15 минут. Проявляется все заторможенностью, сильными головными болями, тошнотой.
    2. При второй степени (средняя тяжесть) человек не теряет сознания, но есть потеря памяти (амнезия). Симптоматика длится от 15 минут, до нескольких часов. Проявляется все заторможенностью, нарушением пульса, бледностью или покраснением кожи, тошнотой, рвотой, болью в голове.
    3. Третья степень, она же тяжелая, характеризуется потерей сознания от нескольких секунд до шести часов. Симптоматика при этом может быть разнообразной.

    Сотрясение у младенцев

    У новорожденных и детей до 1 года сотрясение головного мозга является результатом недосмотра со стороны родителей. Осложнений, как правило, при такой травме нет, а симптоматика не имеет грубых нарушений. Картина сотрясения у младенца, за счет различия детского и взрослого мозга, тоже имеет специфические черты.

    У взрослого человека наблюдается кратковременная потеря сознания, развивается тошнота и рвота, головные боли. Человек может не помнить непосредственные события, предшествовавшие травме или после нее. Могут подёргиваться глазные яблоки (нистагм), быть нарушена координация движений.

    Сотрясение у младенца родители могут заметить самостоятельно, но консультация врача необходима в любом случае

    Малыш дает минимальную симптоматику, он может не терять сознания. Но вот заподозрить неладное позволяет однократная или многократная рвота, тошнота, наблюдается срыгивание во время кормления. Кожа бледная, ребенок беспокоен, плачет, сонлив, но при этом много спит, аппетит может отсутствовать.

    Дошкольники и школьники

    Дети дошкольного возраста дают более яркую симптоматику при сотрясении головного мозга. Они могут терять сознание, развивается тошнота и рвота. Ребенок отмечает головную боль, у него учащен или замедлен пульс, артериальное давление нестабильно, кожа бледная, повышенное потоотделение. Ребенок капризничает, плачет, сон у него нарушен.

    Возможно развитие посттравматической слепоты в некоторых случаях

    Дифференциальная диагностика сотрясения мозга

    Развитие этого состояния начинается после получения травмы или несколько позже и длится на протяжении минут или часов, пройти может самостоятельно. Почему такое возникает, ответа до сих пор нет.

    Особенность детского организма такова, что компенсация может смениться ухудшением состояния, нередко стремительным. После получения травмы ребенок чувствует себя нормально, а через несколько часов состояние ухудшается.

    При сильном сотрясении нарушается сознание в виде обморока или оглушение, потери слуха на короткое время, темнота в глазах, ориентация в пространстве нарушена, теряется память, в ушах может шуметь и звенеть. У ребенка может быть болезненность на яркий свет или громкие звуки.

    Неспецифические признаки

    Сотрясение может сопровождаться галлюцинациями

    Неспецифическими признаками являются те, которые могут быть и при любом другом заболевании. Такими симптомами могут быть:

    • нистагм;
    • боль в глазных яблоках;
    • косоглазие;
    • повышенное внутричерепное давление;
    • мушки перед глазами;
    • потеря зрения;
    • галлюцинации;
    • нарушенная речь;
    • дрожь в конечностях;
    • судороги.

    При любой травме головы может возникнуть вышеуказанная симптоматика.При сотрясении ребенок не так гиперактивен, как обычно.

    Признаки, их характеристика, механизм появления

    Симптомы могут появиться сразу после получения травмы или по прошествии некоторого периода времени.

    Ступор характеризуется состоянием оглушения, ребенок растерян, мышцы у него напряжены, лицо имеет застывшее выражение. Эмоции, движения заторможены. Происходит это за счет нарушенной передачи импульсов в коре головного мозга.

    Потеря сознания отличается тем, что ребенок не реагирует ни на какие раздражители, нарушена и чувствительность. Все зависит от силы удара и может длиться от секунд до 6 часов. Происходящее можно объяснить за счет нарушенной передачи по отросткам нервных клеток. В мозге наблюдается дефицит кислорода и именно так проявляется это состояние.

    Однократная рвота характеризуется извержением содержимого желудка через ротовую полость. Дыхание учащено, течет слюна и слезы, нередко состояние повторяется. Причина заключается в том, что нарушается кровоток в вестибулярном аппарате и центре головного мозга, отвечающем за рвотный рефлекс.

    Тошнота характеризуется неприятными ощущениями, чувством тяжести и давления в левом подреберье. Происходит все за счет возбужденного рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге.

    Головокружение бывает в состоянии покоя и становится сильнее при попытке поменять положение. Развивается все за счет нарушенного кровотока в вестибулярном аппарате.

    Учащенный (больше 90 ударов) или замедленный (меньше 60 ударов) пульс сопровождается учащением сердцебиения или слабостью. Причиной служит нарушение внутричерепного давления, сжатие блуждающего нерва и мозжечка.

    Блуждающий нерв, выходя из полости черепа, является самым длинным нервом тела человека. Его воздействие распространяется на все органы до малого таза. Влияние его неподконтрольно воле человека и регулируется только центрами головного мозга.

    Бледность кожи лица, внезапно сменяемая покраснением происходит за счет нарушенного тонуса вегетативной нервной системы. Мелкие артерии кожи лица и шеи могут то сужаться, то наоборот, расширяться.

    Головная боль может проявиться в месте ушиба или других областях

    Головная боль может развиваться в месте ушиба или в области затылка. Она пульсирующая, распирающая, распространяется по всей голове. Причиной того служит повышенное внутричерепное давление и раздражение чувствительных рецепторов оболочки головного мозга.

    Шипение, звон или шум в области ушей происходит за счет повышения внутричерепного давления и сдавления слухового нерва. Следствием становится нарушенная работа слухового аппарата.

    Боль в глазах особенно при движении может сопровождать и чтение текста. Болеть могут и виски, а причиной всему является все то же повышенное внутричерепное давление.

    Нарушенная координация движений характеризуется заторможенностью и длительностью выполнения. Происходящее можно объяснить нарушенной передачей импульсов, поступающих от коры головного мозга, к мышцам и нарушенного кровоснабжения вестибулярного аппарата.

    Потливость сопровождается ощущением холодных или влажных ладоней, пот может выступать в виде капелек на лице или теле. Возникает это состояние за счет возбуждения симпатической нервной системы, именно она управляет работой всех внутренних органов.

    На протяжении первых часов

    Зрачки могут сузиться или, наоборот, расшириться, это нормальная реакция на свет, не сопровождающаяся ничем необычным. При неправильной реакции зрачков или разном их размере можно заподозрить более серьезную травму головного мозга. Повышенное внутричерепное давление действует на центры вегетативной нервной системы, которая отвечает за сокращение мышц, она сужает или расширяет зрачок.

    Дрожание глазных яблок при отведении их в стороны, предметы сложно рассмотреть. Связано все с нарушением работы внутреннего уха, мозжечка и вестибулярного аппарата. Именно эти структуры способствуют сокращению мышц, и пострадавший человек не может нормально сфокусировать взгляд.

    Асимметричные сухожильные рефлексы определит невролог, это ответ на удар молоточка по соответствующим участкам. В норме рефлексы одинаковы, при повышении внутричерепного давления они асимметричны.

    Удаленные по времени симптомы

    Эта группа может развиваться у ребенка через 2 - 5 суток после полученной травмы. Боязнь света и повышение чувствительности к звуковым раздражителям, раздражать могут не только громкие, но и нормальные звуки. Происходит это за счет того, что нарушено рефлекторное сокращение зрачков, нормальная работа слуховых нервов.

    Сотрясение мозга может сопровождаться капризностью, раздражительностью и другими психологическими проблемами

    Депрессивные состояния, капризность и раздражительность характеризуются плохим настроением, нежеланием двигаться, учиться, развлекаться. Причиной этого является нарушение связи между нервными клетками в коре полушарий, отвечающих за эмоциональную сферу.

    Нарушения сна характеризуются трудным засыпанием, ночными или ранними утренними пробуждениями. Суть этого явления состоит в неприятных эмоциях, которые настигают человека, стрессе, перевозбуждении, нарушением кровоснабжения мозга.

    Потеря памяти или амнезия характеризуется невозможностью вспомнить события, произошедшие непосредственно перед травмой. Длительность выпадения памяти зависит от силы удара, пришедшегося на голову. Запоминание имеет несколько этапов, при травме цепочка разрывается, и события просто не откладываются в долговременной памяти.

    Нарушение нормальной концентрации внимания характеризуется тем, что ребенок не может сосредоточиться на каком-то конкретном деле. Часто может отвлечься, невнимателен, может заняться другим, не закончив предыдущего. Происходит это за счет нарушения связи между корой и подкорковыми центрами головного мозга.

    Сотрясение головного мозга является одним из наиболее частых диагнозов в детской травматологии. Это объясняется высокой физической активностью детей, которая сочетается с пониженным чувством опасности и несовершенством координации их движений. Таким образом, около 90% случаев черепно-мозговых травм приходится на сотрясение головного мозга, которое может иметь довольно тяжелые последствия. Рассмотрим, какие симптомы сотрясения мозга у ребенка, его последствия и основные методы диагностики.

    Причины

    Сотрясение головного мозга представляет собой спонтанное нарушение его функционирования, которое, как правило, возникает сразу после травмы головы. Симптомы сотрясения у ребенка существенно отличаются от проявлений данного состояния у взрослых. Эти отличия особенно характерны для маленьких деток.

    Причиной сотрясения мозга у младенцев бывает невнимательность их родителей, в результате которой дети могут падать с кроватки, пеленального столика, из коляски или даже из рук родителей. Обычно сотрясение у деток первого года жизни протекает бессимптомно или симптомы очень слабо проявляются. У малыша может наблюдаться плохой сон при постоянной сонливости, отсутствие аппетита, беспричинный плач, бледность кожи, срыгивания при кормлении, тошнота, рвота. Однако потери сознания, как правило, не бывает.

    После того, как ребенок начинает ходить, основной причиной сотрясения головного мозга бывает падение с высоты собственного роста, горок, лестниц, окон, крыш, деревьев. В возрасте от года до 4-5 лет данное состояние может возникнуть из-за синдрома «встряхнутого ребенка», то есть, после воздействия на тело резкого торможения или ускорения.

    Симптомы

    Симптомами сотрясения мозга бывает потеря сознания, тошнота и рвота после травмы. Также у ребенка наблюдаются головные боли, потливость, бледность кожи, скачки артериального давления и пульса, нередко – нарушение сна, капризность и плаксивость. К симптомам сотрясения относится посттравматическая слепота, которая встречается в некоторых случаях. Она может появиться сразу же после травмы или немного позже, и самостоятельно исчезает через несколько минут или часов.

    Еще одной особенностью проявления сотрясения является то, что симптоматика данной патологии возникает через некоторое время после падения и начинает стремительно нарастать.

    Последствия сотрясения

    Несмотря на то, что сотрясение головного мозга не приводит к структурным изменениям в нем, последствия могут быть весьма тяжелыми.

    В первую очередь нужно отметить, что данная патология оставляет память о себе на всю жизнь и проявляется в виде чрезмерной ранимости и раздражительности человека. Он будет чаще других уставать, плакать, впадать в депрессию . Ему трудно переносить холод и жару, нередко может появляться бессонница .

    Наиболее частыми последствиями сотрясения мозга бывают эмоциональные вспышки , нередко довольно агрессивные, склонность к судорожным состояниям, повышенная восприимчивость к вирусным и инфекционным заболеваниям. Кроме того, малыш может страдать от головных болей, ему будет трудно сконцентрироваться, что, конечно же, отобразится на школьной успеваемости.

    К последствиям сотрясения у ребенка относятся неврозы , которые проявляются вазомоторной неустойчивостью, мигренью, бессонницей, чувством страха и тревоги, нервозностью. Иногда возможно развитие психозов, при которых появляются галлюцинации, бред и нарушения восприятия.

    Тяжелым осложнением сотрясения головного мозга бывает посткоммоционный синдром , в случае развития которого через некоторое время после травмы у ребенка появляется постоянное головокружение, головные боли высокой интенсивности, бессонница, раздражительность, сильное беспокойство. Данное состояние требует немедленного лечения, хотя избавиться от него даже с помощью терапии очень сложно.

    Как определить сотрясение у ребенка

    Если малыш получил черепно-мозговую травму, необходимо вызвать скорую помощь, которая отвезет его в стационар для консультации у невропатолога или нейрохирурга. При необходимости врач проведет обследования пациента.

    Диагностика начинается с осмотра специалиста. Далее при необходимости назначаются дополнительные обследования.

    • Для детей первого-второго года жизни предпочтение отдается такому методу обследования, как нейросонография – ультразвуковое исследование тканей головного мозга.
    • Детям старшего возраста обычно проводят рентген и эхо-энцефалографию (ультразвуковой метод). Наиболее точными аппаратными методиками обследования состояния головного мозга являются компьютерная томография (КТ) и магниторезонансная томография (МРТ).
    • По специальным показаниям может применяться электроэнцефалография, которая дает возможность определить биоэлектрическую активность структур головного мозга. Она проводится для оценки степени тяжести травмы и выявления возможных очагов эпилептической активности. В особо тяжелых случаях доктор может назначить ребенку люмбальную пункцию.

    Первая помощь ребенку после получения травмы заключается в обеспечении полного покоя и обработке раны, если таковая присутствует. Дети раннего возраста подлежат обязательной госпитализации. Старшим деткам после осмотра врача и установления их удовлетворительного состояния назначается покой в домашних условиях. Обычно через 2-3 недели после получения сотрясения головного мозга их состояние приходит в норму. При любом его ухудшении ребенка необходимо немедленно показать врачу.

    Сотрясение мозга является одной из наиболее распространённых травм у взрослых и детей. Из-за падения или удара происходит незначительное повреждение черепа или мягких тканей головного мозга, вследствие чего наблюдается нарушение функций нервных тканей. Но этот процесс обычно не приводит к необратимым последствиям. Как протекает болезнь по этапам, сказать сложно. Многие врачи уверены в том, что при сотрясении происходят нарушения функций клеток нервной системы. Возможно смещение тканей, нарушение связей между мозговыми центрами, недостаточность питания нервных клеток. Вследствие сотрясения возможны незначительные осложнения, которые сложно обнаружить с помощью МРТ. Иногда при сотрясении мозга человек теряет сознание, но не всегда это может заметить. Потеря сознания может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.

    Причины

    Получить травму головного мозга ребёнок может в любом месте: на улице, дома, в детских учреждениях или транспорте.

    • Младенцы по невнимательности родителей могут упасть с пеленального стола, кровати, из коляски.
    • Дети постарше учатся двигаться, поэтому падения для них распространённое явление.
    • Дошкольники и школьники младшего возраста любят лазить по деревьям, лестницам и горкам на детских площадках. Поэтому также не исключены черепно-мозговые травмы.
    • Головной мозг младенца может пострадать от сильных укачиваний.

    Симптомы

    • Определить наличие сотрясения у грудных малышей несложно: возможны срыгивания после еды, бледный кожный покров, тошнота и рвота, а также капризное и беспокойное поведение ребёнка с сильными приступами плача.
    • У детей старшего возраста возникает сильная боль в голове и головокружение, изменяется пульс.
    • Ребёнок не может сконцентрировать взгляд и теряется в пространстве.
    • Сразу после падения или удара ребёнок может потерять сознание. Но потеря сознания чаще наблюдается у детей старше одного года. Как распознать ещё - одним симптомом сотрясения мозга у детей является посттравматическая слепота. Она может длиться от нескольких минут до нескольких часов, после чего исчезает без последствий.
    • Некоторые признаки травмы с повреждением головного мозга проявляются лишь через несколько часов после падения или удара.
    • При сотрясении мозга у детей может резко ухудшиться самочувствие, появляется тошнота и рвота, повышается температура.
    • Родителям необходимо знать, что не всегда симптомы сотрясения проявляются сразу после травмы. Поэтому необходимо как можно раньше доставить ребёнка на осмотр к врачу.

    Диагностика сотрясения у ребёнка

    Как понять, что это сотрясение мозга - у детей это делается таким образом: для постановки диагноза необходим осмотр ребёнка врачом, а также составление анамнеза. Осматривать малыша будет травматолог и невропатолог. Точный диагноз будет поставлен после применения одного из методов обследований. Существует несколько способов оценить вероятность повреждения головного мозга, но обычно врач выбирает один из методов. В этих целях используется компьютерная томография или МРТ, а у детей до 1,5 лет проводится УЗИ. Компьютерная томография позволяет быстро и легко оценить состояние головного мозга после падения или удара. МРТ также помогает выявить сотрясение, но процесс обследования более длительный. И к недостаткам МРТ в качестве метода исследования детского головного мозга относится введение наркоза малышу. Для малышей, у которых окончательно не зажил родничок, проводится УЗИ.

    Это поможет вам больше узнать о сотрясении мозга у детей и оказать первую помощь.

    Осложнения

    Обычно сотрясение мозга проходит без последствий. При своевременной диагностике и лечении, ребёнок быстро поправится. Осложнения обычно возникают в случаях неправильного или несвоевременного лечения.

    • Лёгкая степень сотрясения в дальнейшем может проявляться в виде головных болей.
    • Более серьёзная форма сотрясения может вызвать тяжёлые осложнения, из-за которых может возникнуть эпилепсия.
    • Головные боли могут возникать из-за смены погодных условий.
    • Бессонница, раздражительность, резкая смена настроения - все эти последствия иногда проявляются из-за сотрясения мозга у ребёнка.
    • Возможно возникновение «эффекта повтора». Это означает, что малыш будет испытывать те же симптомы, что и во время травмы.

    При возникновении осложнений и резкого ухудшения самочувствия ребёнка, следует немедленно обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

    Лечение

    Что можете сделать вы

    • Если ребёнок получил черепно-мозговую травму, необходимо оказать первую помощь и отправить малыша на осмотр к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов избежать последствий и осложнений.
    • До приезда врачей необходимо расположить ребёнка в удобной позе, но не допускать его сна.
    • При открытой ране на голове, следует её продезинфицировать.
    • Если малыш потерял сознание, его необходимо повернуть на бок.
    • При подозрении на сотрясение мозга у ребёнка нельзя давать обезболивающие, а также ограничить активность малыша.
    • Если ребёнок после падения или удара чувствует себя хорошо, но через несколько часов его состояние резко ухудшилось, следует немедленно вызывать «скорую помощь».

    Что делает врач

    Лёгкое сотрясение мозга лечится обычно дома. В стационаре детей с черепно-мозговыми травмами оставляют в тяжёлых случаях или при подозрении на осложнения. Контроль врачей необходим, чтобы вовремя предотвратить приступы эпилепсии, развитие гематом и отёк головного мозга. По этой причине ребёнок может находиться в стационаре в течение недели. Если после проведения компьютерной или магнитно-резонансной томографии не были обнаружены отклонения или нарушения, ребёнок находится в больнице около 3 дней. Лечение сотрясения у ребёнка заключается в ограничении двигательной активности, назначении мочегонных препаратов и медикаментов с повышенным количеством калия. В некоторых случаях малышу могут назначить успокоительные средства, а также лекарства против аллергии. После проведённого лечения ребёнок нуждается в витаминных комплексах, а также ему необходимо проходить регулярные обследования для предотвращения патологий.

    Профилактика

    Предотвратить сотрясение мозга у детей не всегда представляется возможным. За младенцами следует внимательно смотреть, не оставлять их одних в комнате, на кровати и пеленальном столе. За детьми постарше следить становиться сложнее. Поэтому необходимо объяснять детям правила безопасного поведения не только дома, но и на улице, в детских садах и школах. И запомните, любое сотрясение мозга у детей требует обращения к врачу - ведь легкого сотрясения не бывает!

    По данным ВОЗ в мире 50 млн. слепых на один глаз и 9 млн. на оба. Из них, ослепших в детском возрасте 50%.

    Слепота - это полное отсутствие каких либо световых восприятии - это научное определение. Слепота житейская, практическая, гражданская - способность ориенти­роваться в пространстве - зрение при этом 0,02-0,05 с коррекцией или при её отсутствии.

    Различают слепоту неизлечимую - увечье и слепоту излечимую болезнь. Слепота и количество слепых определит санитарное состояние местности и материальное благополучие населения. Исчисляется на 10 млн. населения, от 7-10 человек слепых - это удовлетворительное состояние, от 10 до 15 неудовлетворительно и от 20 до 25 - плохое.

    По социальному статусу бедных ослепших - 86%, богатых - 0,6%. Примеры неустранимой слепоты - это врожденные уродства, дефекты развития глазных яблок ­- киста, анофтальм, гидрофтальм. Посттравматическая слепота и после заболевания глаз, кончающихся их атрофией. Слепота - после терминальной глаукомы, атрофии зрительных нервов, различной патологии глазного дна.

    Примеры устранимой слепоты: врожденная катаракта, аномалия рефракции, исходы повреждений глазного яблока, наследственные заболевания, глаукома, заболевания связанные с общей патологией - гипертонической болезнью, сахарным диабетом, патологией почек, печени, атеросклерозом.

    Для устранения слепоты нужна профилактика её при рождении, ранняя её диагностика и своевременное лечение, часто вместе с интернистами. Всё это зависит от санитарно-просветительной работы всей врачебной сети и врачей общей практики. Необходимо отметить, что врожденной слепотой не может полностью понять и оценить свой дефект.

    Слепота приобретенная - величайшее несчастье человека.

    Обучение и трудоустройство слепых или реабилитация слепых и слабовидя­щих. Интерес к слепоте и трудоустройству слепых возник в конце 19 века. Были открыты приюты и специальные учебные заведения для слепых. Впервые в Париже Валентин Гюаи, очень состоятельный человек, открыл в 1786г. так называемый институт слепых и слабовидящих детей, где жил и его слепой сын. Там обучали детей различным ремеслам, не требующим зрения. Способных к музыке, обучали игре на музыкальных инструментах. Впоследствии этим детям помогли с трудоустройством.

    Одним из его учеников был Луи Брайль, который в 1829г. изобрел 6-ти точечную систему письма, состоящую из 63 знаков, но реально она была введена в обучение слепых во всем мире только через 50 лет. В 70-х годах 18 столетия в Англии Мунн предложил для обучения выпуклый шрифт, но он не получил распространения в связи с плохим почерком людей.

    У нас в Узбекистане трудоустройство слепых и слабовидящих начинается со школы - в интернатах слепых и слабовидящих. При приёме в эти школы должна учитываться острота зрения. В школу слепых принимают детей с остротой зрения от "0" до 0.05 требующих и не Требующих коррекции, соответственно рефракции. В школы слабовидящих - с остротой зрения от 0.05 до 0.2. Где их обучают чтению не только по Брайлю, но и обычному шрифту.

    Считается, что слепой может овладеть 405 специальностями. В начале, после потери зрения, многие люди теряют веру к жизни, но затем они понимают, что и слепой человек может приносить большую пользу обществу. В школе слепых обучают по Брайлю различным предметам, а затем они по способностям поступают в институты, училища и ведут активный образ жизни. Они учатся в университете - на историческом, филологическом, математическом факультетах, в консерватории - на певческом и струнном факультетах.

    Существуют не только слепые, но и слепо-глухо-немые. Примером может служить Ольга Скороходова,- кандидат педагогических наук, по образному выражению Горького - чудо разума. Она написала книгу, "как я воспринимаю и представляю окружающий меня мир". Она была одна из организаторов школы слепо-немо-глухих в г.Сергиевом Пасаде (Зеленогорске), Московской области. Один, из его выпускников, Карныгин, не только говорит на русском, но и на английском, французском и немецком языках, печатает на машинке по Брайлю со зрячей печатью. Пример (как обучают слепоглухонемых).

    В г. Ташкенте слепые работают в качестве рабочих на комбинате слепых и в типографии. Они выпускают журнал "в одном строю" не только для слепых, но и для зрячих. Всё это говорит о том, что слепой это не только нищий, стоящий у мечетей, церквей и базаров, а активный член нашего общества.

    Профилактика слепоты - это ваша задача - врачей общей практики. Это профилактика и лечение больных не только с глазными, но и различными общими заболеваниями приводящими к слепоте. Выявление врожденных заболеваний, недо­пущение родственных браков, борьба с алкоголизмом, профилактика отравлений и профессиональных заболеваний, борьба с нарушителями экологии.